Цель занятия: Уяснить сущность ценообразования, виды, взаимосвязь цен, состав и структуру цен, обучить основным методам расчёта цен на предприятиях.
Пояснения:: Цена как экономическая категория возникла в то время, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения, и с тех пор является неотъемлемой частью любого товарного обращения. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров, работ или услуг.
Существует несколько способов (методов) формирования цены. В различных отраслях экономики существует своя специфика.
В большинстве случаев исходной базой для расчета возможной цены является себестоимость производства товаров, суммируемая с предполагаемой прибылью. Все большее распространение получает метод установления цены исходя из ощущаемой потребителем ценности производимых товаров. Основным фактором формирования цены в этом случае выступают не издержки производителя, а психологическое восприятие покупателем потребительской ценности товара.
В условиях рыночной экономики определяющим фактором для коммерческого успеха любой организации на рынке является установление цены, по которой предлагаются товары или услуги. Правильно выбранный способ ценообразования обязательно должен включать в себя объективную оценку следующих факторов:
· при оценке товаров, работ или услуг следует принимать во внимание и учитывать все прямые и косвенные затраты;
· следует принимать во внимание цены на аналогичный товар, установленные предприятиями-конкурентами;
· необходимо учитывать отношение потребителей к ценам, недооценка этого фактора может привести к существенным убыткам;
|
· в рыночную цену, по которой предполагается продавать товар, должна быть заложена прибыль, которую рассчитывает получить предприятие, а также прибыль, которую обычно получают посредники, и средний уровень издержек обращения при товаре» про ведении аналогичных групп товаров;
· чувствительность спроса к изменениям цен может быть весьма различной в зависимости от товара или услуги;
· уровень устанавливаемых цен может отражать имидж предприятия;
· способность постоянно поставлять товар или оказывать ус-Луги является важным фактором, который способствует сохранению затрат на производство единицы продукции на низком уровне;
· общее состояние экономики в регионе оказывает значительное влияние на политику ценообразования, проводимую предприятием.
Методы расчёта цен:
· Метод "средние издержки + прибыль". Основа расчёта - средние издержки производства + наценка (варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара, учитывает особенности текущего спроса и конкуренции).
· Расчёт на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Предприятие устанавливает такую цену, которая может обеспечить желаемый объём прибыли. Основа расчёта - построение графика безубыточности.
· Установление цены на основе уникальности выпускаемого товара. В основе расчёта - издержки производства + ценность товара для покупателя.
· Учёт регулирующей роли государства, которая проявляется в установлении различных дотации, стимулирование продажи нужной продукции, социальной защищённости населения, в особой форме налогообложения.
|
Формирование цены. Оптовая цена предприятия - цена предприятия - производителя товара, та цена, при которой обеспечиваются возмещение производственных затрат и получение прибыли. Разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью товара отражает прибыль, которая может быть определена на единицу продукции и на годовой объем производства.
Обязательными элементами оптовой цены предприятия являются: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость» акциз, если товар подакцизный.
Себестоимость | Прибыль | НДС | Акциз |
Оптовая цена предприятия |
При формировании оптовых цен на продукцию на предприятиях обычно используются два метода ценообразования:
издержки плюс средний норматив прибыли;
целевой доход на капиталовложения.
При методе ценообразования «издержки плюс средний норматив прибыли » к себестоимости товара прибавляют надбавку, соответствующую среднему уровню нормы прибыли для отрасли (рынка).
, где:
Сп - полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.;
Пр. – норма прибыли в долях единицы.
, где:
Метод ценообразования «целевой доход на капиталовложения» предполагает получение заранее намеченного дохода на инвестиции.
При применении этого метода ценообразования целесообразно рассчитать, обеспечит ли ожидаемый объем сбыта безубыточную работу предприятия. Для этого определяется точка безубыточности по формуле:
Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и включения в цену издержек обращения, прибыли и налога на добавленную стоимость снабженческо-сбытовых организаций.
|
Себестоимость | Прибыль | НДС | Акциз | Издержки обращения | Прибыль | НДС |
Оптовая цена предприятия | Оптовой сбытовой организации | |||||
Оптовая цена промышленности |
Розничная цена - цена, по которой товары реализуются потребителю через торговую сеть.
Розничная цена представляет сумму оптовой цены промышленности, издержек обращения, плановой прибыли и налога на добавленную стоимость розничных торговых организаций.
Себестоимость | Прибыль | НДС | Акциз | Издержки обращения | Прибыль | НДС | Торговая наценка |
Оптовая цена предприятия | Оптовой сбытовой организации | ||||||
Оптовая цена промышленности | |||||||
Розничная цена |
Рыночная экономия позволяет использовать различные цены, выделим три основных вида:
· Договорная цена, её разновидности:
контрактные;
подвижные;
скользящие.
· Государственные цены.
· Мировые (экспортные) цены.
Товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, т. е. дифференцирование цен для различных групп покупателей.
Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара (для мелких партий и разовых изделий - более высокие цены, а для оптовой покупки - льготные), от различного периода времени.
В разработке и расчёте цен применяется следующая последовательность:
· I этап: постановка задач по ценообразованию;
· II этап: определение спроса;
· III этап: оценка издержек производства;
· IV этап: анализ конкурентов;
· V этап: выбор метода ценообразования;
· VI этап: установление окончательной цены.
Возможная цена
Минимальная цена (издержки производства) | Себестоимость продукции + наценка, учёт цены конкурента | Издержки производства + уникальные возможности товара | Максимальная цена |
ЗАДАЧИ
Задача 1. Переменные издержки на изготовление одного изделия составляют 20 руб., общие постоянные издержки - 400 000 руб., ожидаемый объем сбыта - 50 000 шт. Используя метод «издержки плюс средний норматив прибыли », рассчитать какой должна быть цена,
Задача 2. Фирма производит стальные жаровни. Переменные издержки составляют – 60 тыс. руб. на каждую единицу. Постоянные издержки составляют – 15000 тыс. руб. на весь объем производства. Ожидаемый объем реализации – 5000 жаровен. Используя метод «издержки плюс средний норматив прибыли », рассчитать какой должна быть цена, чтобы прибыль составила: а) 40%; б) 50%; в) 60%.
Задача 3. Фирма производит стальные жаровни. Переменные издержки составляют – 60 тыс. руб. на каждую единицу. Постоянные издержки составляют – 15000 тыс. руб. на весь объем производства. Предположим, что фирма вложила 30 000 руб. в производство стальных жаровен. Фирма планирует получить 30% прибыли от инвестирования средств и собирается продать 5 000 жаровен. 1. Рассчитать цену, чтобы получить заданную норму прибыли. 2. Используя эти данные и метод рассчитать какой должна быть цена, чтобы норма прибыли составила 40%?
Задача 4. Переменные издержки на изготовление одного изделия составляют 20 руб., общие постоянные издержки - 400 000 руб., ожидаемый объем сбыта - 50 000 шт. Менеджеры предприятия предполагают инвестировать в производство 1 750 000 руб. и получить доход на инвестиции в размере 20%. Используя метод «целевой доход на капиталовложения », рассчитать какой должна быть цена? Обеспечит ли ожидаемый объем сбыта безубыточную работу предприятия?
Задача 5. Цеховая себестоимость единицы изделия 1 000 р. Общепроизводственные расходы на единицу изделия 250 р. Коммерческие расходы на единицу изделия 100 р. Нормативная рентабельность продукции 25 %. НДС – в соответствии с действующим законодательством. Торговая наценка 25 % от оптовой цены. Определите оптовую цену изготовителя, отпускную и розничную цены изделия.
Задача 6. Издательство готовит к выпуску книгу, предполагаемая цена которой составит 50 руб. Постоянные издержки на издание данной книги составят 200 тыс. руб.; переменные издержки -30 руб.
Рассчитайте, при каком тираже издание книги будет безубыточным (определите точку безубыточности).
Осуществите аналогичный расчет при условии, что цена книги составит 60 руб.
Задача 7. Автомобиль «Москвич» поступает в продажу по розничной цене 110 тыс. руб. Торговая надбавка составляет 30% к цене предприятия. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 25% себестоимости.
Определите себестоимость и прибыль предприятия-изготовителя и удельный вес каждого элемента в розничной цене автомобиля (себестоимости, прибыли, НДС, акциза и торговой надбавки).
Задача 8. Себестоимость автомобиля «Москвич» составляет 65 000 руб. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 30% себестоимости. Автомобиль поступает в розничную торговлю с предприятия-изготовителя. Торговая надбавка составляет 25% к цене предприятия.
Рассчитайте розничную цену автомобиля «Москвич» и удельный вес каждого каждого элемента в розничной цене автомобиля (себестоимости, прибыли, НДС, акциза и торговой надбавки).
Задача 9. Фирма планирует получить 2000 тыс. руб. прибыли. Определить объем производства, при котором цель будет достигнута, если цена товара составляет 15 руб./ед., условно постоянные затраты – 6000 тыс. руб., а удельные переменные затраты – 5 руб./ед.
Домашнее задание. Пример: Сформируйте цену на услугу по ремонту автомобиля ремонтно-техническим предприятием на примере ремонта автомобиля ЗИЛ-130 путем замены вышедших из строя узлов и агрегатов на новые.
Исходными данными для выполнения задания являются:
вид ремонтных работ;
трудоемкость выполнения этих работ, человеко-часов;
величина накладных расходов;
квалификационный разряд рабочего-ремонтника;
уровень оплаты труда для соответствующего квалификационного разряда слесаря-ремонтника.
Для выполнения задания предлагается использовать следую-щие данные для различных вариантов, приведенные в табл. 1.
Таблица 1
Вариант | Вид ремонтных работ | Разряд | Трудоемкость, чел.-ч | Стоимость узла, руб. |
Заменить правую головку блока цилиндров | 2,97 | |||
Заменить поршневые кольца | 7,72 | |||
Заменить радиатор | 1,80 | |||
Заменить вентилятор | 0,58 | |||
Заменить компрессор | 0,55 | |||
Заменить коробку передач | 2,42 | |||
Заменить сцепление | 0,75 | |||
Заменить амортизатор | 0,7 | |||
Заменить топливный насос | 0,25 | |||
Заменить карбюратор | 0,37 | |||
Заменить ветровое стекло | 0,47 | |||
Заменить щиток приборов | 0,5 | |||
Заменить стартер | 0,33 | |||
Заменить глушитель | 1,05 | |||
Заменить рулевой механизм в сборе | 1,40 | |||
Заменить колесо | 0,37 | |||
Заменить аккумуляторную батарею | 0,27 | |||
Заменить стеклоочиститель (в сборе) | 1,42 | |||
Заменить передний мост | 3,50 | |||
Заменить замок двери кабины | 0,42 |
Выполнение задания сводится к расчету студентами цены на услугу по ремонту автомобиля ЗИЛ-130, выполняемого ремонтнотехническим предприятием.
Формирование цены услуги включает в себя такие основные составляющие, как:
оплата труда рабочего -ремонтника, непосредственно выполняющего услугу;
стоимость материалов и узлов, учитываемая в полном объеме, необходимом для оказания данной услуги;
накладные расходы, т.е. те расходы, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от объема реализации продукции (услуги);
планируемая прибыль;