Технологическая карта урока по биологии




Тема: «Кровеносная система. Кровь»

Цель: сформировать представление о значении и функциях крови, её составе, об эволюции органов системы кровообращения у разных групп животных

Задачи:

Образовательные: познакомиться со строением и функциями органов кровеносной системы у животных разных групп, с составом и значением крови

Воспитательные: формирование навыков индивидуальной и коллективной работы

Развивающие: развитие логики и умения кратко и лаконично излагать мысли

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа

Оборудование:

  • таблица «Родословная животного мира», таблица «Кровеносная система позвоночных», таблица «Состав крови», макеты сердца позвоночный
  • тесты на тему «Органы дыхания»
  • ноутбук, презентация, проектор

Ход урока:

 

Этапы урока, хронометраж Содержание этапа Основная форма работы УУД
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный 2 минуты Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличия всего необходимого. Объявление плана работы: 1. Проверка домашнего задания (тест) 2. Изучение нового материала 3. Закрепление Приветствуют учителя, слушают Индивидуальная Личностные: - самоопределение
2. Проверка домашнего задания 8 минут Какую тему мы изучили на прошлом занятии?   Правильно. Сегодня мы проверим, как вы усвоили данную тему и напишем небольшой тест   Тест 1. Что такое диффузия? А.Обмен газов между организмом и внешней средой Б. Процесс выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде В. Использование кислорода клетками для окисления органических веществ   2. Чем дышат круглые черви? А. Поверхностью тела Б. Перистыми жабрами В. Жабрами и поверхностью тела Г. Лёгкими   3. У кого появляются листовидные лёгкие? А. У кишечнополостных Б. У круглых червей В. У моллюсков Г. У членистоногих   4. Выберете ЛИШНЕЕ в строении жабр рыб А. Жаберная дуга Б. Жаберные лепестки В. Жаберные листки Г. Жаберные тычинки   5. Двойное дыхание характерно для… А. Земноводных Б. Пресмыкающихся В. Птиц Г. Млекопитающих   6. У лягушки кожно-лёгочное дыхание, а у головастиков? А. Кожно-жаберное Б. Жаберное В. Лёгочное Г. Лёгочно-жаберное   7. Функция воздушных мешков А. Согревание тела птицы Б. Охлаждение внутренних органов В. Помощь в газообмене   8. Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути… А. Увеличения площади лёгочных перегородок Б. Замены лёгких на воздушные мешки В. Сокращения площади лёгочных перегородок   9. Органы дыхания млекопитающих состоят из… А. Трахей, бронхов, воздушных мешков, лёгких Б. Трахей, бронхов, лёгких В. Жабр, бронхов, лёгких Г. Кожи, бронхов, лёгких   10. Вентиляцию лёгких у млекопитающих обеспечивает… А. Диафрагма Б. Бронхи В. Альвеолы Г. Межрёберные мышцы Органы дыхания и газообмен     (пишут тест)     1. Ответ «Б»     2. Ответ «А»   3. Ответ «Г»     4. Ответ «В»     5. Ответ «В»     6. Ответ «А»     7. Ответ «Б»     8. Ответ «А»     9. Ответ «Б»   10. Ответ «А» Индивидуальная Познавательные: - самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: - контроль усвоения учебной информации
3. Озвучивание темы урока 1 минута - Как думаете, какую тему мы сегодня начинаем изучать?   1 слайд: Правильно, поэтому открываем тетради и записываем тему «Кровеносная система. Кровь»   Цель нашего сегодняшнего урока – узнать о значении и функциях крови, её составе, об эволюции органов системы кровообращения у разных групп животных - Кровеносная система     (записывают тему урока в тетрадь) Фронтальная Личностные: - формирование учебной мотивации Регулятивные: - целеполагание Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли
4. Актуализация знаний 3 минуты Давайте для начала вспомним, что уже знаем по данной теме. Скажите, что такое: 1. Сердце     2. Артерия   3. Вена   4. Капилляры     5. Артериальная кровь     6. Венозная кровь     Отвечают на вопросы     1. Центральный орган кровеносной системы в виде мускульного мешка, осуществляющий кровообращение     2. Кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца   3. Кровеносный сосуд, несущий кровь к сердцу   4. Мельчайшие кровеносные сосуды   5. Кровь, богатая кислородом   6. Кровь, богатая углекислым газом Фронтальная Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли Познавательные: - логические
5. Объяснение нового материала 20 минут - Откройте учебник на странице 215 и найдите ответ на вопрос: «у кого впервые появляется кровеносная система?»   2 слайд: кровеносная система кольчатых червей замкнутая, состоит из брюшного и спинного сосудов, соединённых между собой кольцевыми сосудами. По спинному сосуду кровь движется к головному концу, по брюшному – к хвостовому   - О ком говорится в учебнике дальше?   3 слайд: кровеносная система незамкнутая, есть сердце   - А у членистоногих какая кровеносная система?   4 слайд: кровь выталкивается в кровеносные сосуды, оттуда в полость тела, в сердце возвращается также по кровеносным сосудам   5 слайд: Что вы можете сказать про ланцетника?   6 слайд: Что нового появляется у рыб? (показать строение сердца и кругов кровообращения на таблице, макет сердца)   7 слайд: А какие изменения происходят у земноводных? С чем связано появление второго круга кровообращения? (показать строение сердца и кругов кровообращения на таблице, макет сердца)   8 слайд: что вы можете сказать о пресмыкающихся? (показать строение сердца и кругов кровообращения на таблице, макет сердца)     9 и 10 слайд: у птиц и млекопитающих кровь течёт по большому и малому кругам кровообращения. Сердце четырёхкамерное (2 предсердия и 2 желудочка), кровь не смешивается. Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка – артериальная кровь переносится ко всем органам, там осуществляется газообмен, кровь становится венозной, в вены и впадает в правое предсердие. Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка – в лёгких кровь из венозной становится артериальной и возвращается в левое предсердие   Физкультминутка для глаз 1. Закройте глаза, полностью, попытайтесь полностью расслабить мышцы лица. Через 3 секунды откройте. Повторим это 3 раза 2. Посмотрите в левый верхний угол, затем в правый нижний, правый верхний и левый нижний 3. Слегка надавите на закрытые веки, откройте глаза 4. Сделайте круговые движения глазами сначала по часовой, затем против часовой стрелке   - Что такое кровь?   Жидкая часть крови – плазма. В плазме находятся форменные элементы: лейкоциты, эритроциты и тромбоциты (показать таблицу «Состав крови»)   -Какие функции выполняет кровь? - у кольчатых червей     (слушают, записывают в тетрадь)   - О моллюсках   - Незамкнутая     - кровеносная система незамкнутая, сердца нет, кровь движется благодаря сокращению стенок переднего отдела брюшного кровеносного сосуда   - круг кровообращения, сердце состоит из предсердия и желудочка, от желудочка отходит аорта, есть венозная и артериальная кровь   - Сердце трёхкамерное (2 предсердия и желудочек), появляется 2 круга кровообращения. Второй круг кровообращения связан с появлением лёгких, поэтому и называется лёгочным     - В сердце появляется неполная перегородка, кровь меньше смешивается. У крокодилов появляется четырёхкамерное сердце   (выполняют упражнения для глаз)     - Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе     - Транспортная – перенос газов, питательных веществ и продуктов обмена Регуляторная – поддержание температуры тела Защитная – свёртываемость крови, уничтожение болезнетворных микроорганизмов Фронтальная, групповая Личностные: - организация целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: - умение планировать пути достижения цели Познавательные: - структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач
6. Обобщение, систематизация знаний 4 минуты - У кого впервые появляется кровеносная система?   - У кого появляется круг кровообращения?   - Как называется самая крупная артерия?   - Почему у земноводных и пресмыкающихся смешивается кровь?   - Сколько камер в сердце у крокодила?   - Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения?     - Как называется малый круг кровообращения? Почему?   - Как называется жидкая часть крови?   - Какие форменные элементы крови вы знаете?   - Какие функции выполняет кровь? - У кольчатых червей     - У рыб     - Аорта     - Потому что нет перегородки в желудочке     - 4     - Начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии   - Лёгочный. Потому что он идёт через лёгкие   - Лимфа     - Лейкоциты, эритроциты и тромбоциты   - Транспортную, регуляторную и защитную Фронтальная Регулятивная: - контроль, коррекция, оценка - структурирование знаний   Коммуникативные: -представление информации в устной форме познавательные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: -смыслообразование - самооценка
7. Объявление домашнего задания 2 минуты Домашнее задание: 1. Сообщение на тему «Голубая кровь» 2. Сообщение на тему «Роль структурных элементов крови» 3. §41 Записывают домашнее задание в дневник Индивидуальная Личностные: -самоопределение Познавательные: - синтез Коммуникативные: -представление в устной и письменной форме

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: