Нормативно-правовые акты Правительства, регламенты палат Федерального Собрания.




Очень важны и многообразны по своему содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-правовые акты и целевые программы, рассчитанные на длительный период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает постановления и распоряжения. Постановления, как правило, нормативны и общеобязательны, они разрабатываются и принимаются коллегиально.

Например, Постановление Правительства Российской Федерации от

11 декабря 1997 года №1542 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике». Распоряжения же, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей. Например, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 381-р «О членах коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации».

Регламенты палат Федерального Собрания принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядка прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения.1

 

3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью. Иногда, в связи с межотраслевой функциональной направленностью министерства (ведомства), эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства Внутренних дел и др.

Приказы могут быть как нормативными так и ненормативными. Будучи разновидностью распорядительных актов, они разрабатываются структурными подразделениями министерств и состоят из констатирующей и распорядительной частей. Подписываются министром или по его поручению заместителем министра.

Инструкция же, регулируя определенные стороны деятельности министерств, всегда имеют нормативное содержание. Они визируются руководителями структурных подразделений (разработчиков) и утверждаются министром (замминистра) путем издания указа или постановления грифа утверждения. Например, Инструкция МНС РФ от

15 июня 2000 года №62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» утверждена приказом МНС РФ от 15 июня 2000 года № БГ-3-02/231.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской

Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся

положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Виза включает в себя наименование должности руководителя

министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.1

 

4. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

На уровне субъектов используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами. Если правовые системы республик как субъектов Федерации уже сложились и во многом дублируют формы правовых актов федеральных органов, то правовые системы краев, областей, автономных округов и городов федерального значения находятся еще в стадии становления.

Основным нормативным актом, регламентирующем взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

В ряде областей, краев и городов федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов местного самоуправления. Их представительные органы (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администрации, мэры, старосты) – постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

Акты органов местного самоуправления могут быть как нормативными, так и правоприменительными. Тематический предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д. Региональный характер регулируемых отношений позволяет отнести эти акты к категории локальных. Они обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятий, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами.

Специфика этих актов заключается в том, что они имеют также локальную, ограниченную сферу действия, регулируя как управленческие, так и непосредственно производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с функциональным назначением предприятия.

Решения, как правило, имеют нормативное содержание и принимаются коллегиальными органами управления (общим собранием акционеров, советом директоров и т.п.).

Приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями предприятий, учреждений и организаций. С их помощью регулируются вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного характера.

Распоряжения же принимаются директором предприятия, его заместителем и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

 

5. Иные нормативно-правовые акты.

Действующее законодательство не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых актов общественных организаций. Они определяются самими организациями в положениях и уставах, закрепляющих основы функционирования добровольных сообществ.

Правовая природа этих нормативных актов произведена от государства, от его согласия, санкции на юридически значимое регулирование отдельной группы общественных отношений.

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида – директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

 

2.3 Вступление в силу нормативно-правовых актов.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.1

Порядок вступления в силу федеральных законов урегулирован Федеральным законом от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в редакции от 22.10.1999 года).

Закон связывает начало применения законов с фактом их официальной публикации. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течении семи дней после подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Закон может быть опубликован и в иных печатных изданиях, издан в виде отдельного издания, сборника, а также доведен до всеобщего сведения иным способом. Но с подобным обнародованием закона не связывается вступление его в силу, поскольку оно не является официальным.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ определен в настоящее время Указом Президента РФ от 23.05.1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 13.08.1998 г.).

Они подлежат обязательному официальному опубликованию. Исключение составляют лишь те акт или их отдельные пункты, которые содержат государственную тайну. Акты президента РФ и Правительства РФ могут быть опубликованы в печатных изданиях, а также доведены до общего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Но официальным опубликованием актов Президента РФ и Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательутва Российской Федерации».

Указы Президента РФ, а также акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания. При принятии нормативных актов Президент РФ или Правительство РФ могут устанавливать иной срок введения его в действие.

До принятия Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763 действовал иной порядок вступления в силу актов Правительства РФ. Согласно Указу Президента РФ от 26.03.1992 года №302 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» датой вступления в силу всех актов Правительства РФ считалась дата их подписания, а не опубликования.

Нормативные акты принимают все министерства и ведомства. Особо стоит выделить министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ. Эти ведомства наиболее плодовиты в своей нормотворческой деятельности.

Порядок опубликования и вступления в силу актов министерств и ведомств определен в настоящее время все тем же указом Президента РФ от 23.05.1996 года №763.

Государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативно-правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

Нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных положений, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты «Российские вести», а также в издательство «Юридическая литература» в течение суток после государственной регистрации.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.1

Особый порядок опубликования и вступления в силу предусмотрен для нормативных актов, принятых Центральным банком РФ. Он определен в настоящее время федеральным законом от 02.12.1990 года № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 08.07.1999 года).

Все нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров Бака России.

Кроме, того нормативные акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть также зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

 

 

Заключение

 

Таким образом, нормативно-правовой акт – официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Нормативные нормы классифицируются по следующим категориям:

u в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества;

u в зависимости от сферы действия;

u в зависимости от срока действия;

u в зависимости от юридической силы.

 

Нормативно-правовые акты имеют ряд отличительных признаков.

u точное наименование нормативного акта;

u издание нормативного акта в пределах компетенции соответствующего органа;

u определенность формулирования правовых норм;

u общеобязательность нормативных актов;

u особый порядок опубликования;

u особый порядок вступления в законную силу.

В Российской Федерации нормативно-правовые акты включают в себя законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Различают конституционные и текущие (обыкновенные) законы.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание. Основным законом государства является Конституция.

Конституции Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Текущие (обыкновенные законы) принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов России выделяют: u указы и распоряжения Президента;

u нормативно-правовые акты Правительства;

u регламенты палат Федерального Собрания;

u нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти; u нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местногосамоуправления;

u иные нормативно-правовые акты.

 

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 5-ФЗ от 14.06.1994 года (в редакции от 22.10.1999 года).

3. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 763 от 23.05.1996г. (в редакции от 13.08.1998 г.).

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации, Учебник для юридических вузов и факультетов М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998. – 752 с.

5. Баранов В.М., Рахманина Т. Н., Сырых В.М., Общая теория права Лекции по курсу. Н. Новгород, 1993.- 384 с.

6. Матузов Н. И. Теория государства и права, Курс лекций, М.: Юристъ, 2000. – 776 с.

7. Ржевский В.А. Основы государства и права, Учебное пособие, М.: Издательство «Феникс», 1995. – 176 с.

8. Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия, М.: Издательство «Феникс», 1995.- 397 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: