Последствия нарушения договора розничной купли - продажи. Защита прав потребителей




В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств по договору розничной купли-продажи он несет все неблагоприятные последствия, предусмотренные общими положениями о договоре купле-продаже.

Применительно к розничной купле-продаже специальные правила о последствиях нарушения договора предусмотрены лишь на случай передачи покупателю товара ненадлежащего качества, а также касательно соотношения ответственности продавца и исполнения им своих обязательств в натуре.

 

С помощью специальных правил, исключающих применение ст.475 ГК, регулируются права покупателя по договору розничной купли-продажи в случае продажи ему товара ненадлежащего качества (ст.503).

Под товаром ненадлежащего качества понимается вещь, которая имеет недостатки. Недостаток - это несоответствие проданного товара требованиям к его качеству, предусмотренным договором, или иным требованиям, установленным ст.469 ГК.

Недостатки в зависимости от их характера подразделяются на явные и скрытые. Явные недостатки могут быть обнаружены при осмотре товара или же специальными методами, например путем подключения к электросети.

Скрытые недостатки проявляются лишь в процессе использования или хранения товара.

Продавец обязан предупредить покупателя как о явных недостатках, так и о скрытых, если они ему известны. В некоторых случаях такая оговорка может вытекать из характера продажи (продажа товаров, бывших в употреблении, в специальных магазинах или отделах, продажа уцененных товаров, лоскутов ткани и т.д.).

Правовые последствия, предусмотренные ст.503 ГК, наступают, если покупатель обнаружил в приобретенном товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом.

В случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель вправе по своему выбору предъявить одно из предусмотренных п.1 ст.503 требований, а именно:

- соразмерного уменьшения покупной цены;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатка товара;

-возмещения расходов на устранения недостатка товара.

Покупатель вправе требовать замены товара с недостатками на такой же товар надлежащего качества либо на аналогичный, но иной марки, модели, формы, расцветки и т.п. При разнице в ценах на подлежащий замене товар и аналогичный производится перерасчет в соответствии со ст.504.

Из общего правила о замене недоброкачественного товара ГК предусматривает два исключения. Первое касается технически сложных или дорогостоящих товаров. Они заменяются только в случае существенного нарушения требований к качеству.

В соответствии с п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей перечень технически сложных товаров, подлежащих замене при наличии существенных недостатков, определяется Правительством РФ.

В перечень, включены:

-автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

-мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы;

-холодильники и морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

-сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы.

Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширению продавцом.

Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.

Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене.

ГК не определяет сроков замены товара продавцом. Поэтому организации или индивидуальные предприниматели должны руководствоваться правилами ст.314 ГК, а гражданин-потребитель - сроками, установленными ст.2 Закона о защите прав потребителей. По общему правилу ст.2 замена товара производится в семидневный срок со дня предъявления требования. Закон устанавливает несколько исключений из этого правила.

Во-первых, когда для установления причин выхода товара из строя требуется дополнительная проверка, он должен быть заменен в течение 20 дней с момента предъявления требования.

Во-вторых, когда у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она производится в месячный срок со дня предъявления требования. В этом случае продавец обязан безвозмездно предоставить покупателю - на период замены - аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Перечень товаров, которые не предоставляются покупателю на время замены, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. К ним относятся автомототранспортные средства, прицепы и номерные агрегаты к ним (кроме приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ), прогулочные суда и плавсредства; мебель; электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла); электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи 6. Этот перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.

В-третьих, когда покупатель или продавец находится в районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза товаров и у продавца отсутствует товар, необходимый для замены, она производится в срок очередной доставки соответствующего товара в эти районы 7.

В соответствии со ст.504 ГК - требование о соразмерном уменьшении покупной цены предъявляется, если товар, несмотря на недостатки, пригоден к использованию, но в цене, объявленной продавцом при заключении договора, не было учтено снижение качества. Если предъявлено требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара, их устранение производится путем ремонта, замены вышедших из строя частей, деталей агрегатов и т.д. В таких случаях покупатель не должен оплачивать ремонт, замену частей, деталей, агрегатов и т.д., а также их стоимость. При этом необходимо иметь в виду, что данное требование может быть заявлено лишь в том случае, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.

Требование возместить расходы на устранение недостатков предъявляется, когда покупатель устраняет их сам (например, покупает новую деталь и заменяет ею неисправную) либо поручает устранение третьему лицу. Размер возмещаемых расходов должен соизмеряться с необходимой для устранения недостатков работой и ценой товара. Расходы, превышающие цену товара, возмещаться не должны.

Покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При возврате денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств, т.е. покупателю должна быть возвращена стоимость такого же (нового) товара с перерасчетом в соответствии со ст.504 ГК.

По требованию продавца покупатель должен возвратить ему недоброкачественный товар. Его доставка производится за счет продавца. Для товаров, свойства которых не позволяют устранить недостатки (продукты питания, лекарства, изделия бытовой химии и т.п.), п.2 ст.503 ГК предусматривает специальные правила. Покупатель по своему выбору может потребовать их замены на доброкачественный товар либо соразмерного уменьшения цены, либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.

Ст.22 Закона о защите прав потребителей устанавливает десятидневный срок для выполнения продавцом требований о соразмерном уменьшении покупной цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар денежной суммы.

 

Ст.23 Закона о защите прав потребителей предусматривает взыскание с продавца, нарушившего сроки удовлетворения требований граждан-потребителей по поводу недостатков проданного товара, неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки. При этом неустойка рассчитывается исходя из цены товара в момент выполнения продавцом требования об уплате неустойки, а если она добровольно не была уплачена - в день вынесения судом решения о ее взыскании.

Если в результате удовлетворения требований покупателя покрыты не все причиненные ему убытки, то он вправе на основании ст.393 ГК требовать их возмещения продавцом в полном объеме. В исключение из общего правила о зачетном характере неустойки (ст.394 ГК) ст.13 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что убытки, причиненные гражданину-потребителю вследствие продажи товара с недостатками, возмещаются в полной сумме сверх неустойки.

Неудовлетворение продавцом предъявленного покупателем требования, вытекающего из ненадлежащего качества проданного товара, в установленные ГК и Законом о защите прав потребителей сроки дает ему право предъявить иное требование, предусмотренное ст.503. Последствия, предусмотренные ст.503, наступают в случае, если недостатки товара были обнаружены покупателем в течение сроков, определяемых в соответствии со ст.477.

В соответствии со ст.483 ГК РФ покупатель должен уведомить продавца о ненадлежащем качестве проданного товара в срок, установленным законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, то в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно быть обнаружено исходя из характера и назначения товара. В противном случае ему может быть отказано в удовлетворении требования о замене товара или устранении его недостатков.

Таким образом, оценивая состояние дел, достигнутый уровень применения договора купли-продажи, можно сказать, что имеет место не только распространение сферы действия института купли-продажи, но и качественное его наполнение. В настоящее время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.98 г.

(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

Большое значение в деле защиты прав и законных интересов покупателей - граждан по договору розничной купли-продажи имеют акты официального судебного толкования.

Механизм реализации прав граждан по договору купли-продажи, в частности розничной, требует изменений путем совершенствования законодательства в этой сфере. Привилегированное положение покупателя в договоре розничной купли-продажи не стыкуется с тем положением, что все стороны по всем договорам равны. Законодатель установил, что продавец почти всегда не прав и он должен нести весь груз ответственности. Необходимо законодательно соотнести степень ответственности обеих сторон, исходя из опыта накопленных отношений.

Гражданский кодекс прямо называет около тридцати законов, из которых примерно двадцать приходится на долю актов, посвященных договорам купли-продажи (законы о поставках товаров для государственных нужд, энергоснабжения, подряде для государственных нужд и др.).

Наряду с ними следует принять с целью развития правового регулирования договоров купли-продажи большое число и других законов, таких как закон о розничной торговле, оптовой торговле, об ограничении монополистической деятельности в области поставок энергоресурсов, о внешнеэкономических сделках.

 

Список использованной литературы

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: договоры о передаче имущества. - 2-е издание - М.: Статут, 2009. - С.797

2. Васин В.Н., Казанцев В.И. Договор купли-продажи (Логико-правовой анализ аномалий) // Российский судья. - 2005. - № 4. - С.56-61

3. Гражданское право: учебник. В 2-х т. Т. II / под ред. АЛ. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2010. - С.395

4. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Юрайт, 2011. - С.415

5. Российское гражданское право: учебник. В 2-х т. Т. II / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Статут, 2010. - C.1208

6. Садиков О.Н. Гражданское право России // Обязательственное право: курс лекций. - М.: Статут, 2005. - С.57

7. Шершеневич Г.Ф. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2010. - С.325

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: