Экспериментатор: Деремова Диана
Испытуемый: Самедова Назия
Дата исследования: 10.03.2012
Самочувствие испытуемого в момент исследования: удовлетворительно
Задача исследования: исследование словесно-логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: два ряда по 15 пар слов в каждом, секундомер.
В первом ряду между словами легко устанавливаются смысловые связи, во втором ряду такие связи отсутствуют.
Порядок исследования: эксперимент состоит из двух опытов:
1. Воспроизведение ряда пар слов, содержащих смысловые связи.
2. Воспроизведение ряда пар слов, не содержащих смысловые связи.
Инструкция испытуемому:
Опыт № 1: «Сейчас Вам будут прочитаны слова, составляющие между собой смысловые пары, например, дом – окно, радио – передача и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»
Опыт № 2: «Сейчас Вам будут прочитаны пары слов, никак не связанных между собой, например, машина – булка, винт – жираф и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»
Ход работы:
Опыт № 1. Экспериментатор зачитывает испытуемому 15 пар слов первого ряда. Интервал между парами составляет 5 секунд. После десяти секундного перерыва, предупредив испытуемого командой «Проверяем!», экспериментатор зачитаются только первые слова каждой пары, делая паузу в 10 секунд после каждого слова, чтобы испытуемый успел записать и названное слово и то слово, которое ему следует вспомнить. Затем испытуемый отдыхает 10 минут.
Опыт № 2. Работа проводится со словами второго ряда (не содержащими смысловые связи). Ход работы аналогичен Опыту № 1.
Обработка и анализ результатов:
В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:
–– в чем проявляется активность испытуемого во время слушания;
–– повторяет ли испытуемый шепотом или губами читаемые ему слова;
–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения;
–– запоминание какого ряда слов требует у испытуемого меньше (больше) усилий.
В процессе опроса экспериментатор выясняет:
–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить слова 1 и 2 ряда, и если применял, то какие;
–– применял ли он эти приемы в обоих случаях или способы запоминания были разными;
–– на сколько трудно было испытуемому составлять пары слов 1 и 2 ряда и в чем заключались эти трудности;
–– какие пары были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными.
В процессе опроса экспериментатору необходимо попросить испытуемого объяснить причину ошибочно составленных пар слов, ответив на вопросы:
–– проявилось ли в эксперименте влияние его собственного субъективного смысла на процессы запоминания и воспроизведения;
–– насколько эмоциональная значимость слов для данного испытуемого повлияла на их ошибочное воспроизведение;
–– обнаружились ли в эксперименте слова, ошибочно воспроизведенные испытуемым и имеющие для него ассоциативную связь со словом-стимулом (по смежности, сходству или различию, по созвучию).
Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно составленных пар. Все данные заносятся в таблицу:
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Предъяв-ленные пары слов | Удержанные – пропущен-ные в памяти пары слов | Ошибочно составлен-ные пары слов | Предъяв-ленные пары слов | Удержанные – пропущен-ные в памяти пары слов | Ошибочно составлен-ные пары слов |
Корабль- море | + | Игрушка- ребенок | + | ||
Слон- зоопарк | + | Магазин- покупка | + | ||
Грусть-одиночество | + | Кровать- сон | + | ||
Деньги- кошелек | + | Лак- ногти | + | ||
Бассейн- купальник | - | Краски- рисунок | + | ||
Звонок- телефон | + | Зубы- кариес | - | ||
Стрела- лук | + | Рыбка- море | + | ||
Заколка-волосы | + | Грязь- дождь | - | ||
Свеча- тьма | + | Маска- кофе | + | ||
Оценка- дневник | + | Мороженое-обувь | + | ||
Каток- коньки | - | Синяк- боль | + | ||
Коса- расческа | + | Небо-лампа | + | ||
Ветер-осень | + | Пончик- карандаш | - | ||
Птица- гнездо | + | Кот- усы | - | ||
Песня- слова | + | Время-деньги | - |
Коэф. Смысловой памяти – 0, 73
Коэф. Механичесой памяти- 0,67
По результатам наблюдения, опроса и сопоставления коэффициентов смысловой и механической памяти экспериментатор делает вывод о влиянии смысловых связей между словами на эффективность процесса запоминания.
Далее экспериментатору также необходимо сделать вывод о том, о каких особенностях мышления испытуемого говорят сделанные им ошибки.
Самоотчёт испытуемого:
Испытуемый сделал вывод о том, что не все пары слов сочетаются, поэтому трудно составить их.
Наблюдения экспериментатора:
1)испытуемый шёпотом проговаривает слова.
2)запоминание второго ряда слов сложнее нежели первого.
Вывод: Смысловые связи между словами имеют значение. Причинами ошибок является не нахождение смысловых связей в парах слов. Следовательно, мышление основано на ассоциациях.