Достижения второго года жизни




1.Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2.Выполняют просьбы взрослых, состоящие из 2-х частей.

3.Понимают значения пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

4.Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул-это стул).

5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».

6.К 1,5 годам в активном словаре ребёнка насчитывается около 50 слов, к 2-м годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а так же глаголов, обозначающих простые действия.

7.Речь аграмматична. Пользуется фразой из 2-4 слов, согласует глаголы 3-его лица единственного числа настоящего времени с существительными, использует формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8.В речи много глаголов в повелительном наклонении.

9.Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

10.Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.

11.Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путём опускания слогов из середины слова).

12.У некоторых детей слабый, тихий голос.

Моторное развитие ребенка 1 г. 1 мес. Ребенок ходит ровно или с пробежками, поворачивается на оклик, при этом иногда падает, удерживает равновесие при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске. 1 г. 2 мес. Преодолевает небольшие препятствия. 1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ног обувь. 1г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок. 1 г. 5мес- 1 г. 7мес. Держит ложку, может собрать пирамидку, построить из кубиков домик, бросить мяч. 1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10-15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5-10 см. 1 г. 8 мес.- 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Сам ест из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одевается, раздевается. Сенсорное развитие ребенка От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими: 1. Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами. 2. Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении). 3. Слух малыша становится гораздо тоньше, он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники. 4. У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт. 5. Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав. 6. Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.   ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА, КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Мной был обследован мальчик в возрасте 2,5 лет. Анамнез: Роды у матери первые, беременность первая. Во время беременности у матери наблюдался токсикоз. Ставили симфизит. Роды срочные. У мальчика было однократное обвитие 7-8 баллов по Апгар. Ребенок был на искусственном вскармливании. Со слов мамы развитие ребенка шло в пределах возрастной нормы («ничего такого» не замечала). Стали обращать внимание на речь своего ребенка, только по сравнению с другими детьми, тогда и обратились к специалистам: к неврологу, к физическому терапевту, ну а затем и к логопеду. Со слов родителей речь как у иностранца. К двум с половиной годам мальчик не стремился все перещупать, понюхать, погладить, а наоборот прятал ручки за спиной, а особенно пальчики. Не любил хлопать в ладоши. И сторонился всего нового. Речь не понятна большой набор слогов, состоящих в основном из губных звуков, нет повторяющихся. Но звукоподражание животным было. Слабый зрительный контакт. Хотя ребенок эмоциональный. Очень любил обниматься. Не мог подпрыгнуть (не было пружинки). При обследовании я использовала шкалу психомоторного развития по Гриффитс (1 и 2 год). Далее, обследуемый ребенок должен иметь по «моторике» 51 балл, он достиг 46 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 51 балл, а мальчик достиг только 34 балла. По графе «слух и речь» 51 балл, а у ребенка 38 баллов, что соответствует 16 месяцам. По графе «глаза и руки» достиг тоже 16 месяцев, т.е.38 баллов. И по способности к игре, в 2,5 года, набирает 36 баллов из возможных 51 балла.   Итак: Моторика - 46 Социальная адаптация - 34 Слух и речь - 38 Глаза и руки - 38 Способность к игре - 36 Общая сумма: 192 балла из 250-255 возможных. Таким образом, ребенок 2,5 лет по развитию соответствует: Моторика – 1,9 мес Социальная адаптация – 1,2 мес Слух и речь – 1, 4 мес Глаз и руки – 1,4 мес Способность к игре – 1,3 мес Можно представить график профиля психомоторного развития исследуемого ребенка в возрасте 2,5 лет.  
Возраст Баллы


24 мес.  
 
 
 
 
 
 
 
34
 
 
 
 
 
 
 
 

22 мес.
21 мес.

 

 


Мес.

Мес.

Мес.

Мес.

Мес.

Мес.

Мес.

Мес.

 

 

Параметры обследования:

1. моторика

2.социальная адаптация

3. слух и речь

4. глаза руки

5. способность к игре

 

Индивидуальный план

Работа с ребенком строится по следующим направлениям:

1. Развитие слуховых ориентировочных реакций.

2. Развитие понимания речи, мышления, памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об окружающем (условно: развитие понимания речи).

3. Формирование предпосылок для развития активной речи, активизация, совершенствование словаря, грамматически правильных фраз и связной речи (условно: развитие активной речи).

4. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете (условно: развитие сенсорики).

5. Развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.

 

Содержание работы

Задачи, упражнения, приемы рекомендации
Формирования у ребенка потребности в речевом общении со взрослым. Побуждение ребенка к подражанию слышимых звуков, звукосочетаний и облегченных слов. Развитие голосовых реакций, силы голоса
Развитие понимания речи Приближая свое лицо к лицу ребенка, улыбнитесь, произнося его имя, используя ласковую интонацию Показать и познакомить со звучащими игрушками: барабан, колокольчик погремушка, ложки, побуждать ребенка к повторению действий взрослого с игрушкой. Игра «Ладушки»

 

Игра «Большой маленький»

 

Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами

 

Побуждать детей играть в игры типа: «Возьми, положи»

 

«Открой-закрой»

 

"Построй башню", аналогично "Построй домик"

 

"Дорожка"

 

 

"Машина" (возможны совместные действия).

 

 

Развитие моторики артикуляционного аппарата

 

 

Упражнения серии "Веселый язычок". "Киска пьет молоко

 

 

"Тик-так" и т.п.

 

Массаж мышц ротовой полости

Упражнения для губ:

- крепкое сжатие губ и растягивание губ в улыбку;

- вытягивание губ в трубочку;

- открывание и закрывание рта;

- сосательные движения губ;

- чмокание вытянутыми губами ("воздушный поцелуй");

- вибрация губ (подражание фырканью лошади);

 

- "рисование" по губам мягкой кисточкой;

- движения губами "прм, прм", имитируя работу двигателя машины;

- «покусывание» верхней и нижней губ.

Упражнения для языка и щек:

- мазнуть по губам ребенка медом (вареньем), который он потом слижет;

- дуть в пустотелые предметы, накрывающиеся крышкой;

- всасывать вареные спагетти;

- лизать мороженое или леденец на палочке.

 

 

Развитие предпосылок активной речи. Расширение активного словаря ребенка (названия предметов и действий с ними). Совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие фразовой речи в форме простого нераспространенного предложения, совершенствование понимания речи.

 

Игры-упражнения:

«Покачай лялю»

 

«Покорми лялю»

 

 

"Помой ляле руки"

 

 

"Одень куклу"

 

 

"Покатай мишку"

 

 

«Поставим мебель для куклы» и другие игры.

 

Расширение активного словаря детей

Использовать задания типа:

"Дай куклу"

 

"Что это?"

 

различные лото, например «Наши игрушки», «Мебель».

 

 

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение "Индюк".

 

 

Упражнение "Оближи губки".

Упражнение "Сделай дудочку".

Упражнение "Ушко болит" и другие.

Развитие речевого дыхания

Упражнения:

"Снежок"

"Подуй сильнее"

"Чей султанчик больше распушится"

"Танцующие матрешки"

"Летающие шарики" и др.

Задания:

-дуть на скорлупу яйца, плавающую в тазике с водой;

-дуть на шарики для игры в пинг-понг;

-всасывая через соломинку, собирать в коробку кусочки нарезанной тонкой бумаги;

-всасывать через соломинку воду, сок, какао

 

Используя звучащие игрушки, мы формируем слуховое сосредоточение, необходимое для развития речевого слуха и понимания речи окружающих взрослых. Учим ребенка слушать и прислушиваться     Взять руки ребенка в свои (или использовать руки мамы) хлопать и напевая: «Ладушки, ладушки». Повторить 2-3 раза, затем учить эти движения по подражанию.   Игру проводить на полу. Ребенок стоит. Поднять его руки вверх и сказать: «Какой Саша большой!». Повторить 2-3 раза. Затем присесть и помочь сесть при этом сказать: А теперь Саша – маленький». Повторить 2-3 раза   В процессе работы отрабатывается умение вслушиваться, понимать и выполнять невербальные (указывающий жест) и краткие вербальные (иди, принеси) инструкции   Ход игры: ребенок сидит за столом. Взрослый берет из коробки кубик и предлагает его взять. Взрослый говорит: «Саша, возьми кубик». Когда ребенок возьмет кубик, взрослый бросает свой кубик в коробку и говорит: «Кубик упал»,- побуждая ребенка к повторению действия. Игру повторить несколько раз. Затем кубики сложить в коробку, закрыть ее крышкой и попросить ребенка: Дай мне коробку, скажи «на».   Ход игры: ребенок сидит за столом. На столе матрешка. Взрослый просит дать ему матрешку: «Саша, дай матрешку», ребенок дает матрешку. Взрослый говорит спасибо (поклон головы с проговариванием), отдает ребенку матрешку со словом «на». Затем взрослый учит ребенка открывать матрешку и произносить «так». Взрослый требует от ребенка по окончании действия произносить «так» Повторить игру 3-4 раза   Ход игры: ребенок сидит за столом. Взрослый кладет перед ним 6 кубиков, обращая на них внимание малыша, спрашивает: "Что это?". И сам же отвечает: "Это кубик". Просит ребенка произнести это слово. Затем берет кубик и просит ребенка взять такой же, говорит: "Сейчас мы построим башню", - и кладет кубик на стол. Ребенок, подражая, действует так же. Взрослый ставит кубик на кубик и помогает ребенку осуществить то же самое действие. Когда башня построена, взрослый обыгрывает ситуацию с помощью игрушки-птички. "Это птичка. Она живет в башне. Птичка поет: "Пи-пи-пи". Побуждает ребенка к звукоподражанию. Игра повторяется 2-3 раза.     Ход игры: проводится аналогично предыдущей. Вместо кубиков используются бруски (кирпичики), они укладываются в ряд. Ситуация обыгрывается с привлечением куклы ("ляля") и с помощью машины (машина поехала "би-би").     Ход игры: взрослый показывает ребенку кубик, называет его, побуждает к повторению слова кубик. Тоже самое проделывается с бруском. По просьбе взрослого ребенок показывает кубик и кирпичик. Затем взрослый берет кубик и просит ребенка сделать то же самое, давая следующую речевую инструкцию: "Положи кубик на кирпичик", - и сопровождая слова действием. Помогает ребенку сделать то же самое, говорит; "Саша сделал машину, и у меня машина. Саша, посмотри, как едет машина". Везет машину по столу и гудит: "Би-би-би". Ребенок повторяет действие, сопровождая его звукоподражанием   Особое внимание родителем и педагогом уделяется развитию моторики губ и языка: ребенок обучается высовывать и убирать язык, облизывать верхнюю и нижнюю губу кончиком языка, поворачивая его вправо-влево и т.п.   Ход игры: ребенок сидит за столом. Взрослый показывает игрушечную кошку, называет ее словом и звукоподражанием, гладит ее и приговаривает: "Киса, киса, мяу-мяу",-побуждая ребенка к повторению звукоподражания. Ставит перед кошкой молоко: "На, киса, пей молоко. Посмотри, как киса пьет молоко". Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к повторению. Игра проводится 3-4 раза.   Ход игры: взрослый подносит к нижней губе ребенка шпатель (палочку, ложку) с сиропом (вареньем), побуждая высунуть язык: "Покажи язычок". Когда ребенок коснется кончиком языка шпателя, взрослый начинает двигать шпатель к правому, а затем к левому углу рта. Следит, чтобы ребенок сопровождал движущийся шпатель языком: "Догони язычком сладкую палочку. Сделай тик-так".     Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом. Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и артикуляционных мышц у каждого конкретного ребенка     При решении заданий особое внимание детей обращается на выполнение действий по вербальной инструкции. При этом ребенок побуждается сопровождать свои действия речью (фразами, состоящими из 2-х слов).     Ход игры:1. ребенок стоит пред столом. Перед ним на столе 2 куклы и две кроватки. Взрослый демонстрирует ребенку каждую игрушку, называет ее: «Это кукла – ляля. Давай покажем, как ляля плачет». (используем элементы фоноритмики: разводим руки в стороны и «плачем А-А-А – громко, тихо») Ребенок повторяет.. Взрослый отдает куклу, а себе берет другую. «Ляля хочет спать – бай, бай. Покачай лялю». Оба качают кукол, напевая «А-А-А». Затем взрослый укладывает свою куклу в кроватку, накрывает ее одеялом, предлагает малышу сделать то же самое. Ребенок выполняет инструкцию. Взрослый спрашивает: «Что делает ляля?» - и указывает на спящую куклу. Ребенок отвечает: «Ляля бай-бай». Игру повторить 3-4 раза     Ход игры: на столе перед ребенком лежат игрушки. Взрослый называет каждую из них, побуждая малыша повторить названия: стол, стул, тарелка, ложка. Знакомит ребенка с назначением данных предметов. Потом берет куклу и обращается к ребенку: «Оля, попроси лялю. Скажи дай лялю ». Ребенок повторяет и получает куклу. Взрослый уточняет у ребенка, где у куклы ротик. Малыш самостоятельно или с помощью показывает. Взрослый просит ребенка посадить куклу на стул перед столом. Взрослый говорит: «Ляля сидит». – и спрашивает, что делает кукла, побуждая повторить фразу. Затем ставит тарелку на стол: «Вот тарелка. В тарелке каша. Возьми ложку. Ляля хочет кушать. Покорми лялю ». Ребенок берет ложку, взрослый показывает, как надо кормить куклу, подносить ложку к ее рту. Когда ложка с "кашей" коснется рта куклы, взрослый произносит: "Ляля кушает Цель игры: знакомить ребенка с предметами туалета (мыло, полотенце, вода (теплая), ведро, тазик) и с их назначением, побуждая повторять на-звания этих предметов. Учить ребенка понимать и выполнять инструкции: помой, вытри руки, покажи руки у куклы и у себя.     Цель игры: знакомить ребенка с предметами одежды (платье, носки, туфли, трусы), побуждая к повторению этих слов. Учить понимать и выполнять действия по инструкции: сними, надень, возьми. Побуждать использовать в активной речи фразы: Катя спит. Катя, вставай! Учить ребенка показывать ноги и руки у куклы и у себя.     Цель игры: учить ребенка выполнять действия по инструкции: покатай, поезд; называть игрушки: мишка, машина. Побуждать произносить фразы: дай мишку, дай машину, на мишку, на машину Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу, называет ее по имени. Переспрашивает ребенка, как зовут куклу. Сажает куклу на край стола (ковра), на противоположный край ставит машину. Спрашивает у ребенка, что он поставил. Взрослый подвозит машину к ребенку, приговаривая: "Машина едет". Ребенок повторяет. Машина с мебелью ставится перед ребенком. Ребенок вместе с взрослым рассматривает предметы, лежащие в машине. По просьбе взрослого самостоятельно или с помощью называет их. Игра с куклой: "Саша, кукла устала. Положи куклу спать в кроватку", "Саша, посади куклу на стул. Саша, что делает кукла Нина?".     Работа ведется при помощи предметных картинок, путем введения в речь детей существительных, глаголов.   Ход упражнения: используется игрушка и ее изображение. В процессе задания добавляется еще две картинки (например, мишка, мяч) с целью выделения из трех картинок изображения куклы.     Ход упражнения: набор состоит из трех картинок. Ребенок самостоятельно или с помощью называет все предметные картинки. (по пройденным темам)   Ход упражнения: лото должно состоять из трех больших картинок с изображениями знакомых ребенку предметов и маленьких картинок с изображениями тех же предметов (по одному на каждую карточку)   Цель упражнения: совершенствовать движения языка вперед-назад по речевой инструкции высунь-убери язычок. Звукоподражание: бл-бл-бл. Выполнить 3-4 раза.   Цель упражнения: учить выполнять круговые движения языком по верхней и нижней губам. Цель упражнения: учить вытягивать губы вперед, делать дудочку; понимать и выполнять инст-рукцию. Цель упражнения: учить округлять губы по подражанию, произнося звук о-о-о. Данные упражнения помогают формировать долгий выдох и вдох, усиливать направленную воздушную струю. Для повышения интереса детей при выполнении данных заданий используются ватные шарики, мелко нарезанная бумага, пластмассовые вертушки, султанчики из тонкой цветной или папиросной бумаги и т.п. Длительность занятия, включающего в себя несколько заданий, не превышает 10 минут. Использовать соломинки разной толщины и длины, можно разных расцветок.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь