Формирования у ребенка потребности в речевом общении со взрослым. Побуждение ребенка к подражанию слышимых звуков, звукосочетаний и облегченных слов. Развитие голосовых реакций, силы голоса
Развитие понимания речи
Приближая свое лицо к лицу ребенка, улыбнитесь, произнося его имя, используя ласковую интонацию
Показать и познакомить со звучащими игрушками: барабан, колокольчик погремушка, ложки, побуждать ребенка к повторению действий взрослого с игрушкой.
Игра «Ладушки»
|
Игра «Большой маленький»
Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действий с предметами
Побуждать детей играть в игры типа: «Возьми, положи»
«Открой-закрой»
"Построй башню", аналогично "Построй домик"
"Дорожка"
"Машина" (возможны совместные действия).
Развитие моторики артикуляционного аппарата
Упражнения серии "Веселый язычок". "Киска пьет молоко
"Тик-так" и т.п.
Массаж мышц ротовой полости
Упражнения для губ:
- крепкое сжатие губ и растягивание губ в улыбку;
- вытягивание губ в трубочку;
- открывание и закрывание рта;
- сосательные движения губ;
- чмокание вытянутыми губами ("воздушный поцелуй");
- вибрация губ (подражание фырканью лошади);
- "рисование" по губам мягкой кисточкой;
- движения губами "прм, прм", имитируя работу двигателя машины;
- «покусывание» верхней и нижней губ.
Упражнения для языка и щек:
- мазнуть по губам ребенка медом (вареньем), который он потом слижет;
- дуть в пустотелые предметы, накрывающиеся крышкой;
- всасывать вареные спагетти;
- лизать мороженое или леденец на палочке.
Развитие предпосылок активной речи. Расширение активного словаря ребенка (названия предметов и действий с ними). Совершенствование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фразовой речи в форме простого нераспространенного предложения, совершенствование понимания речи.
Игры-упражнения:
«Покачай лялю»
«Покорми лялю»
"Помой ляле руки"
"Одень куклу"
"Покатай мишку"
«Поставим мебель для куклы» и другие игры.
Расширение активного словаря детей
Использовать задания типа:
"Дай куклу"
"Что это?"
различные лото, например «Наши игрушки», «Мебель».
Развитие артикуляционной моторики
Упражнение "Индюк".
Упражнение "Оближи губки".
Упражнение "Сделай дудочку".
Упражнение "Ушко болит" и другие.
Развитие речевого дыхания
Упражнения:
"Снежок"
"Подуй сильнее"
"Чей султанчик больше распушится"
"Танцующие матрешки"
"Летающие шарики" и др.
Задания:
-дуть на скорлупу яйца, плавающую в тазике с водой;
-дуть на шарики для игры в пинг-понг;
-всасывая через соломинку, собирать в коробку кусочки нарезанной тонкой бумаги;
-всасывать через соломинку воду, сок, какао
| Используя звучащие игрушки, мы формируем слуховое сосредоточение, необходимое для развития речевого слуха и понимания речи окружающих взрослых. Учим ребенка слушать и прислушиваться
Взять руки ребенка в свои (или использовать руки мамы) хлопать и напевая: «Ладушки, ладушки». Повторить 2-3 раза, затем учить эти движения по подражанию.
Игру проводить на полу. Ребенок стоит. Поднять его руки вверх и сказать: «Какой Саша большой!». Повторить 2-3 раза. Затем присесть и помочь сесть при этом сказать: А теперь Саша – маленький». Повторить 2-3 раза
В процессе работы отрабатывается умение вслушиваться, понимать и выполнять невербальные (указывающий жест) и краткие вербальные (иди, принеси) инструкции
Ход игры: ребенок сидит за столом. Взрослый берет из коробки кубик и предлагает его взять. Взрослый говорит: «Саша, возьми кубик». Когда ребенок возьмет кубик, взрослый бросает свой кубик в коробку и говорит: «Кубик упал»,- побуждая ребенка к повторению действия. Игру повторить несколько раз. Затем кубики сложить в коробку, закрыть ее крышкой и попросить ребенка: Дай мне коробку, скажи «на».
Ход игры: ребенок сидит за столом. На столе матрешка. Взрослый просит дать ему матрешку: «Саша, дай матрешку», ребенок дает матрешку. Взрослый говорит спасибо (поклон головы с проговариванием), отдает ребенку матрешку со словом «на». Затем взрослый учит ребенка открывать матрешку и произносить «так». Взрослый требует от ребенка по окончании действия произносить «так» Повторить игру 3-4 раза
Ход игры: ребенок сидит за столом. Взрослый кладет перед ним 6 кубиков, обращая на них внимание малыша, спрашивает: "Что это?". И сам же отвечает: "Это кубик". Просит ребенка произнести это слово. Затем берет кубик и просит ребенка взять такой же, говорит: "Сейчас мы построим башню", - и кладет кубик на стол. Ребенок, подражая, действует так же. Взрослый ставит кубик на кубик и помогает ребенку осуществить то же самое действие. Когда башня построена, взрослый обыгрывает ситуацию с помощью игрушки-птички. "Это птичка. Она живет в башне. Птичка поет: "Пи-пи-пи". Побуждает ребенка к звукоподражанию. Игра повторяется 2-3 раза.
Ход игры: проводится аналогично предыдущей. Вместо кубиков используются бруски (кирпичики), они укладываются в ряд. Ситуация обыгрывается с привлечением куклы ("ляля") и с помощью машины (машина поехала "би-би").
Ход игры: взрослый показывает ребенку кубик, называет его, побуждает к повторению слова кубик. Тоже самое проделывается с бруском. По просьбе взрослого ребенок показывает кубик и кирпичик. Затем взрослый берет кубик и просит ребенка сделать то же самое, давая следующую речевую инструкцию: "Положи кубик на кирпичик", - и сопровождая слова действием. Помогает ребенку сделать то же самое, говорит; "Саша сделал машину, и у меня машина. Саша, посмотри, как едет машина". Везет машину по столу и гудит: "Би-би-би". Ребенок повторяет действие, сопровождая его звукоподражанием
Особое внимание родителем и педагогом уделяется развитию моторики губ и языка: ребенок обучается высовывать и убирать язык, облизывать верхнюю и нижнюю губу кончиком языка, поворачивая его вправо-влево и т.п.
Ход игры: ребенок сидит за столом. Взрослый показывает игрушечную кошку, называет ее словом и звукоподражанием, гладит ее и приговаривает: "Киса, киса, мяу-мяу",-побуждая ребенка к повторению звукоподражания. Ставит перед кошкой молоко: "На, киса, пей молоко. Посмотри, как киса пьет молоко". Делает соответствующие движения языком и побуждает ребенка к повторению. Игра проводится 3-4 раза.
Ход игры: взрослый подносит к нижней губе ребенка шпатель (палочку, ложку) с сиропом (вареньем), побуждая высунуть язык: "Покажи язычок". Когда ребенок коснется кончиком языка шпателя, взрослый начинает двигать шпатель к правому, а затем к левому углу рта. Следит, чтобы ребенок сопровождал движущийся шпатель языком: "Догони язычком сладкую палочку. Сделай тик-так".
Приемы массажа и пассивные упражнения для губ и языка подбираются индивидуально для каждого ребенка совместно с врачом-невропатологом. Применение дифференцированных приемов массажа зависит от состояния нервно-мышечного тонуса мышц лица и артикуляционных мышц у каждого конкретного ребенка
При решении заданий особое внимание детей обращается на выполнение действий по вербальной инструкции. При этом ребенок побуждается сопровождать свои действия речью (фразами, состоящими из 2-х слов).
Ход игры:1. ребенок стоит пред столом. Перед ним на столе 2 куклы и две кроватки. Взрослый демонстрирует ребенку каждую игрушку, называет ее: «Это кукла – ляля. Давай покажем, как ляля плачет». (используем элементы фоноритмики: разводим руки в стороны и «плачем А-А-А – громко, тихо») Ребенок повторяет.. Взрослый отдает куклу, а себе берет другую. «Ляля хочет спать – бай, бай. Покачай лялю». Оба качают кукол, напевая «А-А-А». Затем взрослый укладывает свою куклу в кроватку, накрывает ее одеялом, предлагает малышу сделать то же самое. Ребенок выполняет инструкцию. Взрослый спрашивает: «Что делает ляля?» - и указывает на спящую куклу. Ребенок отвечает: «Ляля бай-бай». Игру повторить 3-4 раза
Ход игры: на столе перед ребенком лежат игрушки. Взрослый называет каждую из них, побуждая малыша повторить названия: стол, стул, тарелка, ложка. Знакомит ребенка с назначением данных предметов. Потом берет куклу и обращается к ребенку: «Оля, попроси лялю. Скажи дай лялю ». Ребенок повторяет и получает куклу. Взрослый уточняет у ребенка, где у куклы ротик. Малыш самостоятельно или с помощью показывает. Взрослый просит ребенка посадить куклу на стул перед столом. Взрослый говорит: «Ляля сидит». – и спрашивает, что делает кукла,
побуждая повторить фразу. Затем ставит тарелку на стол: «Вот тарелка. В тарелке каша. Возьми ложку. Ляля хочет кушать. Покорми лялю ». Ребенок берет ложку, взрослый показывает, как надо кормить куклу, подносить ложку к ее рту. Когда ложка с "кашей" коснется рта куклы, взрослый произносит: "Ляля кушает
Цель игры: знакомить ребенка с предметами туалета (мыло, полотенце, вода (теплая), ведро, тазик) и с их назначением, побуждая повторять на-звания этих предметов. Учить ребенка понимать и выполнять инструкции: помой, вытри руки, покажи руки у куклы и у себя.
Цель игры: знакомить ребенка с предметами одежды (платье, носки, туфли, трусы), побуждая к повторению этих слов. Учить понимать и выполнять действия по инструкции: сними, надень, возьми. Побуждать использовать в активной речи фразы: Катя спит. Катя, вставай! Учить ребенка показывать ноги и руки у куклы и у себя.
Цель игры: учить ребенка выполнять действия по инструкции: покатай, поезд; называть игрушки: мишка, машина. Побуждать произносить фразы: дай мишку, дай машину, на мишку, на машину
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу, называет ее по имени. Переспрашивает ребенка, как зовут куклу. Сажает куклу на край стола (ковра), на противоположный край ставит машину. Спрашивает у ребенка, что он поставил. Взрослый подвозит машину к ребенку, приговаривая: "Машина едет". Ребенок повторяет. Машина с мебелью ставится перед ребенком. Ребенок вместе с взрослым рассматривает предметы, лежащие в машине. По просьбе взрослого самостоятельно или с помощью называет их. Игра с куклой: "Саша, кукла устала. Положи куклу спать в кроватку", "Саша, посади куклу на стул. Саша, что делает кукла Нина?".
Работа ведется при помощи предметных картинок, путем введения в речь детей существительных, глаголов.
Ход упражнения: используется игрушка и ее изображение. В процессе задания добавляется еще две картинки (например, мишка, мяч) с целью выделения из трех картинок изображения куклы.
Ход упражнения: набор состоит из трех картинок. Ребенок самостоятельно или с помощью называет все предметные картинки.
(по пройденным темам)
Ход упражнения: лото должно состоять из трех больших картинок с изображениями знакомых ребенку предметов и маленьких картинок с изображениями тех же предметов (по одному на каждую карточку)
Цель упражнения: совершенствовать движения языка вперед-назад по речевой инструкции высунь-убери язычок. Звукоподражание: бл-бл-бл. Выполнить 3-4 раза.
Цель упражнения: учить выполнять круговые движения языком по верхней и нижней губам.
Цель упражнения: учить вытягивать губы вперед, делать дудочку; понимать и выполнять инст-рукцию.
Цель упражнения: учить округлять губы по подражанию, произнося звук о-о-о.
Данные упражнения помогают формировать долгий выдох и вдох, усиливать направленную воздушную струю. Для повышения интереса детей при выполнении данных заданий используются ватные шарики, мелко нарезанная бумага, пластмассовые вертушки, султанчики из тонкой цветной или папиросной бумаги и т.п.
Длительность занятия, включающего в себя несколько заданий, не превышает 10 минут.
Использовать соломинки разной толщины и длины, можно разных расцветок.
|