Работа № 4. Смысловая и механическая память




 

Экспериментатор: Деремова Диана

Испытуемый: Самедова Назия

Дата исследования: 10.03.2012

Самочувствие испытуемого в момент исследования: удовлетворительно

Задача исследования: исследование словесно-логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда по 15 пар слов в каждом, секундомер.

В первом ряду между словами легко устанавливаются смысловые связи, во втором ряду такие связи отсутствуют.

Порядок исследования: эксперимент состоит из двух опытов:

1. Воспроизведение ряда пар слов, содержащих смысловые связи.

2. Воспроизведение ряда пар слов, не содержащих смысловые связи.

Инструкция испытуемому:

Опыт № 1: «Сейчас Вам будут прочитаны слова, составляющие между собой смысловые пары, например, дом – окно, радио – передача и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»

Опыт № 2: «Сейчас Вам будут прочитаны пары слов, никак не связанных между собой, например, машина – булка, винт – жираф и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»

Ход работы:

Опыт № 1. Экспериментатор зачитывает испытуемому 15 пар слов первого ряда. Интервал между парами составляет 5 секунд. После десяти секундного перерыва, предупредив испытуемого командой «Проверяем!», экспериментатор зачитаются только первые слова каждой пары, делая паузу в 10 секунд после каждого слова, чтобы испытуемый успел записать и названное слово и то слово, которое ему следует вспомнить. Затем испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 2. Работа проводится со словами второго ряда (не содержащими смысловые связи). Ход работы аналогичен Опыту № 1.

Обработка и анализ результатов:

В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:

–– в чем проявляется активность испытуемого во время слушания;

–– повторяет ли испытуемый шепотом или губами читаемые ему слова;

–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения;

–– запоминание какого ряда слов требует у испытуемого меньше (больше) усилий.

В процессе опроса экспериментатор выясняет:

–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить слова 1 и 2 ряда, и если применял, то какие;

–– применял ли он эти приемы в обоих случаях или способы запоминания были разными;

–– на сколько трудно было испытуемому составлять пары слов 1 и 2 ряда и в чем заключались эти трудности;

–– какие пары были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными.

В процессе опроса экспериментатору необходимо попросить испытуемого объяснить причину ошибочно составленных пар слов, ответив на вопросы:

–– проявилось ли в эксперименте влияние его собственного субъективного смысла на процессы запоминания и воспроизведения;

–– насколько эмоциональная значимость слов для данного испытуемого повлияла на их ошибочное воспроизведение;

–– обнаружились ли в эксперименте слова, ошибочно воспроизведенные испытуемым и имеющие для него ассоциативную связь со словом-стимулом (по смежности, сходству или различию, по созвучию).

Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно составленных пар. Все данные заносятся в таблицу:

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Предъяв-ленные пары слов Удержанные – пропущен-ные в памяти пары слов Ошибочно составлен-ные пары слов Предъяв-ленные пары слов Удержанные – пропущен-ные в памяти пары слов Ошибочно составлен-ные пары слов
Корабль- море + Игрушка- ребенок +
Слон- зоопарк + Магазин- покупка +
Грусть-одиночество + Кровать- сон +
Деньги- кошелек + Лак- ногти +
Бассейн- купальник - Краски- рисунок +
Звонок- телефон + Зубы- кариес -
Стрела- лук + Рыбка- море +
Заколка-волосы + Грязь- дождь -
Свеча- тьма + Маска- кофе +
Оценка- дневник + Мороженое-обувь +
Каток- коньки - Синяк- боль +
Коса- расческа + Небо-лампа +
Ветер-осень + Пончик- карандаш -
Птица- гнездо + Кот- усы -  
Песня- слова + Время-деньги -

 

 

Коэф. Смысловой памяти – 0, 73

Коэф. Механичесой памяти- 0,67

 

По результатам наблюдения, опроса и сопоставления коэффициентов смысловой и механической памяти экспериментатор делает вывод о влиянии смысловых связей между словами на эффективность процесса запоминания.

Далее экспериментатору также необходимо сделать вывод о том, о каких особенностях мышления испытуемого говорят сделанные им ошибки.

 

Самоотчёт испытуемого:

Испытуемый сделал вывод о том, что не все пары слов сочетаются, поэтому трудно составить их.

 

Наблюдения экспериментатора:


1)испытуемый шёпотом проговаривает слова.
2)запоминание второго ряда слов сложнее нежели первого.


Вывод:
Смысловые связи между словами имеют значение. Причинами ошибок является не нахождение смысловых связей в парах слов. Следовательно, мышление основано на ассоциациях.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!