Асимметричная информация первого типа: рынок подержанных автомобилей.




Введение

 

 

При рассмотрении конкурентного рынка, мы создаем идеальную, абстрактную модель – модель совершенной конкуренции. В ней создаются лабораторные условия, которые обеспечивают «чистоту эксперимента». Модель совершенной конкуренции предполагает следующие условия: множество покупателей и продавцов на рынке, свободное перемещение ресурсов, отсутствие барьеров для вступления в отрасль, однородная и стандартная продукция и симметричность информации. Симметричность информации означает, что все участники рынка имеют равный доступ к информации. Полнота информации для всех участников ставит всех конкурентов в равные условия.

 

Однако, в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается. Что касается информации, которая является одним из важных типов экономических ресурсов, то каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный объем информации. На рынке несовершенной конкуренции информация, как правило, неполная. Большая или маленькая неполнота информации может повлиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные транзакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация. Это ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные лица. Например, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель, рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей и т.д.

 

Необходимо разделить несколько типов асимметричной информации, на основе конкретных примеров. Первый тип, это когда продавец товара знает о нем больше, чем покупатель. Примером может служить рынок подержанных автомобилей. Второй тип – когда покупатель товара знает больше, чем продавец, как например, на рынке страховых услуг или на рынке труда. Третий тип развивается между «заказчиком – исполнителем», например, в предприятиях между менеджерами и собственниками акций компании.

 

Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния. Возникает явление неопределенности, то есть недостаток информации о вероятных будущих событиях. Это приводит, с точки зрения неоклассиков, к фиаско и несостоятельности рынка, так как ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Принципы рыночной экономики нарушены, и экономические субъекты не могут себя вести рациональным образом.

 

Итак, какое влияние оказывает асимметричная информация на распределение ресурсов и ценовую систему? Какие отрицательные последствия возникают при наличии асимметричной информации? Как учитывать асимметричную информацию в рациональном поведении? Какие способы существуют для уменьшения асимметричной информации?

 

В первой части мы рассмотрим асимметрию информации и её последствия (неблагоприятный отбор) на основе конкретных примеров. Далее мы рассмотрим, какие способы существуют для уменьшения асимметричной информации.

 

Асимметричная информация и её последствия на механизмы рыночной экономики: неблагоприятный отбор или отрицательная селекция.

 

Асимметричная информация первого типа: рынок подержанных автомобилей.

 

Асимметричная информация может привести к разрушению рынка, связана с неблагоприятным отбором. Классический пример изложен в статье американского экономиста лауреата Нобелевской премии за 2001 год Джорджа Акерлофа. Он описывает ситуацию на рынке подержанных автомобилей, рынок «лимонов». «Лимонами» в Северной Америке называют товары со скрытыми дефектами.

 

На том же рынке есть просто подержанные автомобили, которые находятся, тем не менее, в хорошем состоянии и «лимоны» - дефектные автомобили, которые другие продавцы пытаются сбыть. На рынке подержанных автомобилей существует два типа подержанных машин — высокого и низкого качества. В случае симметричной информации существуют два рынка, для тех и других машин, и на каждом рынке своя цена.

 

Но в реальной жизни симметрия отсутствует. Продавец подержанного автомобиля имеет гораздо больше информации о его качестве, чем покупатель. Продавцы хорошо осведомлены о качестве машин, а покупатели вообще ничего не знают о нем. Покупатели будет полагать, что шансы купить машину хорошего качества равны 50%. Таким образом, совершая покупку, они считают, что все автомобили среднего качества и при равном количестве плохих и хороших автомобилей устанавливается средняя цена:

 

7500 = (10 000 + 5000) / 2.

 

По такой цене продавцы хороших машин просто не будут их сбывать. Как видно из рисунка, теперь будет продано меньше высококачественных автомобилей (25 000) и больше низкокачественных (75 000).

 

Как только потребители начинают понимать, что большая часть проданных машин (около 1/4 общего числа) низкого качества, их спрос сдвигается. Кривая спроса передвигается влево, перемещая всю совокупность хороших и второсортных машин в сторону низкого качества.

 

Отсутствие полной информации при покупке подержанного автомобиля повышает риск покупки и снижает ценность автомобиля. Из-за асимметричности информации низкокачественные товары вытесняют с рынка высококачественные. Происходит неблагоприятный отбор или отрицательная селекция: на рынке будут представлены только низкокачественные автомобили. Неблагоприятный отбор или отрицательная селекция является одним из последствий асимметричности информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: