Введение
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения. Поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать данные аспекты и обеспечивать соразмерное вознаграждение. Переход к инновационной экономике обуславливает необходимость создания новых нормативно-правовых аспектов направленных на совершенствование трудового законодательства РФ.
Актуальность темы исследования обусловлена прямой зависимостью благосостояния работника от степени его участия в трудовой деятельности, когда рабочее время может детерминировать время отдыха, отводя ему роль накопления жизненной энергии в целях дальнейшего участия в трудовой деятельности. В рамках вышесказанного именно понимание рабочего времени как правовой категории позволит усовершенствовать российское трудовое законодательство.
Цель ВКР состоит в изучении правовых основ рабочего времени в рамках трудового права в РФ.
Задачи ВКР, состоят в следующем:
1.изучить историю развития института рабочего времени;
2.рассмотреть понятие рабочего времени и его нормирование;
3. проанализировать виды рабочего времени;
4.рассмотреть правовое регулирование режимов рабочего времени;
5.выделить актуальные проблемы регулирования рабочего времени в современном трудовом законодательстве;
6.изучить перспективы развития законодательства регулирующего рабочее время в РФ.
Теоретической основой ВКР являются научные исследования ученых правоведов в области трудового права в частности, Э.М. Аметистова, М.В. Баглая, Д.К. Бекяшева, Л.Ю. Бугрова, К.Н. Гусова, И.Я. Киселева, А.М.Лушникова, М.В.Лушниковой, Н.Л. Лютова, С.П. Маврина, С.Б.Маринина, Е.Е. Мачульской, П.Е. Морозова, А.А. Попова, А.А. Роговой, Г.В.Сивачева, Э.Б.Френкель, И.В. Шестеряковой.
|
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в ВКР систематизирован теоретический материал по теме правового регулирования рабочего времени.
При написании ВКР используется метод анализа и синтеза: сначала анализируются разрозненные правовые и литературные источники, информация из которых синтезируется для выведения заключений и формирования гипотез.
Вся работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Также в конце прилагается список использованной литературы. Структура работы включает в себя переход от теоретических к практическим разделам, с постепенным раскрытием всех аспектов исследования по теме «Рабочее время и его виды».
Глава 1. Теоретические основы рабочего времени в трудовом праве
История развития института рабочего времени
Рабочее время наемных работников и связанные с этим отношения регулировались в дореволюционной России нормами фабричного законодательства. В 1882-86гг. был издан целый ряд фабричных законов, регулирующих наиболее острые рабочие вопросы. Отчасти причиной столь пристального внимания законодателя в проблематике рабочей жизни стали, прогремевшие на всю страну рабочие беспорядки 1875-82гг., в разных уголках Российской Империи – в Юзовке (Донецкий бассейн), в Орехове-Зуеве, Петербурге, Варшаве, Нарве.
Первым фабричным законом стали "Правила о работе малолетних на заводах, фабриках и мануфактурах" 1882г., устанавливающие, что к фабричным работам дети допускаются не ранее 12 лет (ст.108). Малолетние 12-15 лет не должны работать более 8 часов в сутки и 4 часов подряд. Воспрещается ночная работа между 9 час. вечера и 5 час. утра, и работа в воскресные и праздничные дни.
|
Вторым законом, нормирующим рабочее время является закон от 3-го июня 1885г. о ночной работе подростков до 17-ти лет и женщин. Закон с 1 октября 1885 года воспрещал на фабриках хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных подросткам до 17 лет и женщинам ночную работу. Опубликование закона вызвало недовольство не только среди хозяев фабрик, но и среди многих рабочих, поскольку распространилось мнение, что воспрещение ночной работы женщин и подростков повлечет за собой вообще прекращение ночных работ и увольнение ночной смены рабочих.
Закон "О продолжительности и распределении рабочего времени на заведениях фабрично-заводской промышленности" утвержден 2 июня и введен в действие осенью 1897 года.
Дневной труд каждого отдельного рабочего во все дни недели, кроме субботы ограничивался 111/2 часами, в субботу – 10 часами. Если же хотя бы часть трудового времени падает на ночной период, то продолжительность работы не должна превосходить 10 часов. В воскресные дни и 17 больших праздников рабочий освобожден от работы полностью, однако по специальному соглашению работники могут выходит на работу в воскресные дни, а неправославные работники – в дни христианских праздников, которые для их веры как таковыми праздниками не являются.
Далее, в 1906 году 15 ноября издан закон, нормирующий продолжительность рабочего времени ремесленников и служащих торгово-промышленных заведений. Главная норма этого закона устанавливает 10-ти часовой рабочий день для этих работников.
|
Приход советской власти кардинально изменил положение "эксплуатируемых трудящихся" – той самой силы, благодаря которой, собственно, и стала возможной сама революция. Одним из первых актов нового правительства стал декрет 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне", которым определялось, что есть рабочее время: рабочим временем или числом рабочих часов в сутки считается то время, в течение которого, согласно договору найма, рабочий обязан находиться в промышленном предприятии в распоряжении заведующего оным, для исполнения работ, и закреплялось, что рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий, не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.[1]
Декретом достаточно подробно регламентируется то, сколько часов позволительно работать несовершеннолетним, женщинам, работникам в ночную смену, устанавливались специальные ограничения для работы в горнодобывающей промышленности. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным работам. Виновные в нарушении настоящего закона караются по суду лишением свободы до одного года.
