Положение по бухгалтерскому учету 18/02 («Учет расчетов по налогу на прибыль»), утв. Приказом Минфина России №114н от 19 ноября 2002 г.




Введение

Субъектам малого предпринимательства, в силу ряда причин, нет необходимости осуществлять аудиторскую проверку. Однако бухгалтерский (налоговый) учет должен соответствовать требованиям действующего законодательства. При этом организация имеет возможность приглашать аудиторские организации или индивидуальных аудиторов для проведения аудита. Это делается для решения многих проблем возникающих у субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время актуальность данной темы обусловлена большим вниманием к проблеме малого бизнеса в развитии экономики. Аудит субъектов малого предпринимательства никак лучше проявит все недостатки в этом направлении экономики, подводные камни на стадии становления и развития, ведении бухгалтерского учета и отчетности, в области налогообложения малых предприятий и недостатки в законодательном регулировании малого бизнеса.

Обладая достаточными способностями для извлечения прибыли из своей деятельности, но, зачастую не имея возможности вести, правильное исчисление и уплату налогов с оперативным отслеживанием быстро меняющегося налогового законодательства. Исходя из этого, вполне оправданным становится использование услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудит субъектов малого предпринимательства проводится с применением всех правил проведения аудиторских проверок, но с учетом специфики малых предприятий, в частности ограничения и отсутствия разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности, преобладающего влияния владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта. Во время аудита субъектов малого предпринимательства особое внимание уделяется следующим потенциальным факторам риска: нерегулярность ведения бухгалтерских записей и повышенный риск искажения отчетности; неточность понимания задач аудита и требований к восстановлению учета, исправлению ошибок; отсутствие внутреннего контроля в связи с ограниченным числом учетных работников; непосредственный контакт сотрудников, ведущих учет, с материальными ценностями; использование наличных денег в расчетах с партнерами и т.п. Эти особенности предполагают необходимость тщательного планирования и документирования аудита субъектов малого предпринимательства.

Особое значение имеет тестирование и опрос руководителей и работников бухгалтерии, позволяющий получить письменные разъяснения от руководства проверяемого субъекта по характеру осуществляемых хозяйственных операций, ведению учета, ответственности за представленные отчетные документы. Аудит субъектов малого предпринимательства, регламентируется правилом (стандартом) «Особенности аудита малых экономических субъектов».

Цель выполнения курсовой работы - раскрыть особенности аудита субъектов малого предпринимательства.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических основ бухгалтерского учёта и аудита на малом предприятии;

2. Исследование нормативно – законодательной базы, регулирующей бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии;

3. Разработка методики проведения аудиторской проверки на малом предприятии;

4. Изучение организационно-экономической характеристики аудируемого предприятия;

5. Составление плана и программы проверки, определение уровня существенности и величины аудиторского риска;

6. Выявление типичных ошибок в ходе аудиторской проверки;

7. Проведение аудиторской проверки, подготовка отчета аудитора, рекомендации по совершенствованию учета на предприятии.

Объект исследования: Частная охранная Организация «Защитник», являющийся субъектом малого предпринимательства. Предметом – методика аудиторской проверки на малом предприятии. Периодом исследования организационно-экономической базы являются последние два года 2008,2009. А аудиторская проверка проводится за 2009 год.

Теоретическая база используемая при написании данной курсовой работе представлена книгами, учебниками и учебными пособиями по бухгалтерскому учёту и аудиту таких авторов как: В.И. Подольский, В.А. Ерофеева, Р.П. Булыгин, Ю. А. Бабаев, Е.В. Воробьева и др. Законодательной базой исследования является нормативно-законодательные акты регулирующие учет на малом предприятии.

При написании курсовой работы используются такие методы исследования как: индукция, дедукция, синтез и другие. Структуру данной работы целесообразно представить в трех главах. В первой отобразить теоретические основы бухгалтерского учета и аудита, показать их связь, дать общую характеристику темы, раскрывая понятия руководствуясь нормативными документами, составить методику проведения аудиторской проверки на выбранном предприятии, описать максимально возможный состав ошибок, их природу. Во второй главе необходимо описать организационно-экономическую характеристику ЧОО «Защитник», составить план и программу проверки, а так же провести саму аудиторскую проверку. В третьей главе подготовить отчет аудитора, указать найденные ошибки их влияние на достоверность и полноту бухгалтерской отчетности, способы их исправления, а так же дать рекомендации по совершенствованию учета на выбранном предприятии.

 

 

Глава 1. Нормативное регулирование организации учета и аудита на малом предприятии

1.1. Теоретические основы ведения бухгалтерского учета и аудита на малом предприятии

Небольшие предприятия обеспечивают рабочими местами значительную часть населения нашей страны и гораздо быстрее крупных предприятий реагируют на любые изменения экономической ситуации.

Государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения деятельности и заканчивая содействием в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) и доли уплачиваемых налогов (подп. 1, 2 ст. 6 Закона N 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона N 209-ФЗ меры.

Для того чтобы получить поддержку в виде перечисленных льгот, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства. На вопрос: выполняет ваша фирма эти условия или нет, лучше всего сможет ответить бухгалтер, так как именно он обладает наиболее полной статистической и финансовой информацией о деятельности своей компании.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Хозяйствующие субъекты, которые относятся к малому и среднему бизнесу, - это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Для юридических лиц установлен отдельный критерий отнесения к малому и среднему бизнесу - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

В зависимости от численности работников выделяются три категории хозяйствующих субъектов. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для микропредприятия - до 15 человек включительно (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Величина критериев определяется ежегодно по данным предшествующего календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

Обязанность вести бухгалтерский учет определен Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" только в отношении организаций (п. 1 ст. 4 Закона), п. 2 ст. 4 которого установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В соответствии с Законом N 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а)создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом N 129-ФЗ и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Типовых рекомендаций малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:

· единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1960 N 63;

· журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.1960 N 176;

· упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы.

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Типовые рекомендации. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов малые предприятия чаще всего не используют счетов для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах (счета 09, 77).

Материальные счета на малых предприятиях представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств согласно плану счетов малых предприятий осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют. Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Пунктом 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами РФ.

Во время аудита малых экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным факторам риска:

а) учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

в) вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

г) в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

д) если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы - завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

е) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Аудиторской организации следует добиваться, чтобы система бухгалтерского учета малого экономического субъекта отвечала требованиям, приведенным в п.3.4 правила (стандарта) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».

Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.

1.2 Нормативно-законодательная база, регулирующая бухгалтерский и налоговый учет.

Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, сосредоточены в различных нормативно-правовых актах. Эти акты носят комплексный характер, т.к. содержат положения, касающиеся различных сфер деятельности. Таким образом, под системой правового регулирования бухгалтерского учета следует понимать совокупность нормативных актов и отдельных учетно-правовых норм, регулирующих бухгалтерский учет.

Система правового регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней.

К первой группе документов относятся, прежде всего, федеральные законы, указы и приказы президента. В первую очередь к этой группе нужно отнести Федеральный закон от 21 ноября 1996г №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот закон закрепил обязательность ведения и организации бухгалтерского учета юридическими лицами, ввел нормы методологического характера и нормы-стандарты, установил приемы и способы учета обобщенных данных бухгалтерского учета по определенным экономическим принципам (синтетический учет), учета на лицевых, материальных и иных аналитических счетах (аналитический учет), а также строго систематизированный перечень синтетических счетов (план счетов).Законом впервые была определена структура законодательства о бухгалтерском учете в Российской Федерации. Прежде всего, это сам Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ; другие Федеральные законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Ко второй группе документов относится Гражданский кодекс Российской Федерации [3,стр.121]. В первой части ГК РФ закреплены многие важные моменты учетной работы: понятие чистых активов организации; понятия акционерных, зависимых и дочерних обществ (предприятий); наличие расчетного счета, баланса – необходимые признаки самостоятельного юридического лица; вопросы реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц. Вторая часть ГК РФ также имеет большое значение для бухгалтерского учета. В ней закрепляются основы договорной работы – важный источник формирования первичной учетной документации. К этой же второй группе можно отнести Налоговый кодекс РФ [4,стр. 87].

Отдельное место в этой группе занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г.№ 34н. Данное положение действует на территории РФ в части, не противоречащей Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Кроме того, второй уровень системы правового регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета.

На практике в данной сфере деятельности, как правило, используются:

· ПБУ 1/2008 («Учетная политика организации»). Впервые в нормативной практике России Положение по бухгалтерскому учету ввело определение понятия «учетная политика». Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В положении также дано основополагающее определение способов ведения бухгалтерского учета, вытекающее из характера его составных частей. К способам ведения бухгалтерского учета отнесены способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применение счетов бухгалтерского учета, организация регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Положение содержит три основных раздела, в которых излагаются вопросы формирования, раскрытия и изменения учетной политики[11,стр.59];

· ПБУ 4/99 («Бухгалтерская отчетность организации»). Разработка данного положения, как документа второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, стало первым шагом к формированию цивилизованной итоговой отчетной информации. В настоящее время Положение действует в редакции, утвержденной приказом Минфина России от 6июля 1999г № 43н. Данное положение установило состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся по законодательству РФ юридическим лицам, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений[12,стр.73];

· ПБУ 5/01 («Учет материально-производственных запасов»). Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально- производственных запасах.[13,стр.121];

· ПБУ 6/01 («Учет основных средств»). Данное Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды. В Положении традиционно приведены понятия, используемые в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ: основные средства и срок полезного использования;

· ПБУ 9/99 («Доходы организации») в редакции Приказа Минфина РФ от 30.12.99.№107н и 30.03.2001 №27н, и ПБУ 10/99 («Расходы организации») в редакции тех же приказов. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации. Утвержденные положения устанавливают правила формирования в бухгалтерском учете коммерческих организаций, так как создание таких юридических лиц преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В соответствии с Положением ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к сокращению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Приведенное определение понятия расходов - отправная точка для понимания формирования соответствующей информации в бухгалтерском учете и построение системы организации учета расходов, затрат, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) и других вопросов, связанных с финансовым и управленческим учетом. Положение раскрывает правила и подходы к этому. В свою очередь, ПБУ 9/99 раскрывает понятие доходов организации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [14,15,стр.148,152];

· ПБУ 18/02 («Учет расчетов по налогу на прибыль»). Данное Положение является необходимым нормативным документом, т.к. его применение позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на балансовую прибыль (убыток) признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в налоговом учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, но и отражения в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов.

Также ко второй группе нормативных документов можно отнести Трудовой кодекс РФ, на основании которого ведутся расчеты с сотрудниками и который в принципе определяет и регулирует трудовые отношения.

К третьей группе актов в системе регулирования бухгалтерского учета относятся методические указания, инструкции ИМНС, органов статистики, а также методические рекомендации и инструкции, изданные отдельными ведомствами и министерствами. Отдельные акты этой группы носят рекомендательный характер: методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке; методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности.

Важным актом являются План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н и Инструкция по его применению. План счетов содержит систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, из которых организация выбирает те, которые соответствуют специфике ее деятельности. План счетов универсален и используется организациями всех отраслей и видов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм. Исключение составляют банки и иные кредитные организации и учреждения, состоящие на государственном бюджете.

К четвертой группе документов в системе регулирования бухгалтерского учета относятся рабочие документы организации, формирующие, ее учетную политику. К числу рабочих (локальных) документов организации можно отнести рабочий план счетов предприятия и положение по учетной политике.

Таким образом, очевидно, что к настоящему времени сложилась система правового регулирования бухгалтерского учета, которая включает:

· Законодательство РФ о бухгалтерском учете;

· Подзаконные акты, издаваемые органами, наделенными специальной компетенцией (например, Министерство Финансов РФ, Центральный Банк РФ), нормы которых носят строго императивный характер;

· Подзаконные акты, издаваемые теми же органами, нормы которых носят методический, рекомендательный характер;

· Локальные акты применения норм права, издаваемых организациями на основе, ограниченной действием правовых актов;

В связи с развитием охранного и сыскного бизнеса, возникли проблемы его реального отражения в регистрах бухгалтерского учета, отчетности и предоставления информации заинтересованным лицам. Отчасти вопросы правильного формирования бухгалтерского и налогового учета в частных охранных структурах вызваны тем, что нормативными документами, регламентирующими, данный вид деятельности предусмотрена процедура контроля не только «технических» сторон данного бизнеса, но и порядка соблюдения налогового законодательства (в случае неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств лицензия на данный вид деятельности аннулируется).

В тоже время, ведение бухгалтерского учета в частных охранных структурах сопряжено с определенными сложностями в части отсутствия нормативно закрепленной Министерством Финансов РФ методологии учета в данной отрасли деятельности; в справочных системах (например, «Консультант +») публикуются только эпизодические комментарии Минфина РФ, по отдельным частным запросам охранных предприятий, но до сих пор не разработаны в комплексе методические рекомендации по бухгалтерскому учету для данной категории налогоплательщиков. Поэтому, основную нормативную базу организации бухгалтерского учета в сфере охранной деятельности составляют все вышеперечисленные документы.

1.3. Методология проведения аудиторской проверки малого предприятия

На стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме-обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» и «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг». Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п.п.6.1 и 6.2 правила (стандарта) «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Как и в случае аудита любых экономических субъектов, в ходе аудита малых экономических субъектов следует тщательно планировать работу, анализировать специфику деятельности данного субъекта, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности «Планирование аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта» и «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Сотрудникам аудиторской организации необходимо оценить, позволяют ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля собрать аудиторские доказательства, необходимые для подготовки мнения аудитора.

В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как «низкой», если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск». Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.

С учетом особенностей аудиторского риска в малых экономических субъектах аудиторской организации следует исходить из того, что ее мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности должно в преобладающей мере определяться аудиторскими доказательствами, получаемыми при проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства» и «Аналитические процедуры».

В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: