Методические рекомендации по организации выставок.
При организации выставок особая роль отводится предварительной работе, которая включает в себя: работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах) выставки; используется чтение познавательной литературы, проводятся беседы, экскурсии, организуется совместная продуктивная деятельность по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается всё, чтобы вызвать у детей интерес и желание поучаствовать в выставке. Педагог вместе с детьми определяет место расположения выставки, ведется работа по ознакомлению с новыми социальными ролями (экскурсовод, посетитель, автор работы).
Младший и средний дошкольный возраст
Задачи:
– формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими детьми;
– побуждать детей объединяться на основе общего интереса;
– способствовать совместному участию детей в выполнении заданий.
В младшей и средней группах устраиваются в основном тематические выставки, тематикой которых являются самые близкие и значимые для ребенка предметы (модные игрушки года, игрушки из киндер-сюрпризов, наклейки и др.).
Старший дошкольный возраст
Задачи:
– помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»);
– дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами).
К старшему возрасту диапазон тематических выставок расширяется, к ним добавляются выставки по материалам совместного творчества. Кроме тематических выставок, добавляются авторские или персональные выставки, семейные, на которых представляются увлечения детей, педагогов, родителей.
|
В предварительную работу добавляется продуктивная деятельность детей по созданию выставочных экспонатов, помощь детей в оформлении выставок, в предложении тематики выставок, привлечение детей к роли организаторов и экскурсоводов.
Таблица 1 – Перечень выставок
Участники | Тема | Выставочные материалы |
Вторая младшая группа | «Моя любимая игрушка» | Любимые игрушки детей. Фотографии детей. |
«Моя любимая книга» | Любимые книжки детей, фотографии детей. | |
Средняя группа | «Киндер-страна» | Игрушки из киндер-сюрпризов различных серий. |
Средняя / старшая группа | «Осенние причуды» | Овощи и фрукты необычной формы и размера; поделки из овощей и фруктов, выполненные вместе с родителями; фотографии авторов. |
Старшая / подготовительная группа | «Я маленький» | Любимые игрушки и фотографии детей до 1,5 лет. |
«Семейные увлечения» | Поделки разной тематики и семейные фотографии. | |
«Остров обезьян» (актуальная игрушка года) | Игрушки-обезьянки из разного материала и разной величины. | |
Подготовительная / старшая группа | Персональные выставки детских работ | Рисунки, вязание, бисероплетение, вышивка и др., фотография ребенка. |
«Смеховой мир детства» | Книги, журналы, игрушки. Групповой альбом с «групповыми смешинками» на фотографиях. Газеты, ширмы и т. д. |
Методические рекомендации по проведению презентаций
Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:
— изготовление приглашений для детей другой группы;
|
— изготовление подарков и призов для гостей;
— приготовлений угощений для всех участников;
— подготовка групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов для презентации;
— подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.
Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы.
Средний дошкольный возраст
Задачи:
– учить детей налаживанию отношений со сверстниками;
– создавать условия для овладения разнообразными способами и средствами общения;
– воспитывать начала культурного общения;
– содействовать совместному участию детей в общем деле.
Презентации рекомендуется проводить со среднего возраста, начиная с презентаций результатов группы в каком-либо виде детской деятельности, где дети могут продемонстрировать свои умения, например: презентация «Вода – водичка» – дети показывают свои умения, как проводить опыты с водой и т. д. В предварительную подготовку включается работа по изготовлению приглашений, подарков для гостей, разучивание стихов, песен, развлекательных игр и упражнений.
Старший дошкольный возраст
Задачи:
– расширять круг общения детей;
– формировать способы их контактов с малознакомыми детьми;
– приобщать детей к ценностям сотрудничества;
– развивать инициативу в общении.
Со старшего возраста добавляются презентации группы (т.е. предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых «зон»), например: презентация «Путешествие в сказку» – здесь дети представляют зоны группы - через сказочных персонажей «Лукоморья»; презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (это может быть знакомство с традициями группы, отдыхом детей, праздниками и увлечениями), например: презентация «Фотовыставка» – где происходит знакомство с жизнью группы через фотографии, которые отражают отдых, развлечения и деятельность детей в разное время года.
|
В предварительную работу добавляется приготовление угощений для участников и гостей, подготовка групповой среды к презентации, личных и групповых объектов, материалов, подбор развлекательных игровых упражнений, стихов, песен и рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др.
Таблица 2 – Перечень презентаций
Участники | Тема | Атрибуты и материалы |
Средняя группа | Экскурсия по фотовыставкам | - фотовыставки, отражающие разные виды детской деятельности; - иллюстративные материалы с видами города; - иллюстрации с изображением символики города; - изготовленный в качестве подарка символ группы / цветок «Незабудка»/; - ткань для оформления фона выставки; - самодельные рамки для фотографий |
«Новогодние фантазии» | - папка-передвижка с фотовыставкой по темам «Мы на прогулке», «Мы кормим голубей»; - рисунки сказочных героев с лицами детей группы (карнавал); - макет «Зимой в лесу»; - новогодняя ёлка и хоровод кукол возле неё; - коробочки, изготовленные детьми для угощения; - сладкое угощение (печенье); - бумага для изготовления новогодних экспонатов. | |
Старшая / подготовительная группа | «Страна малышей» | - игрушки, в которые дети играли, когда были маленькими; - фотографии детей до 1,5 лет: - любимые игрушки детей; - пустышки на шнурочках по количеству детей; - нагрудники по количеству детей; - две сюрпризные коробки; - ворота для подлезания; - аудиозаписи музыкальных фрагментов («День рождения», «Разноцветные шары», записанный плач ребенка). |
«Давайте познакомимся» | - приглашения; - подарки для гостей. | |
Подготовительная группа | Мир увлечений детей и родителей | - поделки, изготовленные для выставки детьми и их родителями; - свеча; - витаминный чай; - аудиозапись песни «Маленькая страна» муз. И.Николаева. |
Подготовительная / старшая группа | «В гостях у сказки» | - волшебный клубок (из ниток); - «следы» невиданных зверей из бумаги; - перья (из бумаги) - элементы костюмов(кокошник, платок, шапочки-колпачки, накидки; - самовар; - угощение (чай, баранки, пряники) |
«Наше любимое увлечение» | - постройки из разных видов конструкторов и строительного материала; - ширма с фотографиями с играми детей «Как мы играем»; - альбомы с коллекциями машин, парфюмерии, игрушек(материалы проектов «выпуски детских журналов»; - выставка «Новогодний карнавал» (рисунки сказочных героев с лицами детей) - угощение для гостей / молоко, мороженное, шоколад, бананы для приготовления коктейля/. |