Памятка для родителей
«Секреты успешного развития речи детей»
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
4. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
5. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
6. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
7. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
8. Ограничивайте время просмотра телевизора.
Лучше смотрите телевизор вместе с
ребёнком и обсуждайте с ним его
впечатления от увиденного.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Стихи, сказки, рассказы, которые Вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
|
Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком,
какие звуки присутствуют в сказке,
и воспроизведите их. Представьте,
как завывает ветер в зимнем лесу,
как звучит весенняя капель, как
разговаривают птицы и звери.
Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть малыш, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым Вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Загадайте загадки по сказкам.
В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек Вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
|
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
Ø Речь взрослых должна быть чёткой, грамматически и фонематически правильно оформленной. Не следует искажать слова, имитируя детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
Ø Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
Ø Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
Ø Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.
Ø Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Например, возьмите игрушечного зайца. Предложите его рассмотреть, затем задайте вопросы:
ü Кто это?
ü Какого цвета?
ü Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
ü Как можно назвать зайку?
ü Как можно с ним играть?
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой,