Развитие отечественных конституций.




Понятие, сущность и юридические свойства конституции.

Развитие отечественных конституций.

3. Структура, содержание и основные принципы Конституции РФ 1993 года, способы ее изменения.

Реализация Конституции РФ: понятие и формы.

Правовая охрана Конституции РФ.

 

Литература:

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1994. Преамбула. С. 1-5. Гл. 1, 9. С. 6-52, 421-428. Раздел 2. С. 429-437.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. Гл.4.
3. Конституционное право России: лекции // Отв. Ред. В.Т.Кабышев, Е.В.Колесников. Саратов, 1995. Гл.2.
4. Сборник нормативных актов по советскому государственному праву / Отв. Ред. А.И.Лукьянов. М., 1984
6. Хрестоматия по истории государства и права России/ Сост. Ю.П.Титов. М., 1997.

 

Понятие, сущность и юридические свойства конституции.

Понятие «конституция» происходит от латинского constitutio, означающее «устанавливаю, утверждаю». Одним из источников римского права были «конституции императоров», т.е. их указы и распоряжения, регулирующие правоотношения в Древнем Риме. Фактически это были законы, закрепляющие власть императора. Платон[1] в своих «Законах» писал: «… не думаешь ли ты, что одержавший победу тиран, народ или кто другой установит добровольно законы, имеющие ввиду иное, а не свою собственную, прежде всего, пользу, т.е. закрепление за собой власти. »

Первые конституционные акты в современном их значении были приняты в конце XVIII в. в США, Франции, Польше. Таким образом, под конституцией стали понимать основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Сущность Конституции большинство правоведов стали определять как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе.. По меткому выражению Фердинанда Лассаля[2]: «Действующая Конституция страны – это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писаная Конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реального соотношения общественных сил». Близко к этому понимание Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса.

Обычно конституция – явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и устанавливает пределы для институтов власти. Так, например, в США конституция была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами штатов. Во Франции проект ныне действующей конституции (1958) был выработан конституционным комитетом и затем одобрен путем референдума. Конституции Италии и Индии разработаны и окончательно одобрены учредительными собраниями. Некоторые конституции (Греции, 1975, Испании, 1978) были выработаны парламентами и вынесены на референдум.

Конституции можно классифицировать по ряду признаков (см. сх. на стр. 21.)

       
   
 
 


ПО ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ

  Принятые народом   ПО ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ   Республиканские
Дарованные народу (октроированные)   Монархические
   
ПО ТИПУ ФОРМАЦИИ Буржуазные   ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА   федеративные
Социалистические   Конфедеративные
    унитарные
   
ПО ФОРМЕ писаные   ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ   демократические
неписаные тоталитарные (авторитарные)
       
ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ временные ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ гибкие
постоянные жесткие
               

 

Социально-политическая сущность конституции состоит в следующем:

  СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ  
           
З А К Р Е П Л Я Е Т победу наиболее активной политической силы, действующей в обществе накануне принятия Конституции   О Т Р А Ж А Е Т соотношение политических сил, существующих в обществе на момент принятия Конституции   П Р Е Д С Т А В Л Я Е Т собой «общественный договор» в котором согласованы политические интересы различных групп общества
                     

 

Важнейшим нормативным актом Российской Федерации является КонституцияОсновной закон Российского государства, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы общественного и государственного устройства, организации и деятельности системы государственных органов.

Уникальное место Основного закона России в правовой системе вызвано следующими фундаментальными факторами:

ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ
 
Имеет высшую юридическую силу
 
Обладает верховенством в системе законодательных актов государства
 
Является ядром правовой системы, в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов
 
На ней базируется все текущее законодательство
 
Имеет прямое действие на всей территории страны
 
Имеет особый порядок принятия и изменения
 
Правовая охрана обеспечивается с помощью конституционного контроля

Высшая юридическая сила Конституции заключается в том, что:

Как уже отмечалось выше, Конституция РФ имеет прямое действие. Это означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, другие субъекты права обязаны их осуществлять. Это не исключает того, что некоторые конституционные нормы нуждаются в развитии в текущем законодательстве, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление.

Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории России до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с с соответствующими ее положениями;

г) когда закон либо иной нормативный акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ, противоречит Конституции, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случае сомнения по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения.

Таким образом, Конституция Российской Федерации – это Основной Закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданами, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Она построена на основе общепринятых в цивилизованном мире принципах, имеет свою социально-политическую сущность, юридические свойства, важнейшим из которых является ее высшая юридическая сила.

 

Развитие отечественных конституций.

Отечественная конституционная система прошла в своем развитии сложный и противоречивый путь. До 1918 года в России не было Конституции, как единого нормативного государственного акта. Вместе с тем, нельзя сказать, что в Российском государстве вообще не было основополагающих законодательных актов. Из истории государства и права России вам известны такие документы, как:

· Русская правда - свод древнерусского феодального права IX-X веков, который включал: Правду Ярослава Мудрого; Правду Ярославичей; Устав Владимира Мономаха и др. документы. В нем упразднялась кровная месть, устанавливалась защита жизни и имущества княжеских дружинников, определялось положение феодально-зависимых людей, а также нормы обязательственного и наследственного права. Имела три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная правда, Списки 13-18 вв.

· Судебники 1497 г., 1550 г. – это сборники законов Русского государства. Судебник Ивана III – кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и т.д. Способствовал централизации Российского государства. Судебник Ивана IV – царский судебник, утвержденный первым на Руси Земским собором.

· Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка » - был подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской Всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы и законодательную думу.

Однако в истинном смысле этого понятия Конституция, как основной закон в нашей стране появилась в 1918 году, после победы Октябрьской социалистической революции. 1 апреля 1918 года ВЦИК создал комиссию по подготовке проекта Основного Закона, которую возглавил Я.М.Свердлов. 3 июля готовый проект был опубликован. В его преамбуле излагались общие принципы, а последующие четыре главы, составляли основу проекта первой отечественной Конституции. Они в точности повторяли «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В пятой главе излагался ряд «общих положений». В целом же, Конституция РСФСР: а) объявляла Россию Республикой Советов, б) учреждала федерацию советских национальных республик, в) отменяла частную собственность на землю, г) закрепляла национализацию фабрик, заводов, транспорта, банков и прочих средств производства. В ней закреплялось отделение церкви от государства и школы от церкви; свободу слова, мнений и собраний для рабочих, обязанность всех граждан работать в соответствии с принципом «Не трудящийся да не ест», обязанность всех военнослужащих защищать республику; право гражданства для всех трудящихся, проживающих на территории России и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим и религиозным мотивам, уничтожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам. Главы 6-8 касались организации центральной власти. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, который состоял из представителей городских Советов (один депутат на 25 тыс. избирателей) и губернских Советов (один депутат на 125 тыс. жителей). Съезд избирал ВЦИК в составе не более 200 членов, который осуществлял всю власть Съездов в промежутках между ними. ВЦИК назначал СНК, в чью функцию входило «общее управление делами РСФСР, а также издание декретов, распоряжений, инструкций. В десятой главе были определены функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа, а главы 10-12 были посвящены организации местной власти. Глава 13 устанавливала, что правом избираться и быть избранными пользуются «все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, солдаты и нетрудоспособные; исключались лица, прибегающие к наемному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции. Остальные статьи касались обычных деталей. Конституция РСФСР была утверждена 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов.

Таким образом, в ней были юридически закреплены завоевания ВОСР, уже существовавшей полгода на практике. Новая Конституция не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. Споры в комиссии, занимавшейся составлением проекта, отражали трения, сопровождавшие естественный процесс роста; и та же гибкость позволила Конституции сохраниться, не смотря на все поправки и изменения, в течение 18 революционных лет.

30 октября 1922 года состоялся I Съезд Советов СССР, который провозгласил создание нового государства – СССР. Он утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Текст новой Конституции был утвержден на II съезде Советов СССР 31 января 1924 г., который состоял из выше упомянутых Декларации и Договора. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР, а между сессиями ЦИК – его Президиум. Союзная республика сохраняла за собой право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Положения о правах и свободах граждан закреплялись конституциями союзных республик. Соответствующие изменения были внесены в Конституцию РСФСР 12 съездом Советов 11 мая 1925 г. Таким образом, Конституция РСФСР 1925 года закрепила новый статус России – союзной республики в составе СССР.

К середине 30-х годов считалось, что социально-экономические, политические и культурные достижения позволили сделать вывод о том, что задача этапа перехода о капитализма к социализму решены, поэтому необходимо было создать новую Конституцию страны. Конституционная комиссия во главе с И.В.Сталиным разработала ее проект к весне 1936 г., затем текст был опубликован для всенародного обсуждения, в котором приняло участие свыше 60% взрослого населения страны, внесено свыше 154 тыс. поправок и дополнений. 5 декабря 1936 г. восьмой Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР, которая действовала до 1977 года.

Наиболее существенными новеллами Основного закона были:

- закрепление победы социализма;

- установление новой системы органов власти (вместо съезда – Верховный Совет и его Президиум);

- установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;

- расширение перечня основных прав и свобод граждан: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение, неприкосновенность личности.

В 1937 году РСФСР приняла новую Конституцию, которая почти дословно воспроизводила союзную, закрепляя победу социализма в России.

Вместе с тем, некоторые конституционные положения, принятые в этот период, оказались на практике формальными. Положения Конституции не стали препятствием для массовых репрессий 30-х гг.

В этой связи ограничусь лишь некоторыми соображениями. Исследователь Великой французской революции 1789-1793 гг. Жан Жорес в свое время вывел так называемый «закон смерти». Как известно из истории наибольшее количество казней имело место во Франции в тот период, когда противостоящие Робеспьеру группировки были уже полностью разгромлены. Количество ежедневных казней увеличилось более чем в 10 раз. Ж.Жорес объяснил это так: «…когда группировки сокрушены, когда революционная власть страшится уже одной только личной ненависти, темных и переменчивых интриг, неопределенных групп, то закон смерти должен быть бесформенным, как бесформен и заговор, которого боятся…». Т.е. закон смертиэто определенное психологическое состояние правящей элиты и масс. У людей, вышедшие из горнила гражданской войны, видевших и непосредственно участвовавших в расстрелах без суда и следствия сформировались взгляды, что пуля из нагана – самый верный способ решения проблем, что в борьбе с классовым врагом бессмысленно тратить время на доказывание индивидуальной вины и прения с защитой. На этом были воспитаны будущие прокуроры и следователи НКВД, члены особых совещаний, так воспитывались и широкие массы. В условиях, когда был организован пищевой голод, кулаки терроризировали колхозников убийствами, поджогами, осуществлялись теракты против руководителей государства многие считали, что страна находится еще в состоянии гражданской войны. 1 декабря 1934 г. выстрелом в затылок был убит в Смольном С.М.Киров, один из виднейших политических и государственных деятелей страны. Это резко усилило политическую напряженность в стране. Создалась обстановка, когда и правящая элита, и широкие массы были психологически готовы обрушить беспощадные удары на врагов народа. В тот же день, 1 декабря 1934 года, был издан Закон:

«Внести следующие изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти:

1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более 10 дней.

2. Обвинительное заключение вручать обвиняемым за сутки до рассмотрения дел в суде.

3. Дела слушать без участия сторон.

4. Кассационного обжалования приговоров, как подачи ходатайств о помиловании, не допускать.

5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговоров».

14 сентября 1937 г. был издан закон о порядке рассмотрения дел о «контрреволюционном вредительстве и диверсиях». Все было так, как и в предыдущем законе, но с одним исключением – осужденный имел право подавать ходатайство о помиловании. Еще раньше, в ноябре 1934 г. был издан закон об «Особом совещании при НКВД СССР». Этот внесудебный орган получил право к лицам, признанным общественно опасными, применять такие меры, как ссылка на 5 лет, высылка на 5 лет, заключение в ИТЛ на 5 лет.

Машина репрессий заработала на полную мощь. Всего в 1937-1938 годах были репрессированы (осуждены по политическим мотивам) 1 344 923 человека. Это были работники партийного и советского аппарата, органов госбезопасности, военные и интеллигенция. Невинные жертвы были в основном на нижнем уровне и среди интеллигенции. На среднем, и, особенно, на верхнем уровне одни и те же люди были сначала идеологами, пропагандистами террора, доносчиками и палачами, потом – жертвами. Нередко аппарат использовал маховик репрессий в своих интересах, расправлялись с теми, кто им был неугоден.

Для террора характерны некоторые общие черты:

1) он имел поддержку в обществе, хотя и пассивное, но согласие с репрессиями, которые обрушились в основном на аппарат (который население всегда недолюбливает);

2) чиновники, политики сами истребляли друг друга;

3) имели место экономические и другие трудности, виновность в которых власть возложила на «врагов народа»;

4) в процессе «враги народа» не имели права на защиту;

5) особая роль Сталина, для которого была характерна подозрительность, недоверие, жестокость ко всем, кто выступал против его курса.

Для глубины понимания этого явления можно привести пример США после 11 сентября. Не смотря на демократические традиции и верховенства прав человека властями были предприняты меры, которые во многом сродни принятым в СССР в середине 30-х годов. Создано специальное управление по вопросам внутренней безопасности страны, полицейские получили право задерживать всех, кто вызовет у них подозрение в причастности к терроризму, в течении 4-х месяцев наносили ракетно-бомбовые удары по Афганистану, где пострадали в большей мере мирные жители, чем пресловутые бен Ладен или боевики «Аль-Кайды», что же это если не международные репрессии. Причем американцы присвоили себе единоличное право определять, кто является, а кто не является «террористом».

В 1959 году в СССР был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР, а в 1962 г. была образована Конституционная комиссия по выработке новой общесоюзной Конституции. К весне 1977 г. был подготовлен проект нового Основного закона, который затем был вынесен на всенародное обсуждение. Поступило свыше 400 тыс. поправок и изменений.

7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию СССР. Она состояла из 174 статей и 9 глав. В ней давалась подробная характеристика развитого социалистического общества, закреплялась социалистическая концепция полновластия народа. Она предусматривала возможность вынесения наиболее важных вопросов на референдум, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, а также определяла направляющую и руководящую роль КПСС в политической системе страны. В главе 7 фиксировались новые права граждан:

- на охрану здоровья;

- на жилище;

- на пользование достижениями культуры;

- на свободу научного, технического и художественного творчества;

- на петиции и обращения в государственные органы.

Конституция СССР 1977 г. стала последней Конституцией Советского Союза, который прекратил свое существование в 1991 г.

На основе Конституции СССР в апреле 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая действовала до 1993 года. Ее характерными чертами были: признание народа субъектом, которому принадлежит вся власть, а с 1990 г. была введена прямая норма о суверенитет РСФСР, что стало одной из причин развала СССР.

Таким образом, отечественная история государства и права имеет достаточно богатый опыт конституционного развития. За прошедшие годы накоплен богатый опыт подготовки конституции страны, ее принципиальных положений, порядка принятия. На всех этапах истории страны в Конституции закреплялись основные сложившиеся на тот период общественные отношения.

Схематично это выглядит так (см. сх. на с. 22):

       
 
   


РАЗВИТИЕ

КОНСТИТУЦИИ

РОССИИ

Конституция России 1993 года Закрепила принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ   Конституция РСФСР 1978 года Закрепила факт построения общенародного государства, суверенитет народа и формы его осуществления, суверенитет РСФСР   Конституция РСФСР 1937 года Закрепила построение основ социализма, провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство   Конституция РСФСР 1925 года Закрепила факт вхождения РСФСР в СССР, определила статус субъектов РСФСР и полномочия Федерации   Конституция РСФСР 1918 года Закрепила диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов   Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил гражданские свободы и законодательную Думу

3. Структура, содержание и основные принципы Конституции РФ 1993 года, способы ее изменения.

Начало 90-х годов было ознаменовано политикой радикальных демократических и рыночных реформ, что в конечном счете привело к смене общественного строя. Действовавшая тогда Конституция РСФСР 1978 г. несмотря на все попытки ее реформирования, в целом отражала характерные черты советской государственной организации и не способствовала в полной мере проводившимся преобразованиям. Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начался расширятся круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционного решения:

- появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд);

- разграничение предметов ведения между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществляющееся в рамках Федеративного договора;

- принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

В июне 1990 г. на первом Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия для подготовки нового Основного закона и проведения конституционной реформы. Однако в 1992-1993 гг. обострилась борьба в обществе в связи с неодинаковым видением направлений и темпов реформ. Появилось несколько проектов Конституции РФ, основными из которых были «президентский» и «парламентский». В июне-октябре 1993 г. работало Конституционное совещание, созванное президентским указом от 20 мая 1993 г. для подготовки конституционного проекта.

Разгорелась жестокая полемика вокруг этих проектов. Это привело к тому, что текстом собственно никто особо и не интересовался, многие его даже и не читали (до 50% населения). Проект был опубликован 10 ноября 1993 г. Обсуждение шло не достаточно профессионально, в сжатые сроки. В окончательном варианте учтены положения обоих проектов.

Согласно Положения о всенародном референдуме было установлено, что референдум будет считаться состоявшимся, если в нем примет участие более 50% зарегистрированных избирателей, а Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует более 50%, участвовавших в голосовании (т.е. 25% от общего количества избирателей).

В конституционном референдуме 12 декабря 1993 г. приняло участие 54,8% избирателей, проголосовало «за»- 58,4%. Таким образом, Конституция была принята. 25 декабря она была официально опубликована и начала действовать.

В основу новой Конституции были положены принципы[3], выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются (сх. на стр. 23 ): 1) демократизм, полновластие народа ; 2) законность; 3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод; 4) гуманизм; 5) государственное единство; 6) равноправие и самоопределение народов; 7) разделение властей; 8) идеологическое многообразие, политический плюрализм.

Новая Конституция России структурно представляет из себя следующее:

  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (преамбула)  
 
  ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ  
 
  ГЛАВЫ  
 
1.Основы конституционного строя   2.Права и свободы человека и гражданина   3.Федеративное устройство   4.Президент Российской Федерации
 
5.Федеральное Собрание   6.Правительство Российской Федерации   7.Судебная власть   8.Местное самоуправление
 
  9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции  
 
  ВТОРОЙ РАЗДЕЛ  
 
  Заключительные и переходные положения  
                             

Таким образом, в Конституции РФ преамбула, два раздела, в первом – 9 глав и 137 статей, во втором – заключительные и переходные положения. По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства.

В отличии от предыдущих Основных Законов, Конституция РФ в ст. 2 четко определяет, что высшей ценностью является человек, его права и свободы и устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Далее, в Конституции имеется отдельная глава (2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная статья. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более, чем в 60 статьях Конституции.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (4-8) и в значительной мере – две (1 и 3). При оценке значения и места Президента, Федерального Собрания и Правительства в новой Конституции многие правоведы находят аналогии с французским Основным законом.

В ней также весьма заметны следы конфронтации Президента и парламента в 1993 года во многих ее институтах, положениях и предписаниях. Чаша весов в полномочиях явно наклоняется в сторону президента и исполнительной власти, последствия этого мы нередко чувствуем на себе. Ни в Конституции, ни в федеральных законах не проведена четкая грань между полномочиями Федерального Собрания и Президента в сфере издания нормативных актов, что чревато конфликтами. Остается не определенным демократический порядок формирования Совета Федерации. Не смотря на декларированное равноправие субъектов Федерации, фактическое их положение далеко не равное.

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок».

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием РФ.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ вносятся:

· Президент РФ;

· Совет Федерации;

· Государственная Дума;

· Правительство РФ;

· Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

· Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

· Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции РФ. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

1) Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции РФ. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции.

2) Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

3) Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

4) Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

5) Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

6) Законодательные (представительные) органы субъекта РФ рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

7) Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов РФ в течении 7 дней направляется Председателем СФ Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Таким образом, Конституция РФ имеет достаточно четкую, соответствующую содержанию структуру. Ее содержание вполне отвечает общепринятым нормам конс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь