Цель: на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (и самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность участников различать профессиональные стереотипы.
Количество: 8-15 человек.
Время: 7-15 мин.
Процедура:
1. Общая инструкция: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (30-40 сек.) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?».
2. По желанию выбирается доброволец-отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданный может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ (он должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает немного и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (6-8 ч-к), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
|
5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе…). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
АВТОПОРТРЕТ
Цель: в шутливой форме повысить у участников способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Количество: 7-15 человек.
Время: 20-30 мин.
Процедура:
1. Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.
2. Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы на одном дыхании. Подписывать листок не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка – гениален (так говорят великие художники). Если же кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких будет много (более 2-3), то игру лучше не проводить.
3. Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.
|
4. Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.
5. Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображения, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной стороне (чистой) листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию. Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».
6. Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету.
Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это рисунок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются, и далеко не каждый может себя чувствовать при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.
Следующий этический момент связан с тем, что иногда игроки (особенно подростки) из озорства могут выписывать на обратной стороне листочков неприличные виды труда (например, проститутка, старший помощник младшего дворника и др.). ведущему надо быть внимательнее при зачитывании профессий, а неприличные записи просто оставлять без внимания, как будто ничего и не было.
|
Так же будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе с участниками.
ТРИ СУДЬБЫ
Цель: помочь участникам разобраться, в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни, применительно к различным стереотипам людей. Если сказать немного проще, чем принципиально различаются стереотипы труженика, лентяя, бездарности, и т.д.
Количество: до 20 человек.
Время: 30-45 мин.
Процедура:
1. С самого начала еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.
2. Общая инструкция: «Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине ХХIв. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в 1995г. закончил школу и прожил потом интересную жизнь, «дотянув» до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то по 70 лет. Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своей жизненной ориентации людей. Первый – это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй – «выдающийся лентяй», считающий, что работать должны только дураки. Третий – «удивительная бездарность», убежденный, что высшее счастье – заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым ты явно не соответствуешь (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные), т.е. как в бизнесе – выгодно продать себя, даже тогда, когда ты гроша ломанного не стоишь… Но вот загадка, мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет (при этом они могут играть одну и ту же роль). Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараться угадать, какие роли они играли».
3. Главные игроки примерно на 3-4 мин. Отправляются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и придумать основные этапы своей жизни, а ведущий предлагает оставшимся придумать по 2-3 душещипательных вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности, но и их личной, семейной жизни, досуга и всего, из чего складывается жизнь.
4. Когда ведущий пойдет в коридор приглашать главных игроков, он должен спросить у них, какие роли (стереотипы) каждый из них собирается представить.
5. Главные игроки приглашаются в комнату, усаживаются на «почетные места» и им предлагается по очереди, кратко (3-4 мин.) рассказать об основных этапах прожитых жизней.
6. После того, как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т.е. предлагает остальным участникам задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Чтобы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться – обязательно по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут и тогда, чтобы поддержать интерес к игре, сам ведущий должен задать 1-2 вопроса. Но для этого он должен подготовить такие вопросы; адресованные только одному (самому интересному) игроку вопросы ведущий должен переадресовывать и «позабытым» участникам, переключив, таким образом, внимание группы и на других «гостей».
7. Примерно за 15-20 мин. до окончания занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается присоединиться к группе, чтобы принять участие в обсуждении.
8. Обсуждение организуется следующим образом. Сначала ведущий может спросить у всех присутствующих, кто из «гостей» показался более счастливым и почему. Далее можно поинтересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками (еще в коридоре).
Главная трудность – что же считать настоящим тружеником, лентяем, бездарностью. При всей внешней легкости и очевидности их различия на «интуитивном» уровне, сказать об этом внятно, понятно и просто получается далеко не у всех…
9. Чтобы разобраться, кому, какие роли удалось (или не удалось) сыграть на самом деле, ведущий может задать вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность (безотносительно к нашей игре: в чем их различия вообще)? Если мы вообще сможем их различить, то это поможет нам разобраться и с нашими игроками».
10. На доске (или флипе) ведущий выписывает критерии различий этих стереотипов, предлагаемых участниками, но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет. Единственное, о чем он должен напомнить, это о том, что критерий различия не должен быть применим ко всем рассматриваемым стереотипам (если какое-то качество есть у труженика, то либо у лентяя, либо у бездарности его быть не должно). При этом сами участники могут высказывать сомнения в том, что выписанные на доске критерии действительно позволяют различить труженика, лентяя и бездарность.
11. Когда группа явно растеряется, ведущий может предложить свои критерии различий труженика, лентяя и бездарности (желание хорошо делать свое дело, способность хорошо делать свое дело и т.д.).
12. Быстро прокомментировав критерии, ведущий может, наконец, обратиться к главным игрокам, чтобы каждый из них сам сказал, какой стереотип он пытался изобразить, насколько у него это получилось.
ЛОВУШКИ-КАПКАНЧИКИ
Цель: повысить уровень осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и сформировать представления о путях преодоления этих препятствий.
Количество: 8-15 человек.
Время: 20-30 мин.
Процедура:
1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение, окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего).
2. В группе выбирается доброволец, который будет «представлять» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять самого себя). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и т.д., но таких характеристик не должно быть слишком много.
3. Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный герой (вымышленный или реальный), должен будет определить или придумать для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, так и внутренними, заключенными в самом человеке и именно об этих внутренних трудностях многие часто забывают. Желательно определить даже 2-3 такие трудности-ловушки на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать, как преодолеть их. Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился отвечать, как он собирается их преодолевать.
После этого поочереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю будет поставлен приз-знак «+». Если к концу игры у главного игрока окажется больше «+», то значит, он сумел преодолеть основные трудности на пути к своей будущей цели».
4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели.
5. Каждый по очереди называет свою трудность. Если окажется, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.
6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.
7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.
8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
9. Подводится общий итог – сумел ли главный герой преодолеть названные трудности.
ПОХОДКА (ПОСТУПЬ ПРОФЕССИОНАЛА)
Цель: в веселойформе смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий, и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.
Количество: 8-15 человек.
Время: 20-30 мин.
Процедура:
1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку.
2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.
3. Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, ведь можно же изобразить разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.д. Сначала каждый должен выбрать себе профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из вас поочереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и шепотом скажет мне на ухо. Какого профессионала он хочет изобразить с помощью своей походки. После он также тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у вас проассоциировалась его походка. Известно ведь, что по походке иногда можно узнать работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.»
4. Будет лучше, если первым пример покажет сам ведущий, поскольку упражнение очень необычное и у кого-то из игроков оно может вызвать недоумение. Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что он просто встанет со своего места и попытается изобразить кого-то одной лишь походкой.
5. Далее игроки поочереди проделывают то же самое, но каждый раз называя предварительно свой порядковый номер.
6. Ведущий записывает в своем листочке, какой номер какую именно профессию хотел представить своей походкой.
7. Затем ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.
8. При подведении итогов ведущий берет первый листок и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листок и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д. При этом совершенно не обязательно выяснять, кто именно под каким номером выступал (обычно, когда много участников, чужие номера остальными игроками забываются).
Если окажется, что кто-то из озорства напишет какую-то явно неприличную (обидную) профессию, то ведущий ее просто не зачитывает.
Пройтись по комнате под взглядами остальных участников, для кого-то может оказаться не простым испытанием. Поэтому, если кто-то откажется участвовать в упражнении, то нужно отнестись к нему с пониманием и предложить просто понаблюдать за игроками.
ПЯТЬ ШАГОВ
Цель: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Количество: 6-12 человек.
Время: 20-30 мин.
Процедура:
1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель (поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, совершить в перспективе что-то выдающееся в работе). Эта цель выписывается на доска (или флипе).
2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь этой цели. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно сверстники играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все кратко выписывается на доске.
3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить 5 основных этапов (5 шагов), обеспечили бы движение к намеченной цели (примерно за 5 мин.).
4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.
5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать 5 самых оптимальных этапов (5-7 мин.).
6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных 5-и этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, как совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами. Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека для которого и выделялись 5 этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществить те или иные профессиональные и жизненные мечты.
Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. Например, сначала каждый выделяет 5 этапов на своем листочке, затем 2-3 желающих выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.
В другом случае, можно сразу разбить участников на группы и предложить им (без предварительной индивидуальной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать 5 этапов-шагов) для данного человека.
Занятие 1 «Мир профессий» (вводное занятие)
Цель: ознакомить подростков с понятиями темы, а также целями и задачами профориентации, расширить представления детей о многообразии профессий в мире и ознакомить с требованиями, предъявляемыми к некоторым из них.
Содержание занятия
№ | Элемент занятия | Цель | Материалы | Время |
1. | “Я умею так…” | Знакомство | 5 мин. | |
2. | “Рулон бумаги” | Создание атмосферы | Рулон туалет. бумаги | 5 мин. |
3. | Активная лекция по теме “Основные виды профессиональной деятельности” | Знакомство с понятиями “профориентация”, “профессия”, “специальность”, “должность”и др. | Лист А3, маркеры | 15 мин. |
4. | “Мяч плюс профессия” | Разминка,создание атмосферы | Мячик | 5 мин. |
5. | “Самая-самая…” (игровая методика) | Повышение уровеня ориентации в мире профессионального труда и помочь лучше осознать особенности профессий. | 10 мин. | |
6. | Свободная анкета | Сбор первичных данных | Анкеты | 10 мин. |
7. | Дифференциально-диагностический опросник Климова Е.А. | Выявление типов профессий наиболее соответствующих,сложившимся у подростков к данному моменту времени личным качествам | Листы ответов | 10 мин. |
8. | “Прогноз погоды” | Рефлексия | 5 мин. | |
9. | “Попрощаться ушами…” | Завершение занятия | 5 мин. |