Несмотря на преимущества двухъядерных процессоров, их владельцы могут столкнуться с некоторыми проблемами, обычно не описываемыми в статьях. Мы решили восполнить этот пробел и дать несколько полезных рекомендаций.
В двухъядерной системе наиболее часто наблюдаемая проблема (с которой можно столкнуться и в случае с процессором, c технологией Hyper-Threading) состоит в снижении производительности по сравнению с аналогичной одноядерной системой. К тому же в играх наблюдается, к примеру, резкое увеличение внутриигровой скорости (не производительности!). Причиной этого является некорректный выбор таймера операционной системы – вместо таймера управления питанием ACPI используется таймер TSC, что приводит к ошибкам в программах, задействующих в своей работе вызов функции ядра QueryPerformanceCounter.
В таком случае необходимо сделать следующее: в первую очередь нужно добавить в файл boot.ini, расположенный в корневом каталоге диска C, в конец строчки вида «multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)WINDOWS="Microsoft Windows XP Professional"/noexecute=optin/fastdetect» ключ/usepmtimer. Если вы не видите в Проводнике данного файла, то выберите в меню в разделе Сервис пункт Свойства папки. В появившемся окне на вкладке Вид уберите галочку возле пункта Скрывать защищенные системные файлы и в разделе Скрытые файлы и папки выберите Показывать скрытые файлы и папки. Далее владельцы процессоров AMD должны скачать и установить программу AMD DualCore Optimizer, а владельцам процессоров Intel необходимо следовать инструкциям, размещенным по этому адресу. Заметим, что если вы используете для управления частотой процессора не системные средства, а программу RMClock версии 2.15, то достаточно только добавить /usepmtimer в загрузочный файл. Если же, несмотря на выполнение вышеописанных действий, в ходе игры все равно возникают проблемы (зависания, выбрасывание на Рабочий стол и т. п.), то стоит попробовать жестко привязать игру к одному из ядер. Для этого после запуска игры нажимаем Ctrl+Alt+Del, в появившемся диспетчере задач щелкаем правой кнопкой на игре, выбираем пункт Перейти к процессам, затем кликаем опять правой кнопкой на выделенном процессе и выбираем Задать соответствие. В появившемся окне снимаем галочку возле одного из ядер, какого именно – не имеет значения, после чего закрываем окно, сам диспетчер задач и возвращаемся в игру. Если же после указанных действий проблемы не исчезли, и при этом у вас установлена видеокарта фирмы NVIDIA, можно попробовать отключить многопоточные оптимизации в видео-драйверах. Запускаем редактор реестра (Пуск -> Выполнить -> regedit.exe), идем по адресу HKey_Local_MachineHardwareDeviceMapVideo и выписываем из переменной devicevideo0 адрес, по которому расположены настройки видеокарты. Заметим, что указанный адрес у систем Windows 2000 и Windows XP отличается, в Windows 2000 он будет иметь вид \REGISTRY\Machine\System\ControlSet001\Services\nv\Device0, в то время как в Windows XP \Registry\Machine\System\Current ControlSet\Control\Videoitc_drupal_DD18ED74-F584-4145-B29B-E3A6C6189FAA\0000. Переходим по указанному адресу, учитывая следующее: \Registry в данном случае говорит о том, что информация находится в реестре, а \Machine – что она хранится в разделе HKEY_LOCAL_MACHINE. Пример содержимого необходимого раздела представлен на скриншоте. Щелкаем мышью в правой части окна, выбираем Создать – Параметр DWORD, называем его OGL_ThreadControl и присваиваем ему значение 2. Для отключения многопоточности в приложениях Direct3D нужно создать переменную WTD_EXECMODEL того же типа и присвоить ей значение 0. Заметим, что обычно производители игр достаточно оперативно реагируют на проблемы такого рода, и прежде чем отключать поддержку двухъядерников, стоит проверить, нет ли патча для игры, исправляющего возможные ошибки.
|
|
Итоги
Итак, из результатов тестирования видно, что уже сейчас двухъядерные процессоры могут увеличить производительность в существующих играх по сравнению со своими одноядерными собратьями, хотя имеющиеся игры проектировались и писались в расчете именно на них. Конечно, цена двухъядерника несколько выше, но это плата за возросшее быстродействие. С выходом же игр с изначальной поддержкой многоядерности превосходство таких процессоров станет неоспоримым. Еще одним аргументом в их пользу является то, что в Microsoft Xbox 360 и выходящей вскоре Sony PS3 также установлено несколько процессоров, а значит, кросс-платформенные и портированные с приставок на PC игры наверняка получат преимущества от многоядерных чипов.
Конфигурация тестового стенда | |
Процессор | AMD Athlon 64 3500+ AM2 |
AMD Athlon 64 X2 3800+ AM2 | |
Материнская плата | abit KN9 Ultra (nForce 570 Ultra) |
Память | 2×1024 MB Samsung DDRII-667 5-5-5-13-1T |
Видеокарта | ASUS EN7600GT@600/1600 MHz |
Жесткий диск | Western Digital WD2000JS |
Блок питания | FSP 550W 550-80GLN |
Операционная система | Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c |
Драйверы | NVIDIA ForceWare 91.28 |
А при увеличении напряжения до 1.4125В, процессору покорилась частота 4.55Ггц.
Но в этом случае нельзя было говорить о полной стабильности: некоторые тесты проходили отлично (их результаты приведены на сл. странице), а другие выдавали совершенно неправильные результаты (из-за сбоя системного таймера). При этом повышать напряжение на процессоре мы уже не могли (использовался воздушный кулер Gigabyte G-power), поскольку это приводило к троттлингу. Так что, потенциал в области разгона мы оцениваем на отлично, и владельцы систем водяного охлаждения смогут достичь 4,5Ггц (по сообщениям в интернете, владельцы криогенных систем достигли уже 5.5Ггц!).
|
Итак, предварительный вывод по процессорам на ядре Presler. Благодаря новому 65 нм техпроцессу, Intel смогла выпустить новое поколение двухъядерных процессоров, которые по всем техническим характеристиками (функциональность, скорость работы, тепловыделение) лучше процессоров на ядре Smithfield. И именно процессоры на ядре Presler смогут дать достойный отпор конкурентам в лице линейки Athlon X2. Но насколько изменилось соотношение сил, мы увидим на следующей странице, которая посвящена производительности.