Служащим Правительственных Советских учреждений рабочий день устанавливался в 6 часов (п.15 Декрета "Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений".
Самый первый Кодекс законов о труде 1918 года содержал уже целый раздел VII "О рабочем времени". Статья 84 закрепляла, что продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 8-ми дневных или 7-ми ночных часов.
Продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 6 часов:
– для лиц, не достигших 18-летнего возраста, и
– в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья.
Некоторое ужесточение рабочего времени было обусловлено объективными обстоятельствами – гражданской войной. Как свидетельствуют современники, "удлинение рабочего дня вводилось в милитаризованных предприятиях в форме "сверхурочных" работ, необходимость которых была ясна каждому рабочему, и также ясно было, что с прекращением гражданской войны нормальный день освободится от надстроек". Хотя очевидно, что не только на военных производствах рабочий день был удлиненным, а порой и бессрочным.
Далее, очередной КЗоТ 1922г. подтверждал безусловное возвращение восьмичасового рабочего дня (ст.94), при этом строго ограничил случаи применения сверхурочных. Для лиц умственного и конторского труда, за исключением тех, работа которых тесно связана с производством и торговлей установлен шестичасовой рабочий день (ст.95). Для подростков от 14 до 16 лет установлен 4-х часовой рабочий день, от 16 до 16 – 6-ти часовой. Для рабочих, занятых в особо тяжелых и вредных для здоровья отраслях производства, сокращенный рабочий день устанавливается НКТ (соответствующие списки профессий с нормой рабочего дня для каждой из них изданы НКТ в 1923г., в которые внесен ряд дополнений в 1924-26гг.). Для подземных работ шестичасовой рабочий день установлен КЗоТ (ст.95).
Ночное время определялось периодом с 10 часов вечера до 6 часов утра. Комиссариата Почт и Телеграфов при советах народных комиссаров союзных республик и управлений округов связи устанавливался семичасовой рабочий день.
Специальным Постановлением регулировалась трудовая деятельность работников с ненормированным рабочим днем. Согласно Постановлению, ненормированный рабочий день в учреждениях, предприятиях и хозяйствах может применяться:
– для лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала;
– для лиц, труд которых не поддается учету во времени;
– для лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;
– для лиц, рабочее время которых по характеру работу дробится на части неопределенной длительности.
Целью правового регулирования рабочего времени являлось в советское время, с одной стороны, обеспечение права трудящихся на отдых, с другой стороны – установление государством и соблюдение каждым работником обязательной меры труда, обеспечение рациональной организации режима рабочего времени, максимального и производительного его использования в интересах общества. В связи с этим советские законы обязывают рабочих и служащих уплотнять свой рабочий день, не допуская потерь рабочего времени.
Период усиленной индустриализации, массового производства и усиления роли промышленности в жизни общества в целях строительства "развитого социализма" не мог не отразиться на трудовых правоотношениях. В период конца 20-х-30-е годы появляются постановления о предприятиях, переходящих на непрерывную производственную неделю. В частности выделим Постановление СНК СССР от 24.09.1929, которым вводилась пятидневная рабочая неделя во всех предприятиях, переходящих на непрерывную производственную неделю, за исключением строительств и предприятий с сезонным характером работ.
Особыми нормами регулировался труд советских граждан за границей (Постановление Госкомтруда СССР от 31.10.1959 №858 "Об утверждении правил об условиях труда советских работников за границей"). В частности, для работников учреждений СССР за границей, находящихся в странах с жарким и влажным климатом, устанавливается шестичасовой рабочий день в определенные месяцы года.
Существовало еще множество постановлений, регулирующих рабочее время различных категорий работников (транспорта, морских судов, медицинских работников, работников сельского хозяйства и мн. др.), устанавливающих индивидуальное рабочее время в день и в неделю.[2]
Знаменательным событием в жизни всех советских работников стало постановление 1967 года о планомерном переводе всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю.
1972 год стал началом новой вехи развития трудового законодательства Советского Союза – вступил в действие новый КЗоТ. Согласно ст. 41 нормирование продолжительности рабочего времени всех рабочих и служащих осуществляется государством с участием профессиональных союзов. Нормы продолжительности рабочего времени не могут быть изменены по соглашению между администрацией предприятия, учреждения, организации с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации или с рабочими и служащими, если иное не предусмотрено законодательством.
Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 41 часа в неделю. Для рабочих и служащих моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю, а в возрасте от 15 до 16 лет – 24 часа в неделю.
С 25 сентября 1992 года Кодекс законов о труде РСФСР переименовывается в Кодекс законов о труде Российской Федерации. Принципиальных изменений о рабочем времени работника не произошло, однако этим законом устанавливается 40-часовая рабочая неделя.
Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.