Асимметричная информация второго типа: рынок страхования.




 

Типичным примером неблагоприятного отбора является рынок страховых услуг. Рынок страхования был особенно изучен в работах Стиглица (он получил Нобелевскую премию в 2001 г) и Ротшильда. Ситуация развивается по тому же принципу и сценарию, что на рынке «лимонов». Это происходит также из-за асимметричности информации. В этом случае, люди покупающие страховку, знают намного лучше о своем общем состоянии здоровья, чем любая страховая компания, даже если последняя настаивает на медицинском освидетельствовании. В результате возникает неблагоприятный отбор, причем даже в большей мере, чем в случае с подержанными автомобилями.

 

Страховые компании не могут отделить людей с высоким риском заболевания от людей с низким риском. Люди с худшим здоровьем будут чаще обращаться к услугам страховых компаний. В результате, цены на страховку повышаются и при росте страховых услуг здоровые люди перестанут страховаться. Получается, что только нездоровые люди будут покупать страховку, и в итоге доля больных будет увеличиваться. Это опять приведет к повышению цены, и так до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц; таким образом, страховая деятельность становится невыгодной.

 

Таким образом, мы наблюдаем неблагоприятный отбор: некачественные товары вытесняют с рынка качественные. Страховая деятельность становится невыгодной, хотя она и необходима. Поэтому государство часто занимается страховой деятельностью.

 

Способы уменьшения асимметрии информации

 

Репутация.

 

Ассиметричная информация существует на многих рынках. Например, в ресторанном бизнесе, на рынке розничных магазинов и т.д. В этих ситуациях продавец имеет больше информации, чем покупатель. Это приводит к неблагоприятным отборам и, вследствие этого, некачественные товары вытесняют с рынка высококачественные.

 

Возникает вопрос: как продавцы могут предлагать высококачественные товары, когда посредством неблагоприятного отбора ассиметричная информация будет вытеснять высококачественные товары с рынка?

 

Продавцы должны убедить покупателей в том, что их товары высококачественные. Для этого они должны предоставить покупателем такую информацию, чтобы они почувствовали разницу между товарами разного качества. Продавцы этого достигают, в основном, за счет репутации. Например, на рынке ресторанов существует ситуация ассиметричной информации, так как работники ресторана имеют больше информации о том, являются ли их блюда высококачественными или нет, чем сам клиент. Но вы идете именно в этот ресторан потому, что никто из ваших знакомых не заболел после его посещения. По тому же самому принципу, вы идете именно в этот магазин потому, что он известен хорошими продуктами.

 

Итак, репутация является для многих фирм способом передачи информации покупателям и, следовательно, она способствует уменьшению ассиметрии информации и, таким образом, помогает избежать её негативные последствия.

 

Стандартизация.

 

Иногда некоторые предприятия просто не в состоянии создавать репутацию. Это, например, закусочные или мотели. Клиенты идут туда только на один раз во время путешествия и, следовательно, для фирм очень трудно в таких условиях создавать репутацию. Ответом на эту проблему является стандартизация. Покупатель знает заранее то, что он получит. Поэтому проезжая по скоростной трассе и решив позавтракать, вы выберете именно “Макдональдс”, хотя дома вы никогда не захотите там пообедать. Дело в том, что “Макдональдс” предлагает стандартизированный продукт; в любом ”Макдональдсе” по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.

 

Итак, стандартизация помогает решить проблему ассиметричной информации в разных областях.

 

Рыночные сигналы.

 

Существует ещё один механизм, который помогает продавцам и покупателям уменьшить асимметричность информации: рыночные сигналы. Под этим термином понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Майклом Спенсом, лауреатом Нобелевской премии 2001 г., который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товаров.

 

Сигнал должен быть эффективным. Например, реклама не может служить рыночным сигналом, так как она не эффективна. Она не дает возможности идентифицировать товары низкого и высокого качества и, следовательно, не способна уменьшить степень ассиметричности информации. Однако, рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия, дипломы и сертификаты на рынке труда.

 

Классическим примером для рассмотрения рыночных сигналов является рынок труда. Действительно, работодатель находится в ситуации ассиметричной информации. Новые работники (продавцы рабочей силы) знают гораздо больше о качестве своего труда, чем фирма (покупатель рабочей силы). В момент же найма, фирме мало что известно об их работоспособности.

 

Какие сигналы позволяют отличать более производительного работника от неэффективных работников? По внешнему виду во время собеседования? Хорошая одежда, качественный макияж могли бы дать необходимую информацию, но нельзя отрицать тот факт, что даже плохие работники хорошо одеваются, идя на собеседование, чтобы получить работу. Итак, одежда, внешний вид не являются точными сигналами, следовательно, они не позволяют отличить высокоэффективных (работников с высокой производительностью) работников от низкоэффективных (работников с низкой производительностью).

 

В модели Спенса образование является эффективным сигналом на рынке труда. Дипломы говорят о возможностях работника, так как более способному человеку проще достичь высокого уровня образования. Способные люди, как правило, являются более интеллектуально развитыми, целенаправленными, энергичными и трудолюбивыми, а эти качества, проявленные для получения хорошего диплома, неотъемлемы и для работы.

 

Итак, образование является для фирм эффективным сигналом, который позволяет избежать или уменьшить степень ассиметричной информации, возникающей на рынке труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: