Избавиться от субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные методы. Метод — это способ достижения цели; при построении социального проекта методы упорядочивают деятельность субъекта проектирования.
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание.
Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.
Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:
1) ясность - общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;
2) детерминированность - отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;
3) направленность - подчиненность определенной цели, задаче;
4) результативность - способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;
5) надежность - способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;
6) экономность - способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств. [13]
Среди методов проектирования следует выделить следующие:
1) метод «мозговой атаки». Этот метод по-другому называется мозговой штурм или на английском brainstorming, обоснован в 1936 г. Алексом Осборном. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. [20]
|
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа: постановка проблемы (чёткое формулирование проблемы, распределение ролей среди участников); генерация идей (большой объём идей, отсутствие критики, комбинация идей); группировка, отбор и оценка идей (на этом этапе оценка идей приветствуется).
2) метод деловой игры — метод, который применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств и организаций.
Главные цели деловой игры — организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.
3) метод вживания в роль — метод, который помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Он помогает глубже понять, как будет реализовываться проект, в каких условиях будет протекать процесс.
4) метод аналогии — метод, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, могут служить образцом.
|
5) метод ассоциаций — метод, который заключается в том, чтобы извлечь путь, по которому легче пройти к цели, из другой сферы общественной жизни, где были успешно решены схожие социальные проблемы. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
6) метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Существует и другая классификация методов социального проектирования:
1) проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации;
2) метод структурного анализа: стремится к превращению проектных данных с помощью использования принципов структуризации, анализа и трансформации последних;
3) программно-структурный метод: сужает границы проектной проблемы, основываясь на принципах программирования, структуризации и конвергенции проектных данных;
4) структурный метод: оперирует упорядоченностью и взаимосвязью проектных данных;
|
5) структурно-технологический метод: использует принципы технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта;
6) проблемно-системный подход: основывается на принципах проблематизации, систематизации и дивергенции;
7) метод системного анализа: основывается на принципах систематизации, анализа и трансформации;
8) программно-системный метод: основывается на принципах программирования, систематизации и конвергенции;
9) системный метод: основывается на принципах целостности и организованности объекта;
10) системно-технологический метод: основывается на принципах технологизации, систематизации и организации проектных данных;
11) проблемно-средовой метод: основывается на принципах проблематизации, средизации и дивергенции;
12) метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации;
13) программно-средовый метод: основывается на принципах программирования, средизации и конвергенции;
14) средовый метод: использует принципы целостности, включенности и организованности;
15) средово-технологический метод: технологизации, средизации и организованности. [18]
Форсайт
В современном обществе всё более популярным становится понятие «Форсайт», оно распространено в научных, деловых и политических кругах. Одним предложением можно сказать, что это инструмент не только прогнозирования будущего, но и активного его формирования, сначала в технологической области, а затем и в социальной, экономической, экологической и политической областях.
Из наименования уже очевидно, что данное понятие имеет заграничные корни. Однако, в России оно успешно закрепилось, так как, по всей видимости, имеет в себе что-то уникальное. Действительно, в современном обществе, где постоянно идёт соревнование за ресурсы и лидерство, так важно иметь хоть в чём-то преимущество. Но общество не постоянно, меняются приоритеты, и то, что всем было так нужно ещё вчера, сегодня может оказаться на свалке. Это вынуждает руководство постоянно проводить специальные программы, определяющие приоритетные области развития науки и технологий, и выводить на рынок инновационные товары и услуги. Первые попытки реализовать подобную программу произошли в США (американская корпорация RAND впервые применила Форсайт-технологии в 1953 г. в области национальной безопасности), затем идею подхватила Япония, дальше страны-члены Евросоюза, а к середине 1990-х гг. к поиску приоритетов инновационного развития подключились многие страны Европы за пределами Евросоюза, страны Азии, Латинской Америки, в том числе государства с переходной экономикой. В России заинтересованность в применении Форсайт-технологий появилась одновременно с возрождением стратегического планирования для чего был разработан законопроект «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике».
Существует множество определений к понятию Форсайт.
Впервые термин «Форсайт» был введён в оборот Гербертом Уэллсом в 1932 г. В одном из публичных выступлений известный писатель-фантаст высказался о необходимости новой научной специальности «профессор Форсайта», задачей которой должно являться исследование будущих технологических открытий и поиск областей их применения. [5]
С английского Foresight – предвидение, взгляд в будущее.
Американский исследователь Бен Мартин даёт следующее определение: «Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» [27]
В. П. Третьяк говорит, что Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий. [23]
Я попыталась выработать определение, исходя из всего множества определений данного понятия, которое, на мой взгляд, отражает суть Форсайта.
Форсайт – это системный инструмент и одновременно процесс формирования средне- и долгосрочной перспективы будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений, позволяющий учитывать при этом все возможные изменения во всех сферах общественной деятельности.
В истории формирования Форсайта можно выделить три основных этапа:
1. Технологический Форсайт, в то время программа применялась для разработки перспектив научно-технической сферы.
2. Рыночно-ориентированный Форсайт.
3. Социально-экономический Форсайт.
Но для чего вообще нужен нам Форсайт, если у нас есть проектирование с планированием и прогнозированием? В чём разница?
Для начала разберёмся, какими основными признаками обладает Форсайт.
Во-первых, он направлен на выявление перспектив развития в будущем и возможных проблем, и даже ущерба. Во-вторых, направлен на выработку конкретных мер по достижению необходимого результата, которые подлежат реализации на сегодняшний момент. В-третьих, основывается на интерактивных методах, привлекаются специалисты из различных областей.
Форсайт-проект имеет своей главной целью изменение настоящего для достижения того будущего состояния чего-либо, которое нам необходимо. Это комплекс конкретных мер с применением конкретных инструментов, чтобы получаемая в итоге информация отвечала на основной вопрос «должно быть».
Форсайт, как мы видим, имеет много общего с одним из этапов проектирования – прогнозированием. И там, и там учитываются объективные тенденции и силы, которые влияют на развитие. И в том числе, методы Форсайт-исследований имеют много общего с методами прогнозирования. Рассмотрим их поподробнее.
Все методы, применяемые в Форсайт-исследованиях, можно разделить на три группы:
1) Качественные: интервью, анализ литературы, ролевые игры, метод сценариев, дерево целей и др.;
2) Количественные: метод экстраполяции, моделирование и др.;
3) Методы синтетического характера: дорожное картирование, метод Дельфи, критические технологии, игровое моделирование и др.
Конечно, для успешного Форсайта необходимо определить комбинацию нескольких методов.
Практически во всех Форсайт-проектах используется метод экспертных панелей, когда группа экспертов из 12-20 человек обдумывает в течение какого-то времени возможные варианты будущего по заданной теме. Главный плюс такого метода: взаимодействие экспертов из различных дисциплин с применением новейших разработок. Минус: ошибки экспертов в силу человеческого фактора.
Метод сценариев предполагает разработку нескольких развёрнутых картин будущего, где обязательно прописываются все условия, необходимые именно для такой картины. Этот метод достаточно субъективен и труден в обработке, но при всём при этом весьма интересен.
Метод Дельфи был разработан Гордоном и Хелмером в 1953 году в RAND Corp. В США. По сути это тот же метод, что и метод экспертных панелей. Однако, существует и ряд отличий. Метод Дельфи проводит анонимный опрос экспертов по заданной теме, затем эксперты получают все ответы, что позволяет им скорректировать свои ответы, чтобы избежать ошибки. При этом эксперты не собираются вместе и не знают, кто ещё помимо них самих выступает в роли эксперта. Всё это позволяет избежать влияния авторитета кого-то из экспертов и делает результаты более развёрнутыми и прозрачными.
Метод мозгового штурма был разработан А. Осборном в 1953 году. Этот метод приобрёл большую популярность в разных сферах, однако, одного этого метода недостаточно для успешного Форсайт-проекта. Суть же его заключается в том, что участники должны выдвигать различные идеи по заданной теме, даже самые нереальные. Затем, из всех идей отбираются наиболее удачные.
Метод экстраполяции – это продление в будущее тенденций, наблюдавшихся в прошломи которые хорошо себя зарекомендовали. Это быстрый метод, но не всегда хороший, так как могут возникать ошибки из-за неправильной оценки движущих факторов изменений и их эволюции.
Метод дорожной карты впервые был применён в конце 1970-х гг. компанией Motorola. Он представляет собой создание визуального плана-сценария развития с фиксацией всех возможностей, приоритетов, угроз и «узких» мест. К недостаткам данного метода можно отнести большое количество необходимых финансовых и временных ресурсов.
Игровое моделирование заключается в проведении имитационной игры, отражающей определённую, необходимую нам ситуацию. Такая игра позволяет наглядно увидеть возможные варианты развития ситуации на основании поведения игроков и анализа итогов игры.
Однако, всё-таки форсайт имеет существенные отличия:
- во-первых, если традиционное прогнозирование осуществляется учёными, то форсайт привлекает бизнес, правительство, научно-техническую сферу, общественность – всех ключевых участников развития;
- во-вторых форсайт способствует сотрудничеству и кооперации между государством, бизнесом, учёными и общественностью;
- в-третьих, форсайт развивает способность и культуру предвидения в обществе;
- в-четвертых, данная методология предусматривает возможность выбора варианта действий в зависимости от «видения» будущего;
- в-пятых, он содержит элементы активного влияния на будущее.[24]
В Форсайт-исследовании можно выделить следующие этапы по П. Бишопу:
1. Формирование объекта исследования. Это то, на что будет направлено всё исследование. Это та сфера, которая будет анализироваться с целью средне- и долгосрочного прогнозирования. Это то, чьё будущее мы хотим сформировать так, как было бы выгодно нам.
2. Формирование существенных условий, которых мы хотим достичь. Существенные условия – это целевые показатели, которых мы хотим достигнуть в будущем, как количественные, так и качественные.
3. Сканирование. Это формирование так называемой карты исследования: выявление заинтересованных сторон, выбор экспертов, методов исследования, проведение экспертных опросов.
4. Формирование альтернатив будущего. На данном этапе предполагается выделение тех тенденций, которые можно спрогнозировать, выделение «узких» мест – мест неопределённости, а также формирование возможных сценариев будущего.
5. Планирование и исполнение стратегий и действий. Этот этап предполагает разработку дорожных карт, включение всех заинтересованных сторон в процесс обсуждения будущего, выработки будущих стратегий, а также учёт действий заказчика (ведь возможно изменение стратегии, формирование новых проектов).
Заключение
Сложно переоценить всю важность таких процессов, как социальное проектирование и Форсайт. Оба эти процесса позволяют спрогнозировать будущее с учётом пожеланий, а также выработать стратегию действий, осуществив которые, становится возможным добиться этого желаемого будущего.
Проектирование - составная часть грамотного управления, которая помогает регулировать процесс для достижения желаемой цели в постоянно меняющихся условиях внешней среды, а также внутренней.
Обычно Форсайт сравнивают с прогнозированием – одним из этапов проектирования. Но сам Форсайт также включает в себя элементы прогнозирования, например, на четвёртом этапе Форсайт-исследования «Формирование альтернатив будущего». Но в чём разница между социальным проектированием и Форсайтом? Наверное, разница такая же как в понятиях «руководитель» и «менеджер».
Форсайт – это модный современный термин, ветвь эволюции социального проектирования. Из приведённых в данной работе определений можно понять, что понятие шло по пути от технологического Форсайта, когда необходимо было оценить пути научно-технического развития, до социально-экономического Форсайта, когда возникла необходимость оценить развитие и экономическое состояние общества. Проектирование также проходило определённые этапы от «жизнестроительства» до своего современного вида. И как знать, возможно, что сейчас, наше настоящее – это тоже переходной этап для этих двух явлений.
Список литературы
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. - Минск, 2007.
2. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. - СПб., 2006
3. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура, 1928.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. - М., 2006
5. Карасев О.И., Вишневский К.О. Возможности интеграции Форсайта в
разработку инновационной политики [Электронный ресурс]. URL:
https://www.ido.ru/ido_press/ido_press/articles/?content_id=1581&news_id=1292
6. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. - Красноярск, 1981.
7. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. - М., 2006
8. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 2006
9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 416с.
10. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.
11. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. - М., 2006
12. Ляхов И.И. Социальное конструирование. - М., 1970.
13. Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
14. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. - Л., 2006
15. Орлов М.А., Сазонов Б.В., Федосеева И.Р. Некоторые вопросы проектирования системы обслуживания быта городского населения // Архитектура СССР, 1970.
16. Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 1987.
17. Сазонов Б.В. Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного проектирования систем в проектировании // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
18. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
19. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.
20. Стариков П. А. Пиковые переживания технологии творчества: учебное пособие. – Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. – 92 с.
21. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование (методол. основы) // Общественные науки, 1983.
22. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт – М, 2001. – 511с.
23. Третьяк В.П. Структура форсайта / В.П. Третьяк // Отраслевые рынки. – № 1-2 (13). – 2007.
24. Третьяк В.П. Формирование Форсайта в Иркутском регионе / В.П. Третьяк, Н.Я. Калюжнова. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: URL: http//stra.leg:ru/library/global/Prognoz/foresight/
25. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2007. — 668 с.
26. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. - М., 2006
27. Martin, B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993.