Практическое занятие №8: Расчет цен на продукцию предприятия




Цель занятия: Уяснить сущность ценообразования, виды, взаимосвязь цен, состав и структуру цен, обучить основным методам расчёта цен на предприятиях.

Пояснения:: Цена как экономическая категория возникла в то время, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения, и с тех пор является неотъемлемой частью любого товарного обращения. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров, работ или услуг.

Существует несколько способов (методов) формирования цены. В различных отраслях экономики существует своя специ­фика.

В большинстве случаев исходной базой для расчета возмож­ной цены является себестоимость производства товаров, сумми­руемая с предполагаемой прибылью. Все большее распростране­ние получает метод установления цены исходя из ощущаемой потребителем ценности производимых товаров. Основным фак­тором формирования цены в этом случае выступают не издерж­ки производителя, а психологическое восприятие покупателем потребительской ценности товара.

В условиях рыночной экономики определяющим фактором для коммерческого успеха любой организации на рынке являет­ся установление цены, по которой предлагаются товары или ус­луги. Правильно выбранный способ ценообразования обязатель­но должен включать в себя объективную оценку следующих фак­торов:

· при оценке товаров, работ или услуг следует принимать во внимание и учитывать все прямые и косвенные затраты;

· следует принимать во внимание цены на аналогичный товар, установленные предприятиями-конкурентами;

· необходимо учитывать отношение потребителей к ценам, не­дооценка этого фактора может привести к существенным убыт­кам;

· в рыночную цену, по которой предполагается продавать то­вар, должна быть заложена прибыль, которую рассчитывает по­лучить предприятие, а также прибыль, которую обычно получа­ют посредники, и средний уровень издержек обращения при то­варе» про ведении аналогичных групп товаров;

· чувствительность спроса к изменениям цен может быть весь­ма различной в зависимости от товара или услуги;

· уровень устанавливаемых цен может отражать имидж предприятия;

· способность постоянно поставлять товар или оказывать ус-Луги является важным фактором, который способствует сохра­нению затрат на производство единицы продукции на низком уровне;

· общее состояние экономики в регионе оказывает значитель­ное влияние на политику ценообразования, проводимую предприятием.

Методы расчёта цен:

· Метод "средние издержки + прибыль". Основа расчёта - средние издержки производства + наценка (варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара, учитывает особенности текущего спроса и конкуренции).

· Расчёт на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Предприятие устанавливает такую цену, которая может обеспечить желаемый объём прибыли. Основа расчёта - построение графика безубыточности.

· Установление цены на основе уникальности выпускаемого товара. В основе расчёта - издержки производства + ценность товара для покупателя.

· Учёт регулирующей роли государства, которая проявляется в установлении различных дотации, стимулирование продажи нужной продукции, социальной защищённости населения, в особой форме налогообложения.

 

Формирование цены. Оптовая цена предприятия - цена пред­приятия - производителя товара, та цена, при которой обеспе­чиваются возмещение производственных затрат и получение при­были. Разница между оптовой ценой предприятия и себестоимо­стью товара отражает прибыль, которая может быть определена на единицу продукции и на годовой объем производства.

Обязательными элементами оптовой цены предприятия являются: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость» акциз, если товар подакцизный.

Себестоимость Прибыль НДС Акциз
Оптовая цена предприятия

При формировании оптовых цен на продукцию на предприя­тиях обычно используются два метода ценообразования:

издержки плюс средний норматив прибыли;

целевой доход на капиталовложения.

При методе ценообразования «издержки плюс средний нор­матив прибыли » к себестоимости товара прибавляют надбавку, соответствующую среднему уровню нормы прибыли для отрас­ли (рынка).

, где:

Сп - полная плановая себестоимость единицы продукции, руб.;

Пр. – норма прибыли в долях единицы.

, где:

Метод ценообразования «целевой доход на капиталовложе­ния» предполагает получение заранее намеченного дохода на инвестиции.

При применении этого метода ценообразования целесообразно рассчитать, обеспечит ли ожидаемый объем сбыта безубыточную работу предприятия. Для этого определяется точка безубыточности по формуле:

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и включения в цену издержек обращения, прибыли и налога на добавленную стоимость снабженческо-сбытовых организаций.

Себестоимость Прибыль НДС Акциз Издержки обращения Прибыль НДС
Оптовая цена предприятия Оптовой сбытовой организации
Оптовая цена промышленности

Розничная цена - цена, по которой товары реализуются по­требителю через торговую сеть.

Розничная цена представляет сумму оптовой цены промыш­ленности, издержек обращения, плановой прибыли и налога на добавленную стоимость розничных торговых организаций.

Себестоимость Прибыль НДС Акциз Издержки обращения Прибыль НДС Торговая наценка
Оптовая цена предприятия Оптовой сбытовой организации  
Оптовая цена промышленности
Розничная цена

 

Рыночная экономия позволяет использовать различные цены, выделим три основных вида:

· Договорная цена, её разновидности:

контрактные;

подвижные;

скользящие.

· Государственные цены.

· Мировые (экспортные) цены.

Товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, т. е. дифференцирование цен для различных групп покупателей.

Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара (для мелких партий и разовых изделий - более высокие цены, а для оптовой покупки - льготные), от различного периода времени.

В разработке и расчёте цен применяется следующая последовательность:

· I этап: постановка задач по ценообразованию;

· II этап: определение спроса;

· III этап: оценка издержек производства;

· IV этап: анализ конкурентов;

· V этап: выбор метода ценообразования;

· VI этап: установление окончательной цены.

Возможная цена

Минимальная цена (издержки производства) Себестоимость продукции + наценка, учёт цены конкурента Издержки производства + уникальные возможности товара Максимальная цена

ЗАДАЧИ

Задача 1. Переменные издержки на изготовление од­ного изделия составляют 20 руб., общие постоянные издержки - 400 000 руб., ожидаемый объем сбыта - 50 000 шт. Используя метод «издержки плюс средний нор­матив прибыли », рассчитать какой должна быть цена,

Задача 2. Фирма производит стальные жаровни. Переменные издержки составляют – 60 тыс. руб. на каждую единицу. Постоянные издержки составляют – 15000 тыс. руб. на весь объем производства. Ожидаемый объем реализации – 5000 жаровен. Используя метод «издержки плюс средний нор­матив прибыли », рассчитать какой должна быть цена, чтобы прибыль составила: а) 40%; б) 50%; в) 60%.

Задача 3. Фирма производит стальные жаровни. Переменные издержки составляют – 60 тыс. руб. на каждую единицу. Постоянные издержки составляют – 15000 тыс. руб. на весь объем производства. Предположим, что фирма вложила 30 000 руб. в производство стальных жаровен. Фирма планирует получить 30% прибыли от инвестирования средств и собирается продать 5 000 жаровен. 1. Рассчитать цену, чтобы получить заданную норму прибыли. 2. Используя эти данные и метод рассчитать какой должна быть цена, чтобы норма прибыли составила 40%?

Задача 4. Переменные издержки на изготовление од­ного изделия составляют 20 руб., общие постоянные издержки - 400 000 руб., ожидаемый объем сбыта - 50 000 шт. Менеджеры предприятия предполагают инвестировать в производство 1 750 000 руб. и получить доход на инвестиции в размере 20%. Используя метод «целевой доход на капиталовложе­ния », рассчитать какой должна быть цена? Обеспечит ли ожидаемый объем сбыта безубыточную работу предприятия?

Задача 5. Цеховая себестоимость единицы изделия 1 000 р. Общепроизводственные расходы на единицу изделия 250 р. Коммерческие расходы на единицу изделия 100 р. Нормативная рентабельность продукции 25 %. НДС – в соответствии с действующим законодательством. Торговая наценка 25 % от оптовой цены. Определите оптовую цену изготовителя, отпускную и розничную цены изделия.

Задача 6. Издательство готовит к выпуску книгу, предпо­лагаемая цена которой составит 50 руб. Постоянные издержки на издание данной книги составят 200 тыс. руб.; переменные из­держки -30 руб.

Рассчитайте, при каком тираже издание книги будет безубы­точным (определите точку безубыточности).

Осуществите аналогичный расчет при условии, что цена кни­ги составит 60 руб.

Задача 7. Автомобиль «Москвич» поступает в продажу по розничной цене 110 тыс. руб. Торговая надбавка составляет 30% к цене предприятия. Прибыль предприятия-изготовителя со­ставляет 25% себестоимости.

Определите себестоимость и прибыль предприятия-изготови­теля и удельный вес каждого элемента в розничной цене автомо­биля (себестоимости, прибыли, НДС, акциза и торговой надбавки).

Задача 8. Себестоимость автомобиля «Москвич» состав­ляет 65 000 руб. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 30% себестоимости. Автомобиль поступает в розничную торгов­лю с предприятия-изготовителя. Торговая надбавка составляет 25% к цене предприятия.

Рассчитайте розничную цену автомобиля «Москвич» и удель­ный вес каждого каждого элемента в розничной цене автомо­биля (себестоимости, прибыли, НДС, акциза и торговой надбавки).

Задача 9. Фирма планирует получить 2000 тыс. руб. прибыли. Определить объем производства, при котором цель будет достигнута, если цена товара составляет 15 руб./ед., условно постоянные затраты – 6000 тыс. руб., а удельные переменные затраты – 5 руб./ед.

 

Домашнее задание. Пример: Сформируйте цену на услугу по ремонту авто­мобиля ремонтно-техническим предприятием на примере ремон­та автомобиля ЗИЛ-130 путем замены вышедших из строя узлов и агрегатов на новые.

Исходными данными для выполнения задания являются:

вид ремонтных работ;

трудоемкость выполнения этих работ, человеко-часов;

величина накладных расходов;

квалификационный разряд рабочего-ремонтника;

уровень оплаты труда для соответствующего квалификаци­онного разряда слесаря-ремонтника.

Для выполнения задания предлагается использовать следую-щие данные для различных вариантов, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Ва­риант Вид ремонтных работ Разряд Трудо­емкость, чел.-ч Стоимость узла, руб.
  Заменить правую головку блока цилиндров   2,97  
  Заменить поршневые кольца   7,72  
  Заменить радиатор   1,80  
  Заменить вентилятор   0,58  
  Заменить компрессор   0,55  
  Заменить коробку передач   2,42  
  Заменить сцепление   0,75  
  Заменить амортизатор   0,7  
  Заменить топливный насос   0,25  
  Заменить карбюратор   0,37  
  Заменить ветровое стекло   0,47  
  Заменить щиток приборов   0,5  
  Заменить стартер   0,33  
  Заменить глушитель   1,05  
  Заменить рулевой механизм в сборе   1,40  
  Заменить колесо   0,37  
  Заменить аккумуляторную батарею   0,27  
  Заменить стеклоочиститель (в сборе)   1,42  
  Заменить передний мост   3,50  
  Заменить замок двери кабины   0,42  

Выполнение задания сводится к расчету студентами цены на услугу по ремонту автомобиля ЗИЛ-130, выполняемого ремонтнотехническим предприятием.

Формирование цены услуги включает в себя такие основные составляющие, как:

оплата труда рабочего -ремонтника, непосредственно выпол­няющего услугу;

стоимость материалов и узлов, учитываемая в полном объе­ме, необходимом для оказания данной услуги;

накладные расходы, т.е. те расходы, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от объема реализации про­дукции (услуги);

планируемая прибыль;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: