Выявление педагогической культуры родителей




Уважаемые _____________________________________________________

Ваши искренние ответы помогут спланировать работу с родителями, наладить систему сотрудничества. Отметить тот вариант, который, по Вашему мнению, соответствует реальности.

  1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а) слушаете педагога по радио и телевидению;

б) на основе рекомендаций педагогов;

в) используете жизненный опыт.

  1. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) принуждение.

  1. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

  1. Какие виды наказаний наиболее действенны в воспитании?

а) словесная угроза;

б) физические наказания;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

Спасибо за сотрудничество!

Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая дает общие сведения о семье (вопросы 1–9) и раскрывает интересы ребенка (вопросы 10–14).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фамилия, имя, дата рождения ребенка.

1. Состав семьи.

2. Профессии родителей.

3. Образование отца и матери.

4. Материальное положение.

5. Бытовые условия.

6. Какой ребенок по счету в семье?

7. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?

8. Как долго находится в данной группе ДОУ?

9. Какие нравственные качества сформированы у вашего ребенка?

10. С кем больше всего любит играть: со сверстниками, младшими детьми, старшими детьми, взрослыми?

11. Каким литературным героям стремится подражать ребенок?

12. Какие телепередачи, мультсериалы любит смотреть ваш ребенок?

13. Какому герою из мультфильма стремится подражать? Какие качества у них выделяет?

14. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других – придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение?

Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая позволяет выявить уровень коммуникативных умений родителей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.)

2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.)

3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно-ласкательной форме?

4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.)

5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд?

6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом?

7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговаривает громким голосом?

8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.)

9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?

10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией – чрезмерной, в норме?

11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения ваших отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.)

Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая раскрывает особенности общения родителей с детьми.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребенка?

2. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на равных)?

3. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?

4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.)

5. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, нет.)

6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребенка? (Всегда, иногда.)

7. Как часто вы делаете замечания ребенку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда.)

8. Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы?

9. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка?

10. Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике?

11. Какие приемы и как часто используются в семье для развития у ребенка умения общения?

12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?

13. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?

Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и уровня собственных умений общения являются 3 показателя:

· понимание необходимости формирования умений межличностного общения;

· соблюдение родителями этики общения с ребенком;

· соблюдение родителями норм межличностного общения между собой в присутствии ребенка.

Каждый показатель оценивается в 2 балла.

Уровни:

высокий – родители положительно оцениваются по трем показателям (6 баллов);

средний – родители положительно характеризуются по двум показателям (4 балла);

низкий – родители положительно характеризуются по одному показателю (2 балла).

Планы бесед с родителями

 

План беседы по изучению взаимоотношений в семье

1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?

2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).

3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?

4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?

5. Проявляете ли Вы интерес к жизни своих детей?

6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?

7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?

8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?

9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?

10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?

11. Какие у Вас семейные увлечения?

12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: