Мастер русского пейзажа.




Живописная лирика Сергея Есенина

С.А.Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивнойяркоцветностью.Все его образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Синева,разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Этасиняя дымкаполюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью.

Символика цвета

В ранний период творчества основными цветами являютсябелыйизеленый. Белый цвет обозначает доброе начало, чистоту, радость, обновление. Зеленый цвет символизирует весну, молодость, приносит спокойствие, свежесть.

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…»,

«…Деревья оделись

Зеленой листвою,

Луг зеленеет,

Покрытый травою…»

Открытие Есенина состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложные мысли-образы.

Образы-символы

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – символ красоты. Есть символическое значение и у цветовых эпитетов, например:«красныйконь»– символ революции,«розовый конь»– символ молодости,«чёрный конь» –предвестник смерти. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам.

Есенин – признанный мастер пейзажа

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги. В них разнообразны

  • оттенки красного цвета:розовый, алый, малиновый, багряный;

1) «о Русь, малиновое поле»;

2) в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы»;

  • оттенки часто приобретают «металлическое» звучание: золотой,медный, серебряный:

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Серебристый тополь серебрист и светел.

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь…

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Поэтизация природы

В течение всей жизни

в творчестве поэта встречаются «сияющие» цвета:золотой,серебряный,блестящий,сверкающий.Эти цвета обозначают необычное восхищение природой. Серебряный цвет связан с поверхностью воды, травы; золотой – лучами луны, звёзд и солнца. Чаще всего Есенин использует золотой цвет.

«Отговорила роща золотая…», «Закружилась листва золотая…»,

«Задремали звёзды золотые… »

Белое и чёрное в лирикеЕсенина

е и блычерн, и света,

Белый цвет практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад:

  • «Белаябереза под моим окном»;
  • «Кудрявый сумрак за горой рукою машетбелоснежною»;

Не жалею, не зову, не плачу,

все пройдет, как сбелыхяблонь дым».

«Черная,потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, как не любить?»

В чёрном цвете скрывается нечто опасное и таинственное.

Ещё в древнерусской литературе была традиция употребления двух цветов: белого -для обозначения добрых начал и побуждений

чёрного -символизирующего зло.

Эту традицию и впитал в себя Есенин.

Есенин – «художник»

Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения мысли, чувств и эмоций.

«Васильками сердце светится, горит в нем бирюза ».

Есенина пользовался яркими красками, которые символизируютрадость, надежду,

 

 

Введение

«...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей,“ любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

М. Горький. Сергей Есенин, 1926

 

Сергей Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. И оставил нам богатое поэтическое наследство. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство- свои стихи. Поэзия Есенина — это чудесный и неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Его поэзия наполнена любовью к человеку, к родной земле, проникнута душевностью и добротой. Она актуальна и в наши дни. всегда можем найти в его поэзии что-то близкое нашей душе.
Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле. Своих читателей Есенин пленяет тем, что ведет их по прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи... Его стихи производят необыкновенное впечатление — так легки и естественны они. Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать какова палитра красок в лирике Есенина и каким цветам он отдавал предпочтение.


«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчаньем ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой. В этих стихах особая мелодичность, неповторимая напевность, сочные и яркие краски его лирики. В поэзии Есенина предстает Русь с её полями, рощами, цветами во всей красе. Картины родной природы раскрываются в стихотворениях С. А. Есенина с поразительным мастерством и
необычайно богатой палитрой красок.

 

Символика цвета.


Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.

У каждого цвета есть своя символика и значение.

Красный цвет –цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь и страсть, а также ассоциируется с войной, кровью и огнем.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.

Желтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.

Белый –цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.

Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.

Зеленый -это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.

 

Мастер русского пейзажа.

Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях:

 

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза

* * *

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

 

* * *

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» есть «синее что-то». Поэт саму Россию ассоциировал с синим цветом. Он так говорит: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

 

Одно из стихотворений 1925 года так начинается. То есть, синее – это что-то нежное, несказанное. Поэт использует синий цвет как символ Руси, ее безбрежности, юности поэта и как постоянный спутник матери родины: «в голубой степи», «в синем небе», «синим звоном», «в синюю высь», «охлопья синих рос», «синей вьюгой», «в небе темно – голубом», «синее небо», «синим мраком», «цветы лазоревы», «в голубой пыли», «июнь голубой», «синие чащи», «вечером синим», «голубого поля», «синие метели», «синий оскал», «синим рогом», «голубого ливня», «голубая родина», «колокол синий», «голубого покоя», «голубая страна», «из синей мглы», «в голубой траве», «голубая прохлада», », «в синеве долин».

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,—

***

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

***

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Зеленый и голубой — традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого.

Зелёная причёска,

Девическая грудь.

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

***

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В ранней поэзии Есенина, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Для палитры Есенина характерно также пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину и чистоту. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

 

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

***

 

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

 

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:

 

На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец

***

Выткался на озере алый свет зари

***

Красной водой поливает восход

С алым цветом у поэта сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла

На смену безмятежной юности пришли зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордовый, красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.


В палитре поэта присутствуют также серебро и желтые оттенки.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

 

***

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег…

***

В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

 

Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи

 

В лирике Есенина мы встречаем и черный цвет.

 

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

***

 

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

 

Наиболее ярко он демонстрируется в поэме «Чёрный человек».

 

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

 

Заключение

Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, мы пришли к выводу, что любимыми цветами поэта были синий и голубой.

 

Есенин, как большой художник, с помощью красок сумел передать тончайшие эмоциональные состояния, которые возникали в его душе. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять не только чувства, переживания и оттенки настроений, лирического героя, но и раскрывают мироощущение поэта.

Список использованной литературы:

 

1.С.А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. М.: издательство «Олимп», 2001г

2.В мире Есенина: Сборник статей. - М.,1986.

3.Сборник стихов Сергея Есенина.-М.,1995.

4. Ю. Прокушев. Сергей Есенин. М.: издательство «Детская литература»,1971

 

Интернет- ресурсы:

 

1.https://ru.wikipedia.org/

2.https://www.besoch.com/

 

 

 

 

Начало формы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: