Тема 1. Финансы в экономической системе




1.1. Сущность и функции финансов

1.2. Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта

 

 

1.1. Сущность и функции финансов

В современном обществе термин «финансы» используется до­вольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансо­вая деятельность, финансовые активы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Но что такое «финансы» как экономическая категория? До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого пред­ставления о происхождении этого слова. Одни связывают его со сред­невековыми латинскими терминами «finatio, financia, financia pecuniana», употреблявшимися в XIII-XIV вв. в значении «обязательная уплата денег, денежно-долговое обязательство». Похоже слово «финансы» и на английское «fine» (денежная пеня, пошлина за привилегию).

Только, пожалуй, во Франции в XVI в. это слово использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Множе­ственное число этого слова (les finances) означало все государствен­ное достояние и состояние правительственного хозяйства. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII веке финансы сформиро­вались в самостоятельную науку.

Во всех же остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, кото­рые исследовали надлежащее управление камерой — так во времена франкских королей называли помещение, в котором хранилось час­тное имущество главы государства. Именно поэтому впоследствии так стали называть само учреждение (управление), заведовавшее го­сударственным (камеральным) имуществом (Kammerguter).

С распространением в России французского языка слово «фи­нансы» в значении «государственное имущество и управление им» стало постепенно вытеснять из научного и официального оборота слово «казна», пришедшее в русский язык из арабского (хазана).

Рассматривая развитие понятия «финансы» в историческом ас­пекте все теоретики едины во мнении, что оно связано с государ­ством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений.

Действительно, исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций. Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию. В Европе позднего средневековья или раннего капитализма в примитивных формах существовали цен­трализованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, надзор за процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты Вильям Стаффорд и Томас Мэн — основатели нормативной экономики, писали в XVII в., что только скрупулезное руководство со стороны правительства способно обеспечить хозяй­ственный порядок и социальную справедливость. Меркантилисты настаивали на том, что следует запрещать или сокращать импорт при увеличении собственного вывоза, приращении собственного богатства в денежной форме.

С развитием в Западной Европе капитализма многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Распространение классической по­литической экономии (XVIII в.), лимитировавшей государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет, конечно, историчес­кое объяснение: ведь к тому времени «вершителями судеб» в эконо­мике стали рынок и свобода выбора. Последняя предполагает в эко­номическом смысле две главные составляющие: защищенное зако­ном право частной собственности и самостоятельность принятия ре­шений. В XVII—XIX вв. экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав. Отсюда броское выраже­ние: «Государство — это ночной сторож частной собственности».

Другими словами, значимость государства в экономической жизни постоянно менялась, однако его присутствие было необходимо. Имен­но поэтому на всем протяжении формирования и развития государ­ства общество (население) удовлетворяло его потребности, форми­руя государственные доходы, современным аналогом которых выс­тупают налоги, сначала в натуральной, а потом и в денежной форме.

В рабовладельческом и феодальном обществе государственные до­ходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монар­ха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов).

С развитием товарно-денежных отношений все большее значе­ние стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Именно с формированием доходов и расходов государства за счет доходов общества исторически связано появление финансов. На ранних ста­диях развития государства не существовало разграничения между Ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникли такие понятия, как «государственные фи­нансы», «государственный бюджет», «государственный кредит».

Не вникая пока в сущность финансов как явления, обозначим некоторые его исторические характеристики.

Во-первых, финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налого­вых платежей, призванных содержать государство как обществен­ный институт. Из этого следует, что с помощью финансов реализо-вывались доходы и расходы государства в обществе. Менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), увеличивалась или уменьшалась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государ­ство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним — и финансы как способ содержания этого института.

Во-вторых, способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что оно — в нашем случае государство — необходимо обществу. Только в этом случае, как считал К. Маркс, в обществе сформируются механизмы, позволяющие экономическому явлению возникнуть, развиваться и выполнять свои функции.

Действительно, для нормального развития любого общества, на­ционального хозяйства необходимо соблюдение всеми его участника­ми определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообраз­ных поступков не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логическую совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие всей экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в историческом развитии, устанав­ливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с главной целью экономической системы. И именно государство изначально призвано поддерживать механизм такого са­моразвития, а при помощи экономического поощрения и наказания заставлять всех граждан соблюдать требуемые правила поведения.

Современные представители теории трансакционных издержек конкретизируют эту мысль следующим образом: функционирование общества было бы возможно без того или иного общественного ин­ститута, но издержки такого существования были бы значительно больше, чем если бы этот институт был. Государство исторически развивалось, выполняя те функции, без которых общество не могло обойтись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками. Другими словами, если бы вместо государства возник иной частный институт, служащий интересам общества, на его содержание пришлось бы выделять больше национального дохода.

Например, только ли центральный банк страны может занимать­ся эмиссией денежных знаков? Вовсе нет. Частный коммерческий банк также способен этим заниматься, однако чьи интересы будут при этом приоритетны: общества в целом или частные интересы соб­ственников и менеджеров данного банка? Следует ли в централизо­ванном порядке следить за выполнением денежных обязательств за­емщиками перед кредиторами? Несомненно. Кому поручить это? Государственным органам или частным структурам? Кто (теорети­чески) эффективнее будет отстаивать общественные интересы: госу­дарство или частное агентство? Скорее всего, государство.

С помощью финансов осуществляется не только перераспреде­ление доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффек­тивное их использование. Государство способствует формированию условий для повышения результативности хозяйственной деятель­ности. Следовательно, чем более домашние хозяйства и предприя­тия добиваются поставленных целей, тем более адекватно государ­ство реализует свои функции.

Таким образом, вышеизложенное приводит нас к следующему заключению:

финансы исторически возникли в качестве механизма обеспечения деятельности государства как института, необходимого обще­ству, поскольку оно способствует ускорению экономического разви­тия общества в целом;

первоначально в хозяйственной жизни финансы проявлялись
в форме экономических отношений между домашними хозяйствами
и производителями, с одной стороны, и государством, с другой, по
поводу перераспределения в пользу государства части денежных до­
ходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Таким образом, именно государство стало первым «китом», на ко­тором стали строиться и позитивная и нормативная теории финансов.

Возникнув в XVIII в., финансы ощутили на себе влияние быст­рой трансформации денег: изменения их функций, форм и механиз­мов обращения как в национальных хозяйствах, так и в международ­ных экономических отношениях. Будучи конкретной формой, в ко­торой осуществлялось перераспределение национального дохода стра­ны в пользу государства, деньги стали вторым «китом», на котором Держится современная теория финансов. Обратим внимание, что сегодня в качестве наиболее общего и полного определения денег западная теория признает такое, в котором «деньги — это то, что

общество признает деньгами». Теперь становится понятным, почему так сложно дать приемлемое для всех определение категории финан­сов, которая непосредственно связана с деньгами.

Изначально деньги выполняли скорее пассивную роль, нежели активную, опосредуя сделки купли-продажи материальных ценнос­тей (товар — деньги — товар). Они адекватно сопровождали движе­ние товаров и услуг, независимо от их производства и предложения частным бизнесом или государством.

Обмены были связаны с эквивалентами, в качестве которых, как правило, выступали деньги. Что же касается финансов, то они воз­никли как производные от денег в качестве посредников при обмене с государством. Однако в этом случае возникает обмен не с простым партнером, а с государством, следовательно, и эквивалент чем-то должен отличаться от обычных денег.

В денежной экономике (в противоположность бартерной, в кото­рой товары обмениваются непосредственно на товары) деньги как по­средники в обмене появились в форме товаров. В качестве эквивален­тов при обмене — товарных денег — выступали разные предметы: скот, металлы, драгоценные камни и т.п. Традиционными эквивалентами в обменах между экономическими агентами стали серебро и золото.

По мере потери товарными деньгами внутренней ценности по­добно серебру и золоту они уступили место бумажным деньгам — наиболее удобному средству обмена. В такой форме деньги нужны не ради них самих, а ради приобретения в обмен на них вещей и услуг. Другими словами, пока люди могут платить бумажной налич­ностью по своим обязательствам, пока бумажные деньги принима­ются как средство платежа, они выполняют функции денег.

С одной из функций денег — быть средством платежа (обяза­тельство — товар — деньги — товар — обязательство или обязатель­ство — деньги — товар — деньги — обязательство) — и связано про­исхождение финансов. Если в функции обращения деньги — это посредник в одномоментном встречном перемещении денег и това­ров, то функция средства платежа может реализоваться и при несов­падении перемещения товаров и денег как во времени, так и в пространстве. Другими словами, увеличивается круг сделок между эко­номическими агентами, в которых продажа товаров или предостав­ление денежной суммы не сопровождаются встречным движением соответственно денег или товаров.

Такого рода сделки, как правило, заключаются с государством. Так, обязательство государства выполнить определенные функции в обществе — обеспечить, например, порядок на территории страны, построить автостраду или реабилитационный центр для инвалидов — можно принять в качестве обеспечения той части денежных доходов общества, которая в виде налогов и платежей перераспределяется в пользу государства. В этом случае предмет коллективного обмена — обязательство государства перед обществом выполнить определен­ные функции — трудно оценить в показателях полезности для каж­дого налогоплательщика. Часть общества вообще может не восполь­зоваться построенной, например, автострадой из-за отсутствия авто­мобилей, тогда возникает разрыв в движении денег и материальных ценностей. В результате такой сделки обмена обязательства госу­дарства на денежный эквивалент (налоги) населения возникает эффект перераспределения доходов одних хозяйствующих субъек­тов в пользу других, поскольку государство не только формирует собственные доходы, но и осуществляет их расходование. Такое де­нежное посредничество в сделках, в которых не происходит экви­валентного обмена материальных ценностей на деньги, относится уже к финансам. В этом случае финансы выступают в качестве де­нежного инструмента, с помощью которого осуществляется обмен обязательств государства на денежные доходы граждан (налоги). Причем отличие финансов от денег в данном случае заключается в отсутствии эквивалентности во времени и в пространстве.

Такая ситуация в наиболее явном виде возникла во взаимоотноше­ниях граждан и государства, поэтому и финансы первоначально связы­вались с обеспечением деятельности государства. Однако современные финансовые рынки и особенно их сегмент производных финансовых инструментов имеют дело с подобным же перераспределением доходов партнеров в результате сделки обмена, предметом которой является нематериальное обязательство участников, преследующих спекулятив­ную цель. Другими словами, в современной экономике количество не­эквивалентных обменов между партнерами становится все больше, а следовательно, все шире используется механизм финансов, перерасп­ределяющий доходы одних экономических агентов в пользу других.

Не случайно основатель конституционной экономики Дж. Бъюкенен предложил рассматривать бюджетные расходы государства как обмен неких государственных услуг на деньги — налоговые платежи граждан и компаний, в котором фактически невозможно точно оце­нить эквивалентность/неэквивалентность налоговых платежей цен­ности общественных благ, предоставляемых государством. Именно в этом случае возникает феномен free rider (безбилетника), который и обусловливает функционирование финансов в качестве механизма перераспределения доходов общества не только в пользу государ­ства, но и в пользу любого другого экономического агента на тех же, что и с государством, условиях.

На рубеже XX—XXI вв. товарные рынки и рынки факторов про­изводства отходят на второй план, уступая место рынку денежных фондов — финансовых активов, обращение которых зиждется на долговых обязательствах в условиях неопределенности и рисков. Это позволяет говорить о третьем «ките» финансовой теории — долговой природе современных финансов, функционирование которых про­исходит с учетом фактора времени и риска. Это привело к субъекти-визации финансовых отношений, участниками которых помимо го­сударства становятся обычные хозяйствующие субъекты — домаш­ние хозяйства, фирмы (предприятия и организации). Подведем некоторые итоги:

• становление финансов было непосредственно связано с формированием и развитием государства в качестве хозяйствующего
субъекта, функционирование которого обеспечивало общество пу­тем перераспределения части национального дохода в его пользу;

. финансы имеют непосредственное отношение к развитию де­нег и отношений между хозяйствующими субъектами, которые осу­ществляются с помощью денег;

• особое значение для понимания роли финансов в националь­ной экономике имеют закономерности развития собственно рынков
денег, на которых человеческий интеллект разрабатывает и внедряет
особые инструменты и инновации, выводящие денежные потоки из
реального мира в Интернет.

Развиваясь в качестве обособленного раздела макроэкономичес­кой теории, финансы (сначала как государственные, потом корпора­ций и домашних хозяйств) в конечном счете приобрели достаточно отличительных признаков, чтобы выделиться в макроэкономичес­кой теории в виде теории финансов.

Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти отношения могут возникнуть:

по поводу перераспределения дохода общества в пользу одно­го из них;

для обеспечения адекватного исполнения государством функ­ций, в которых нуждается общество;

в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обя­зательств в условиях неопределенности и риска.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, на­зываются государственными финансами. При перераспределении доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммер­ческих организаций (фирм, корпораций).

Для наглядности представим национальную экономику в виде системы элементов — хозяйствующих субъектов (производителей, потребителей, финансовых посредников), с центром — государством и структурой, сформированной взаимосвязями. Они могут быть де­нежными, когда деньги опосредуют движение материальных акти­вов в эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сде­лок не происходит перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами возникают в ситуа­ции, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде материаль­ных или денежных активов лишь на основе обязательств одной из сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государ­ству в денежной форме в обмен на обязательство государства выпол­нять свои функции, В результате этих сделок происходит перерасп­ределение дохода общества в пользу одного из партнеров по сделке.

Финансы — это денежные отношения хозяйствующих субъектов, вклю­чая государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру, увеличиваясь в руках одного субъекта за счет изъятия (не­эквивалентного) этой части у другого.

Если форма активов меняется с денежной на товарную при экви­валентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, поскольку эти отношения денежные, их вряд ли можно отнести к финансовым.

Современные финансовые рынки на три четверти совершают спекулятивные операции, в которых денежные выигрыши одного возникают за счет проигрыша другого — и назвать их финансовыми вполне оправданно. Так включается финансовый механизм содер­жания одной части общества за счет другой. Разница только в том, что отношения с государством по поводу выплаты налогов импера­тивные, а при спекуляции на рынках производных финансовых ин­струментов эти отношения возникают добровольно.

Другими словами, финансы представляют собой механизм неэк­вивалентного перераспределения доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого, чтобы обеспечить возможность выполне­ния им его функций, в которых общество нуждается; это механизм поддержания того социального института, без которого общество было бы менее эффективным.

Если сущность финансов можно выразить многоаспектно, то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.

Существует позитивная теория финансов, отвечающая на вопрос: как это происходит; и нормативная теория, отвечающая на вопрос: как должно быть. В рамках позитивной теории финансы:

перераспределяют доход общества в пользу одного из хозяйствующих субъектов за счет другого;

способствуют формированию фонда денежных средств госу­дарства или хозяйствующих субъектов;

обеспечивают выполнение соответствующими хозяйствующи­ми субъектами функций, в которых общество нуждается.

Можно сказать, что с помощью хозяйственной деятельности финансы способствуют сохранению только тех общественных ин­ститутов, которые поддерживают поступательное движение общества.

С позиций нормативной теории функции финансов представля­ют собой механизм, с помощью которого государство может воздей­ствовать на поведение хозяйствующих субъектов. В этом случае сущ­ность финансов проявляется в следующих функциях:

• перераспределительной, меняющей структуру национального дохода общества;

• регулирующей, меняющей мотивацию хозяйствующих субъек­тов для достижения целей общества на том или ином этапе его развития;

• контролирующей, оценивающей и сопоставляющей эффектив­ность использования перераспределенных денежных средств в целях изменения параметров такого перераспределения.

В соответствии с нормативной теорией финансов, если вмеша­тельство государства в социально-экономическую систему необхо­димо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно дол­жен сформироваться механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встают вопросы: сколько средств следу­ет выделять государству, чтобы экономика была эффективной; в ка­кой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать показатели оценки эффективности государственных расходов и кто будет их регламентировать; каковы условия достиже­ния «золотой середины» между бюрократическими структурами го­сударства и корпоративным менеджментом (а в целом — между рын­ком и государством) в управлении денежными средствами, циркули­рующими в национальном хозяйстве и т.д.

Для современной России эти вопросы далеко не риторические, поскольку более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством фи­нансов в пользу государства. А их эффективное/неэффективное ис­пользование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о несостоятельности финансов как механизма перераспределения до­хода общества в пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перерасп­ределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств. На этом, собственно, и выстроена теория «провалов» (неэф­фективности) государства или рынка, что очень важно в связи с фи­нансами, которые фактически фиксируют в каждый данный момент «золотую середину» распределяемого дохода общества между государ­ственным и негосударственным секторами. Конкурентное доказатель­ство каждым из них своей эффективности свидетельствует о состоя­тельности финансов как механизма перераспределения.

 

1.3. Роль финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта

 

Рассмотрим формальные финансовые взаимосвязи в национальной хозяйственной системе. Для этого обозначим некоторые предпосылки:

закон роста эффективности хозяйственной деятельности универсален и обусловливает появление всех социальных институтов
(включая государство);

функции основных участников экономической системы име­ют общественную значимость;

с точки зрения участников использования перераспределенной
доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

Основные экономические агенты, доходы которых перераспре­деляются с помощью финансов, следующие:

частный бизнес — производители материальных и нематериальных благ;

население — потребители этих ценностей;

государство как институт, создающий условия для населения
и максимизации полезности частного бизнеса.

Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помо­щью макроэкономических показателей:

валового внутреннего продукта (ВВП — текущей стоимости
всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в тече­ние определенного периода времени (главным образом, года) на тер­ритории страны);

национального дохода (НД — вновь созданной за год стоимо­сти, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом
амортизации и косвенных налогов);

инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары
и услуга в экономике, %);

сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотно­шения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется
либо в дефиците — когда расходы превышают доходы, либо в профи­ците — когда доходы превышают расходы);

сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредитор­ской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

потребительского и отложенного спроса населения (соответ­ственно части национального дохода, которая расходуется на потребление, и части его, которая сберегается);

сальдо торгового и платежного балансов (результата операций
национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) тех или иных макроэкономических показателей и есть та цель развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стра­не по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помо­щью макроэкономического тождества (тождества национальных сче­тов — системы взаимосвязанных статистических показателей, пост­роенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной кар­тины экономической деятельности страны):

У= С+ I+ G,

где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G — государственные расходы (Government Spending).

В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: до­машних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инве­стиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитыва­ются экспортно-импортные операции:

У = С+ I+ G + (Ex-Im),

где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

I — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G — государственные расходы (Government Spending);

Ex— Im — сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт - эта разница положительна, если импорт больше экспорта - она отрицательна (Export — Import),

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расхо­дам национальных экономических агентов (С + I+ G) на все произве­денные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех — Ли), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней тор­говли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если при прочих равных условиях государ­ство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Влияние государственных расходов отражается на всех составля­ющих макроэкономического тождества: как на потребительских рас­ходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого по­нимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макро­экономического тождества. Функция потребления имеет вид

С=а+ Ь{\ - f)D,

где а — константа, характеризующая некий объем потребления вне зави­симости от доходов;

b — предельная склонность к потреблению; t — ставка подоходного налога; D — доход домашних хозяйств.

В экономических системах при формировании расходов в усло­виях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим об­разом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи озна­чает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хо­зяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах мо­гут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (дохо­дов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приоб­ретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, насе­ление и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им — ка­ких-либо товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жерт­вы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государ­ства) и соответствующими потерями в покупательной способности. На основании макроэкономического тождества можно с опреде­ленностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаи­мосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспро­изводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравне­нию с предыдущим с учетом инфляции.

 

1.4. Формирование финансовых ресурсов

 

Финансовые ресурсы — это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исхо­дить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движени­ем товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соот­ветствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В ре­зультате образуются различные денежные фонды, происходит их пе­регруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчиты­вается как ВВП по расходам и ВВП по доходам,

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обра­щением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупа­теля). При обмене эквивалентов не возникает условий для матери­ально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширен­ного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распре­деления и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежно­го оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хо­зяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалент­ном характере. Именно финансы в процессе распределения и пере­распределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансирован­ности национального хозяйства.

Таким образом, финансовые ресурсы — это количественная характери­стика финансового результата процесса воспроизводства за определен­ный период. Это те денежные средства, которые правомерно направ­лять на возмещение выбывающих основных фондов, производствен­ное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.

Специфика содержания финансовых ресурсов заключается в том, что они выступают:

как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта;

как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

как источники формирования этих доходов (составляющие элементы) — амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборот­ного капитала, приобретения оборудования и предметов длительно­го пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресур­сов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником фи­нансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответ­ствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внут­реннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следую­щих показателей системы национальных счетов (СНС) — система вза­имосвязанных статистических показателей, построенная в виде набо­ра счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на про­изводство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домаш­них хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: