ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
специальность: 44.02.01Дошкольное образование
Студента(ки)______группы
________________________
Камышлов, 2018
Методическое пособие. Дневник УП.02.01 «Наблюдение, анализ и проектирование различных видов деятельности и общения детей в группах раннего и дошкольного возраста» по ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей для специальности 44.02.01 дошкольное образование.
Разработчики: Штыркина А.И. преподаватель педагогический дисциплин;
Марьина Е.В. преподаватель педагогических дисциплин.
Данное учебное пособие служит рабочим материалом для студентов специальности 44.02.01 при прохождении учебной практики наблюдения и анализ организации различных видов деятельности и общения детей. Дневник предназначен для организации наблюдений за деятельностью воспитателей групп раннего и дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности и оформления протоколов и написания анализов по результатам наблюдений.
День 1______________________(указать дату)
I. Установочная деятельность:
Задание 1 Ознакомьтесь с программой практики и запищите цели и задачи практики в таблицу, уточнив индивидуальную задачу на основе самооценки готовности к данному виду деятельности(см задание 4).
цель | |
задачи | |
индивидуальная задача |
Задание 2. Запишите формы отчетной документации по данному виду учебной практики с учетом этапов
Форма отчетности | Критерии оценки |
Задание 3 Составьте индивидуальный график прохождения практики
дата | Задания по практике | Форма отчетности |
Задание 4. Проведите самооценку сформированности компетенций на основе карты (пользуясь методическими рекомендациями)
1 балл умение сформировано в полной мере
0,5 балла умение реализуется с недочетами, вызывает затруднения
0 баллов умение не сформировано
Шкала перевода среднего балла в уровень: 29-25 – высокий; 24-18 – средний; 17-12 – низкий; менее 11 б. – недопустимый
Практический опыт | Показатель оценки | начало | окончание | Оценка методиста |
Имеет опыт в осуществлении наблюдение за организацией различных видов деятельности дошкольников и фиксирует результаты наблюдений в картах | Знает и правильно определяет содержание и этапы организации и проведения игровой деятельности дошкольников | |||
Знает и правильно определяет содержание и этапы организации и проведения трудовой деятельности дошкольников | ||||
Знает и правильно определяет содержание и этапы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов в повседневной жизни и различных видах деятельности | ||||
Знает и правильно определяет содержание и этапы организации и проведения продуктивной деятельности дошкольников | ||||
умеет определять содержание и этапы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников | ||||
Имеет опыт анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей | Умеет вычленять существенные признаки и структуру игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста | |||
Умеет определяет направление ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет вычленять существенные признаки и структуру видов труда детей дошкольного возраста | ||||
Умеет определять направление развития трудовых умений в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет вычленять признаки бесконфликтного общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности | ||||
Умеет определять направление развития коммуникативных умений в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет определять направление развития изобразительных (конструктивных) умений в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Имеет опыт анализа приемов организации и руководства различных видов деятельности и общения дошкольников | Умеет определять приемы организации и руководства игровой деятельностью дошкольников, | |||
Имеет опыт анализа и оценки эффективности их использования в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет определять приемы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов, | ||||
Имеет опыт анализа и оценки эффективности их использования в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников, | ||||
Имеет опыт оценивания эффективности их использования в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет определять приемы организации и руководства продуктивными (конструктивными) видами деятельности дошкольников, | ||||
Имеет опыт оценивания эффективности их использования в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
Умеет определять приемы подготовки и проведения праздников и развлечений детей раннего и дошкольного возраста, | ||||
Имеет опыт оценивания эффективности их использования в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы | ||||
сумма баллов | ||||
Уровень |
Вывод исходный уровень самооценки составлял__ баллов что соответствует ____________ уровню, проблемным полем являлось умение___________, это связано с недостаточной осведомленностью в области__________, неготовностью к ____________, в ходе практики была проделана следующая работа__________, это позволило овладеть ___________ и достичь ___________ уровня освоения _________________________ выраженного в следующих баллах__________. Динамика освоения компетенций в области______________ составила___________
Задание 5. Проанализируйте нормативные документы и заполните таблицу.
Название документа | Краткая аннотация | Ссылка на документ |
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года | ||
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2020 года |
II. Теоретико-методическая деятельность
Задание 6. Изучите примерную основную образовательную программу
(на выбор) и заполните следующие таблицы.
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой (Руководитель авторского коллектива Н.В. Федина)
Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева
Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой,
Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (Научный руководитель Л.Г. Петерсон)
Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ»
адрес: firo.ru ›?page_id=22731
Укажите виды, содержание и задачи организации игровой деятельности дошкольников с учетом возраста.(для 1 группы раннего возраста и 1 группы дошкольного возраста)
Таблица 1
группа | Вид игры | Задачи | Тематика(названия) |
Укажите виды, задачи и оборудование для проведения продуктивной деятельности дошкольников с учетом возраста.(для 1 группы раннего возраста и 1 группы дошкольного возраста)
Таблица 2
группа | Вид продуктивной деятельности | задачи | Способы деятельности (приемы, материалы, инструменты) |
Укажите виды, содержание и задачи проведения трудовой деятельности дошкольников с учетом возраста.(для 1 группы раннего возраста и 1 группы дошкольного возраста)
Таблица 3
группа | Вид труда | задачи | Способы деятельности (приемы, материалы, инструменты) |
Укажите виды, содержание и задачи проведения общения дошкольников (коммуникативной развитие) с учетом возраста.(для 1 группы раннего возраста и 1 группы дошкольного возраста)
Таблица 4
группа | Задачи коммуникативного развития | Формы организации общения | Приемы обучения бесконфликтному общению |
Укажите формы м задачи организации развлечений и праздников дошкольников с учетом возраста.(для 1 группы раннего возраста и 1 группы дошкольного возраста)
Таблица 5
группа | Формы и тематика развлечений и праздников | их периодичность | Задачи организации |
III. Практическая деятельность
День 2_________________(указать дату)
Задание 7 Познакомиться с особенностями ДОО и группами раннего и дошкольного возраста, заполнить карту ДОО базы практики.
Название ДОО(полное)_________________________________________________________
УМК(на основе примерной ООП)_______________________________________
Контингент воспитанников
Количество групп__________________________________________________
Количество воспитанников__________________________________________
Группа_____________________(название, возрастные границы, направленность)
Количество детей _________________ мальчиков____ девочек___________
Цели и задачи образовательной деятельности в группе(на основе рабочей программы воспитателя)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Воспитатели (ФИО, категория, стаж) __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите из программы особенности организации жизнедеятельность детей
Режим дня
Время | Режимный момент | Виды деятельности детей |
Образовательная область | технологии организации | Формы и методы проведения |
Задание 8 Разработайте программу наблюдения организации и проведения (игровой, продуктивной, трудовой деятельности) дошкольников, опираясь на полученные знания.
Задание 9. Провести наблюдение и анализ форм и способов организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста (вторая половина дня)
Протокол № 1 наблюдения_________________________________________
Цель наблюдения_______________________________________________________
Режимный момент
Вид игры, наименование
этап | Деятельность детей | Приемы руководства | Оборудование |
Выводы и рекомендации по организации игровой деятельности детей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Провести наблюдение и анализ форм и способов организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста (первая половина дня)
Протокол № 2 наблюдения_________________________________________
Цель наблюдения_______________________________________________________
Режимный момент
Вид игры, наименование
Задачи
этап | Деятельность детей | Приемы руководства | Оборудование |
Выводы и рекомендации по организации игровой деятельности детей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11 Дайте оценку уровню сформированности свободной игровой деятельности детей используя представленные карты.
Карта№1 диагностического наблюдения за поведение дошкольника в творческой игре
показатели | управление | Примечание с учетом возраста детей | ||
педагогом | совместно | самостоятельно | ||
Выбор тема замысел | ||||
Распределение ролей, игрового оборудования | ||||
Создание игровой среды | ||||
Содержание игры(сюжет игровые и ролевые действия) | ||||
Игровой диалог | ||||
Развитие игры | ||||
Завершение игры | ||||
Разрешение конфликтов |
Заключение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12 оформите анализ организации игровой деятельности детей, на основе схемы данной в методических рекомендациях
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
День 3_______________(указать дату)
Задание 13. Провести наблюдение и анализ организации продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Протокол наблюдения № 3 __________________________________________
Цель наблюдения______________________________________________________
Режимный момент ____________________________________________________/
Занятие _________________________________________(указать вид и тему)
Задачи
этап | Деятельность детей | Приемы руководства | Оборудование |
Выводы и рекомендации по организации продуктивной деятельности детей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14 Дайте оценку уровню сформированности продуктивной деятельности детей используя представленные карты.
Карта оценки результативности детских работ
Задачи программы
Планируемые результаты
Уровни овладения формируемыми умениями
уровень | Не сформировано | Сформировано частично | Сформировано полностью |
Количество детей | |||
% |
Выводы и рекомендации по организации продуктивной деятельности детей
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15 оформите анализ организации продуктивной деятельности детей, на основе схемы данной в методических рекомендациях
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 16. Провести наблюдение и анализ организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности с учетом возраста и психофизического развития детей.
Протокол №4 Наблюдение _________________________________________
Цель наблюдения______________________________________________________
Режимный момент ____________________________________________________
Вид деятельности _________________________________________(указать вид и тему)
Задачи
этап | Деятельность детей | Приемы руководства | Примечание |
«+» | «¾» | ||
Выводы и рекомендации по организации общения детей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 17. Осуществите отбор приемов решения конфликтных ситуаций осуществляемых воспитателем в работе с дошкольниками.
Конфликтная ситуация (описание) | Приемы решения | Эффект |
Выводы и общая оценка
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 18. Проведите анализ использования коммуникативных игр в работе с дошкольниками.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
День 4._______________(указать дату)
Задание 19. Провести наблюдение и анализ организации различных видов трудовой деятельности дошкольников.
Протокол наблюдения № 5 _________________________________________
Цель наблюдения______________________________________________________
Режимный момент
Вид труда дошкольников
Задачи
этап | Деятельность детей | Приемы руководства | Оборудование |
Задание 20. используя предложенные карты дайте оценку условиям организации трудовой деятельности дошкольников и уровню развития трудовых навыков
Карта оценки условии организации трудовой деятельности дошкольников
условия | Приемы создания | Оценка действенности |
эмоционально-положительная атмосфера; | ||
материальная среда и трудовое оборудование | ||
дозированная нагрузка | ||
учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда |
Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 21 Дайте оценку уровню сформированности трудовой деятельности детей используя представленные карты.
Задачи программы
Планируемые результаты
Уровни овладения формируемыми умениями
уровень | Не сформировано | Сформировано частично | Сформировано полностью |
Количество детей | |||
% |
Задание 22. Оформите анализ организации трудовой деятельности детей, на основе схемы данной в методических рекомендациях
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
День 5 ___________(Указать дату)
Задание 23. Провести наблюдение и анализ форм и способов организации развлечения детей раннего и дошкольного возраста.
Протокол № 6 наблюдение_________________________________________
Цель наблюдения_______________________________________________________
Тип развлечения, тема_______________________________________________
этап | Содержание деятельности детей | Приемы руководства | примечание | |
«+» | «¾» | |||
Выводы и рекомендации по организации развлечения для детей младшего дошкольного возраста
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 24. Провести наблюдение и анализ форм и способов организации социального проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Протокол №7 Наблюдение опыта организации социальных практик дошкольников _________________________________________
Цель наблюдения_______________________________________________________
Тип социального проекта, тема
_______________________________________________
этап | Содержание деятельности детей | Приемы руководства | примечание | |
«+» | «¾» | |||
Выводы и рекомендации по организации социального проекта для детей старшего дошкольного возраста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 25. Оформите анализ организации и проведения развлечений (социальных проектов).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
День 6. _______________(указать дату)
Задание 26. Проведите самооценку сформированности компетенций по итогам учебной практики на основе карты (пользуясь методическими рекомендациями).
Задание 27. Оформите отчетную документацию по УП 02.01 Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей в группах раннего и дошкольного возраста.
Задание 28. Напишите самоотчет по итогам практики УП 02.01 Наблюдение и анализ различных видов деятельности и общения детей в группах раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями (оформляется отдельно)