Также педагоги дополнительного образования, учителя ОУ Удмуртии, студенты и преподаватели УдГУ и ИжГТУ, занимающиеся исследовательской и краеведческой деятельностью. Приглашается группа от района в составе до 5 человек (4 подростка и руководитель) увлеченные краеведением, желающие приобрести опыт в изучении природных особенностей, культуры и истории народов, населяющих родной край. Возможно участие семей с детьми до 6 класса.
IV. ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ
Экспедиция проходит с 30 июня по 7 июля 2018 г. в окрестностях Муниципального образования «Комсомольское»: с. Калиновка Игринского района.
V. УСЛОВИЯ ПРИЕМА УЧАСТНИКОВ
Заявки на участие подаются в ЦДТ с 1 по 8 июня 2018 г. по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 75 (форма заявки в приложении 2). При подаче заявки проводится собеседование с подростком и его родителями о целях участия в экспедиции. Одновременно с заявкой на каждого участника прилагается:
- заявление от родителей о разрешении участия его ребенка в экспедиции (приложение 3)
- данные паспорта (свидетельства о рождении) и мед. полиса
- оргвзнос (приложение 4)
Группам необходимо иметь снаряжение для проживания в полевых условиях. Перечень в приложении 1а. При приезде на пункт сбора руководитель должен иметь заполненную медицинскую книжку, выписку из приказа об ответственности за жизнь и здоровье детей, список детей, утвержденный руководителем ОУ.
Каждому участнику необходимо иметь набор личного снаряжения. Перечень в приложении 1б.
Доставка участников до места дислокации экспедиции и обратно осуществляется родителями. По приезду на место сбора каждому участнику необходимо зарегистрироваться у ответственного лица и у медика, а также сдать медицинскую справку с указанием допуска по состоянию здоровья, и выписку о прививках.
|
Заезд и обустройство палаток до 13 часов.
VI. РУКОВОДСТВО И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Общее руководство экспедицией осуществляет МБОУ ДО Центр детского творчества Устиновского района. Методист ЦДТ руководит деятельностью программы «Исследователь нового века», он же является и руководителем экспедиции. Проведение экспедиции и подбор кадров возлагается на руководителя экспедиции Трясцину Т.М. - методиста по исследовательской деятельности. Кадровое обеспечение образовательного процесса предполагает привлечение сотрудников ВУЗов и специалистов, а также вожатых-волонтёров из числа студентов и старшеклассников.
За справками и с вопросами обращаться по эл. почте: is-ttm@mail.ru, по тел. /3412/ 30-58-44, факс /3412/ 37-17-44, 8-912-746-52-41 (Трясцина Татьяна Матвеевна.)
VII. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ
Экспедиция по своей направленности является эколого-краеведческой. Организаторы экспедиции считают, что в эколого-краеведческом образовании деятельностный компонент является доминирующим. Познание своего края в «живую», в условиях экспедиции оказывает огромное влияние на процесс становления личности подростка, воспитания самостоятельности и ответственности. На осуществление деятельностного подхода нацелены и подпрограммы, которые реализуются в рамках образовательной программы экспедиции «Лето наших открытий».
Образовательное пространство экспедиции организовано по тьюторской модели. Подростку очень непросто сориентироваться в разнообразном пространстве экспедиции - оно вариативно, избыточно и насыщенно. Подросток определяется, при тьюторском сопровождении, в каком предметном направлении он будет двигаться: ботаника, зоология, природопользование с географией, краеведение с социологией и этнографией. По выбранному направлению он посещает обязательный минимум занятий, самостоятельно работает над исследованием или проектом. Всем участникам (в т.ч. и взрослым) на выбор предлагаются самые разнообразные мастер-классы и краткосрочные курсы; как интеллектуальные, так и творческие и спортивные. Мастер-классы и краткосрочные курсы проводятся в два – три потока. Поэтому участник имеет возможность попробовать себя в самых разнообразных видах деятельности за 6 дней экспедиции. С помощью тьютора, исходя из своего интереса, каждый участник экспедиции составляет и реализует свой маршрут движения в образовательном пространстве экспедиции. Выбирает вид конечного результата своей деятельности в экспедиции. Им может быть исследовательская работа или проект (социально- культурный или творческий). На тьюториалах (групповых и индивидуальных) подросток осмысливает через рефлексию проделанные шаги своего движения по выбранному маршруту, обсуждает с тьютором возникающие препятствия или затруднения и пути их преодоления. Определяет дальнейшие перспективы. На мини-конференции в конце экспедиции представляет результат движения по своему образовательному маршруту.
|
В рамках экспедиции «Лето наших открытий» действует 5 подпрограмм, что дает возможность участникам выбрать интересующий их вид программной деятельности:
|
1. Подпрограмма «Летняя полевая школа». Главной задачей программы является обучение методикам полевых исследований с целью комплексного изучения природы и населения Удмуртии. Во время экспедиции проводятся теоретические и практические занятия преподавателями географического, биолого-химического, исторического и философского факультетов УдГУ, на которых отрабатываются методики полевых исследований (геологических, гидрологических, биологических, социологических, этнографических и др.). Подростки и учителя на комплексных и тематических экскурсиях, которые проводят учёные, знакомятся с ландшафтами, различными представителями биотопов, биоценозов и учатся определять типы экосистем, знакомятся и историей и достопримечательностями местности дислокации экспедиции. Результатом становятся отчеты участников, индивидуальные полевые дневники.
2. Подпрограмма «Исследователи» предоставляет возможность:
· во-первых, познакомиться с различным оборудованием, приборами и научиться пользоваться ими для инструментальных исследований окружающей среды под руководством студентов-практикантов и учёных:
· во-вторых, у ребят есть возможность отработать методики полевых исследований по руководством учёных: метеонаблюдения, биоиндикация, биотестирование, химический анализ, маршрутный учет, ботанические, этнографические, социологические исследования и др., собрать уникальный полевой материал для исследовательской работы.
3. Подпрограмма «От знаний к проекту» позволяет участникам задуматься над практической значимостью полученных знаний и, объединившись в инициативные группы, разработать и защитить свой проект, направленный на посильное участие в решении проблем возникающих в экспедиции или социально значимых проблем охраны окружающей среды, привлечения внимания населения к истории и культуре края. Занятия проходят по группам, в рамках экспедиции осуществляется несколько мини проектов. Подростки с учителями создают тематические образовательные видеоролики по биологии и экологии, а также виртуальные эколого-краеведческие тропы местности дислокации экспедиции. В рамках подпрограммы проводится тематический день, когда все участники экспедиции «погружаются» в тему, связанную с проблемой рационального хозяйственного использования ресурсов исследуемой местности.
4. Подпрограмма «Юный исследователь» специально создана для малышей от 6 до 10 лет, которые участвуют в экспедиции вместе с родителями и в игровой форме учатся исследовать окружающий мир.
5. Досуговая подпрограмма реализуется для равномерности распределения умственных, физических, эмоциональных нагрузок, которые испытывают участники экспедиции. В рамках подпрограммы осуществляется организация активного и познавательного отдыха участников, реализация их интересов, связанных с романтикой приключений и общением со сверстниками, формирование мотивации ответственности за общее дело.
VIII. РЕЗУЛЬТАТЫЭКСПЕДИЦИИ
- Не менее 70% всех участников, (практически каждый и взрослый, и подросток) исследуя родной край, сделают какие-либо субъективные открытия. У детей возникнет чувство сопричастности к истории и решению проблем малой Родины, сформируется толерантное отношение к различным слоям населения.
- 90% школьников - участников экспедиции пройдут обучение в «Летней полевой школе» по индивидуальному образовательному маршруту с тьюторским сопровождением.
- Не менее 50% подростков проведут полноценные исследования для собственных работ, в т.ч. инструментальные с использованием лабораторного оборудования, и защитят отчеты.
- Количество освоенных методик полевых исследований. Участники экспедиции освоят методы и методики полевых исследований по метеорологии, биоиндикации, описанию экотопов, определению видового состава флоры и фауны, сбору этнографического, соцологического и географического материалов. По результатам будут оформлены отчеты, полевые дневники, списки животных и растений.
- Будут собраны и обработаны материалы по темам собственных исследований природы и населения УР, а также материалы, которые войдут в основу проектных работ по созданию экологических и туристских маршрутов.
- Дети хорошо отдохнут, расширят круг общения, проявят себя в творческой деятельности.
- На основе материалов, собранных в экспедиции, участники напишут исследовательские работы, которые будут защищать на конференциях разных уровней. Материалы экспедиции будут использованы для проведения обучающих семинаров для педагогов. По итогам экспедиции будет выпущен электронный сборник методических материалов.