1. ПОНЯТИЕ СЛУЖБЫКАК СПЕЦИФИЧЕСКОГО ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специфика службы по сравнению с другими видами деятельности заключается в том, что:
1) служащий в процессе своей работы обычно не создает материальных ценностей и не оказывает хозяйственных услуг;
2) объект воздействия служащего иной — это сознание и поведение людей. Воздействие служащего на других людей не всегда происходит напрямую. Например, служащий может заниматься обработкой обращений граждан в государственный орган, при этом непосредственно с гражданами не общаясь;
3) в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей;
4) процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы.
Существуют различные виды служебной деятельности и ее систематизации. Так, Д. Н. Бахрах предлагает описывать их в зависимости от форм собственности тех или иных организаций:
1) частные предприятия, учреждения;
2) международные, иностранные, смешанные организации;
3) общественные и иные организации, основанные на коллективной собственности;
4) государственные организации.
В принципе такой же подход был использован Ю. Н. Стариловым. Он выделяет виды служащих в зависимости от того, в какой организации они исполняют обязанности (а значит, и виды организаций тоже):
1) служащие государственных органов;
2) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;
3) муниципальные служащие;
4) служащие негосударственных организаций;
5) служащие общественных объединений;
6) служащие органов управления международных, иностранных, смешанных организаций.
В. М. Манохин, разделяя все организации, представленные в Российской Федерации, на государственные и негосударственные, соответственно, и службу в них делит на государственную и негосударственную. К государственной службе он относит службу в государственных органах (государственном аппарате) и службу в вооруженных формированиях (Вооруженные Силы РФ, внутренние войска, пограничные войска и др.). В качестве частей службы негосударственной В. М. Манохин выделяет:
1) муниципальную службу;
2) службу в аппарате общественных объединений граждан;
3) службу в аппарате политических партий;
4) службу в органах управления в системе кооперативных организаций, охватывающих хозяйственную область, сферы здравоохранения, образования, науки, оказания правовой помощи населению и организациям и др.;
5) службу в частных организациях.
Все виды негосударственной службы В. М. Манохин предлагает объединить под общим названием «гражданская служба». Здесь необходимо отметить, что значительно позднее выхода указанной работы В. М. Манохина термин «гражданская служба» был использован в Законе о системе государственной службы применительно к одному из видов государственной службы. В силу этого термин «гражданская служба» в противопоставлении «государственной службе» использовать в настоящее время вряд ли возможно. Однако, рассматривая государственную гражданскую службу как немилитаризованный вид государственной службы (поскольку это не военная и не правоохранительная служба) и имея в виду несомненную связь между государственной гражданской службой и муниципальной службой (подробнее об этом будет сказано далее), вполне допустимо, на наш взгляд, говорить о двух видах гражданской службы: государственной и муниципальной.
Государственной службой, исходя из этого, является тот вид социальной службы, который осуществляется в органах государственной власти. К государственной относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и проч., т. е. задачи, без решения которых существование государства немыслимо.
Все это предопределяет особенности правового регулирования государственной службы. Конституционный Суд РФ в определениях неоднократно подчеркивал, что «специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила ».
В то же время, отмечая данный факт, Конституционный Суд РФ нигде не указывал, в чем же именно состоят особенности государственной службы. Между тем этот вопрос является крайне важным, так как особые правила должны устанавливаться не произвольно, а детерминироваться спецификой государственной службы, быть обоснованными, необходимыми, справедливыми. Другими словами, установление специальных требований и ограничений к лицам, проходящим государственную службу либо претендующим на замещение должности государственной службы, является прерогативой законодателя. Однако «компетенция законодателя» в этом смысле не может быть абсолютной. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, согласуются с принципом равенства, закрепленным в ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, только в том случае, когда они являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Обоснованность или необоснованность, по мнению Конституционного Суда РФ, означает их соответствие или несоответствие цели и задачам государственной службы как специфической профессиональной деятельности.
В связи с этим попробуем выявить особенности государственной службы и для начала обратимся к выяснению ее сущности.
2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изучением государственной службы как социального и правового явления занимались еще русские ученые-юристы середины XIX — начала XX в. Так, Н. Нелидов понимал под государственной службой действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов, посредством которых административные структуры выполняли возложенные на них функции. В данном определении государственная служба рассматривается как вспомогательный, обслуживающий механизм государственного аппарата.
Такое понимание сущности государственной службы встречается и в настоящее время.
Иной подход к сущности государственной службы демонстрировал Н. М. Коркунов, который рассматривал государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности ».
Сегодня можно констатировать, что восприятие государственной службы как публичной деятельности, напрямую связанной с реализацией функций всего государства, а не обслуживанием конкретного государственного органа, достаточно прочно закрепилось в российской правовой науке. В связи с этим нельзя не отметить, что во многих европейских языках прилагательное «государственная» переводится как «гражданская», «публичная», т. е. во главу угла ставится публично-правовой характер государственно-служебных отношений. Суть такого подхода состоит в том, что специалист, поступивший в аппарат государственного управления, находится на службе не только в соответствующем государственном органе, но и у государства в целом.
Действующий Закон о системе государственной службы содержит следующее определение: Государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Государственная служба потому является государственной, что это прежде всего социальный институт публично-правового регулирования, а не только административно-бюрократический элемент государственного аппарата. Для госслужащего главным является добросовестное и самоотверженное служение людям, качественное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате»1. В таком случае госслужащий выступает не только как профессионал-управленец, но и как публичное должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обеспечение выполнения государственными органами или лицами, занимающими государственные должности, полномочий органов государственной власти.
Специфическими особенностями государственной службы выступают:
1) публичность;
2) направленность на реализацию функций государства;
3) внешневластный характер служебной деятельности;
4) особая организационная структура, неотделимая от государственного аппарата;
5) наличие прямой публично-правовой связи между государством и государственным служащим.
Данные особенности проявляются в государственной службе в неразрывном единстве, и исключение любой из них так же неоправданно, как и придание большей значимости какой-либо характеристике.
Единство государственной службы вместе с тем не исключает возможности ее разделения на виды, образующие систему.
Вышесказанное позволяет трактовать государственную службу как «публично-правовое отношение между государством и служащим, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи в целях обеспечения реализации прав и законных интересов граждан ».
Система государственной службы Российской Федерации в настоящее время включает следующие виды:
1) государственная гражданская служба;
2) военная служба;
3) правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления в узком смысле.
В соответствии с Законом о гражданской службе государственная гражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Признаки государственной гражданской службы:
1) государственная гражданская служба определяется законодателем как профессиональная деятельность, т. е. служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на базе специальных знаний и навыков;
2) работать на государственной службе могут только граждане РФ. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;
3) государственная гражданская служба осуществляется в целях обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственный орган — это организованное государством в установленном порядке публично-правовое лицо, представляющее собой обособленную часть государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями по выполнению отдельных функций государства или субъектов федеративного государства. Характерной чертой государственного органа является осуществление деятельности от имени и по поручению государства.
Федеративный характер Российского государства предопределяет выделение федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.
Под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Закона о системе государственной службы). Федеральная государственная гражданская служба в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ и ч. 4 ст. 2 Закона о системе государственной службы находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Под государственной гражданской службой субъекта РФ понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ (ч. 3 ст. 5 Закона о системе государственной службы). Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ в соответствии с ч. 4 Закона о системе государственной службы находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта Федерации.
Военная и правоохранительная службы призваны обеспечить специфические функции охраны общественного порядка и защиты Российского государства от внутренних и внешних угроз.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ (далее — МВД России), в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ (далее — СВР России), органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Закона о воинской обязанности).
Существенными отличиями военной службы от всех других видов государственной службы являются:
1) ее предназначенность, т. е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения);
2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву, как воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд иных особенностей.
Правоохранительная служба — это вид федеральной государственной службы, основной целью которой является охрана общественного порядка; это деятельность граждан, которым присваиваются специальные звания, на должностях в правоохранительных органах. Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона о системе государственной службы определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. В настоящее время такой закон пока не принят.
В соответствии с законодательством выделение правоохранительной службы как вида государственно-служебной деятельности предлагается производить по двум критериям:
1) функциональному (охрана общественного порядка);
2) организационному (прохождение на должностях в правоохранительных органах).
Однако оба критерия не позволяют выделить должности правоохранительной службы с высокой степенью точности, прежде всего потому, что не существует дефиниции понятия «правоохранительные органы» и в законодательстве четко не определено, какие государственные органы относятся к правоохранительным. Критикуется и сам термин «правоохранительная служба», поскольку «правоохранительной службой, в широком смысле слова, можно считать любую государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, так как вся их деятельность направлена на исполнение законов и на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина».
Фактически в нормативных актах в настоящее время отнесение должностей государственной службы к военной, гражданской или правоохранительной осуществляется по принципу ad hос, т. е. для конкретного случая. Между тем определение четких критериев разграничения должностей государственной службы по видам является достаточно важным хотя бы потому, что каждый из указанных видов обладает собственной спецификой.
Перечень должностей, относимых к правоохранительной службе, как предполагается, будет определен соответствующим указом Президента РФ. В настоящее время можно лишь предполагать, прохождение службы на каких должностях будет считаться правоохранительной службой.
По нашему мнению, к правоохранительным служащим в перспективе могут быть отнесены прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники федеральных органов государственной охраны.
3. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ВИД ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Помимо государственной службы, есть и еще один вид профессиональной публичной деятельности, для которого в той или иной степени характерны выделенные выше признаки. Это муниципальная служба.
Деятельность органов местного самоуправления, так же как и органов государственной власти, направлена на достижение целей публичного управления. Соответственно, как государственная, так и муниципальная служба относятся к институтам публичного права. В связи с этим в юридической науке в последние годы достаточно прочно утвердилось мнение о необходимости построения системы правового регулирования государственной и муниципальной службы, основанной на общих принципах.
При этом наибольшее количество общих черт имеют государственная гражданская и муниципальная служба, специальные же виды государственной службы, как уже отмечалось выше, имеют ряд специфических особенностей, которые принципиально неприменимы к муниципальной службе. В то же время нельзя категорически отрицать определенную общность муниципальной службы со всеми видами государственной службы, в том числе правоохранительной и военной.
Общие признаки государственной и муниципальной службы:
1. Основной целью функционирования государственной гражданской и муниципальной службы является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
2. Оба эти вида публичной службы, обеспечивая властные полномочия и управленческие функции, осуществляются на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих.
Ряд вопросов (принципы государственной и муниципальной службы, право равного доступа на государственную и муниципальную службу, исчисление стажа государственной и муниципальной службы, формы денежного содержания государственных и муниципальных служащих и некоторые другие) вполне может иметь единое правовое регулирование не только для государственной гражданской и муниципальной, но и для всех видов публичной службы.
К сожалению, приходится констатировать, что современное законодательство о государственной и муниципальной службе пошло по пути разобщения этих институтов. Действующий Закон о муниципальной службе в ч. 1 ст. 2 устанавливает, что муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:
1) основным признаком муниципальной службы является профессиональная деятельность; она должна вестись непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на базе специальных знаний и навыков;
2) муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы;
3) должности муниципальной службы замещаются путем заключения трудового договора (контракта). Учитывая положение ст. 11 ТК РФ, согласно которой нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными законодательством о муниципальной службе. В этом состоит принципиальное отличие муниципальной службы от государственной, что не позволяет в полной мере отнести ее к сфере служебно-правового регулирования.
В то же время несомненно, что муниципальная служба и по своей природе отличается от службы государственной — и территориальным масштабом, и самой сферой властно-управленческой деятельности, и функциональной спецификой, и компетенциями и полномочиями.
В связи с этим обратим внимание на то, что выделенные нами в предыдущем параграфе специфические особенности государственной службы близки особенностям муниципальной службы, но не тождественны им. Для муниципальной службы характерны только первые три выделенных признака:
1) публичность;
2) направленность на реализацию функций государства;
3) внешне-властный характер служебной деятельности. Четвертый и пятый признаки применительно к муниципальной службе видоизменяются, причем это изменение имеет принципиальный характер.
Особенности организационной структуры государственной службы предопределены ее неразрывной связью с таким институтом, как государство. В свою очередь, муниципальная служба связана не с государством, а с муниципальным образованием. По масштабам организации, долговременности существования ни одно, даже самое крупное муниципальное образование не может сравниться с государством. Государственный служащий в системе государственного управленческого аппарата строит отношения с государством на принципе стабильности, т. е. в течение всей служебной карьеры он может работать в различных структурных подразделениях и государственных органах, будучи уверенным в сохранении своего правового статуса. Муниципальное образование по своей сути не является стабильным, оно может быть ликвидировано, присоединено к другому муниципальному образованию, разделено и т. п., при этом далеко не всегда возможно продолжение муниципально-служебных отношений в прежнем качестве1.
Поэтому, выделяя в качестве специфических признаков муниципальной службы: 1) публичность; 2) направленность на реализацию функций государства; 3) внешневластный характер служебной деятельности; 4) особую организационную структуру, характеризующуюся неотделимостью от аппарата муниципального образования; 5) наличие прямой публично-правовой связи между муниципальным образованием и муниципальным служащим, — мы должны констатировать, что в отношении муниципальной службы возможны большие отступления от публично-правового режима регулирования, чем в отношении службы государственной.
Как представляется, будущее за формированием законодательства, которое бы в целом регулировало сферу публичной службы Российской Федерации. В настоящее время в российском законодательстве не используется принятый в общемировой правовой практике термин «публичная служба». Вместе с тем давно назрела необходимость введения в право понятия, объединяющего все виды службы, направленные на достижение целей социального управления. Необходимость такого нововведения отмечают многие ученые2.
Публичная служба должна объединять весь аппарат государственного управления и включать профессиональную деятельность по исполнению полномочий различных субъектов публичного права: Российской Федерации в целом, субъектов РФ, федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образуемых ими публичных учреждений и организаций.