По определению типа профессиональной




Направленности личности

Цель: выявитьтип профессиональной направленности и профессионального развития личности.

Структура: методика состоит из попарно представленных различных профессий. Всего 42 выбора. В основу методики положена оценка профессионального типа. Голланд выделял 6 типов:

1. Реалистичный тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Предпочитает профессии: механик, электрик, инженер, агроном…

 

2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает профессии: ботаник, астроном, математик, физик…

 

3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей проблемы решает опираясь на эмоции, чувство, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочитает профессии: учитель, врач, психолог и т.д.

 

4. Конвенциональный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Предпочитает профессии: наборщик, бухгалтер, секретарь и т.д.

 

5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют энергию, энтузиазм. Импульсивен, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочитает профессии: артист, журналист, телеоператор, директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я».

Предпочитает профессии: писатель, режиссер, декоратор, художник и т.п.

 

Инструкция: в бланке попарно представлены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение.

 

 


Ключ к тесту Д.Голланда

 

Реалист. тип Интел. тип Социал. тип Конвенц. тип Предприим. тип Артист. тип
1а 2а 3а 4а 5а 16а 17а 18а 19а 21а 31а 32а 33а 34а 1б 6а 7а 8а 9а 16б 20а 22а 23а 24а 31б 35а 36а 37а 2б 6б 10а 11а 12а 17б 20б 25а 26а 27а 36б 38а 39а 41б 3б 7б 10б 13а 14а 18б 22б 25б 28а 29а 32б 38б 40а 42а 4б 8б 11б 13б 15а 23б 26б 28б 30а 33б 35б 37б 39б 40б 5б 9б 12б 14б 15б 19б 21б 24б 27б 29б 30б 34б 41а 42б

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

1а)инженер-техник б)инженер-контролер 2а) вязальщик б) санитарный врач 3а) повар б) наборщик 4а) фотограф б) заведующий магазином
5а) чертежник б) дизайнер 6а) философ б) психиатр 7а) ученый-химик б) бухгалтер 8а) редактор науч. журнала б) адвокат
9а) лингвист б) переводчик художест. литературы 10а) педиатр б) статистик 11а)организатор воспит. работы б)председатель профсоюза 12а)спортивный врач б)фельетонист
13а) нотариус б) снабженец 14а)программист б)карикатурист 15а)политический деятель б) писатель 16а) садовник б) метеоролог
17а) водитель троллейбуса б) медсестра 18а) инженер-электрик б) секретарь-машинистка 19а) маляр б) художник по металлу 20а) биолог б)главный врач
21а)телеоператор б) режиссер 22а) гидролог б) ревизор 23а) зоолог б) зоотехник 24а) математик б) архитектор
25а)работник ИДН б) счетовод 26а) учитель б) командир дружинников 27а) воспитатель б) художник по керамике 28а) экономист б) заведующий отделом
29а) корректор б) критик 30а) завхоз б) директор 31а)радиоинженер б) специалист по ядерной физике 32а) наладчик б) механик
33а) агроном б) председатель колхоза 34а)закройщик-модельер б) декоратор 35а) археолог б) эксперт 36а) работник музея б) консультант
37а) ученый б) актер 38а) логопед б)стенографист 39а) врач б) дипломат 40а) главный бухгалтер б) директор
41а) поэт б) психолог 42а)архивариус б) скульптор    

ПРОФЕССИЯ НА БУКВУ…

Цель: расширить у участников представлений о мире профессионального труда и актуализировать уже имеющиеся знания о профессиях. Носит разминочный характер.

Кол-во: 10-15 человек (проводится в круге).

Время: 7-12 мин.

Процедура:

1. Общая инструкция: «Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, как мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву».

2. Ведущий называет 1-ую букву, а участники поочереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию выходит на время из круга). При этом вовсе не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно «правильных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.

Желательно более 5-7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении игры начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (М, Н, О), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (Ч, Ц, Я…).

 

 

МЯЧ ПЛЮС ПРОФЕССИЯ

(КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ПРОФЕССИЙ?)

Цель: разминка, создание атмосферы.

Кол-во: 7-15 человек.

Время: 5-7 мин.

Процедура: Все встают в круг. Участники, бросая мяч друг другу, называют профессию. упражнение проходит в быстром темпе. Если участник долго не может вспомнить название профессии, задерживая ход, или повторяет уже названную, он выбывает. Побеждает тот, кто остался последним.

 

 

САМАЯ-САМАЯ…

Цель: повысить уровень ориентации в мире профессионального труда и помочь лучше осознать особенности профессий, связанных с престижностью.

Кол-во: 8-15 ч-к.

Время: 15-25 мин.

Процедура:

1. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени подходят. Например, характеристика – самая денежная профессия – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

2. Ведущий называет 1-ую характеристику, а участники сразу же поочереди предлагают свои варианты. Если у кого=то возникают сомнения, что названная профессия «самая-самая» (или близка к ней), то можно задавать уточняющие вопросы.

3. Далее называется следующая характеристика и т.д. всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявлять уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. В то же время, выделение некоторых «самых-самых» профессий должно опираться на объективные знания о них.

Для того, чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Например: «самая зеленая», «самая сладкая», «самая волосатая», «самая неприличная», «самая детская», «самая смешная» и т.д.

 

 

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ

Цель: познакомить участников со схемами анализапрофессий.

Кол-во: до 20 ч-к.

Время: подготовка – около 30 мин., проведение – 15 мин.

Процедура:

1. Ведущий просит назвать участников профессию, которую все хорошо знают.

2. Далее ведущий обращается к группе со следующим заданием: «Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю. Попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая …». Обычно участники игры называют 8-12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими, и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказать, но забыли. Иногда участники просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа – сформировать желание у участников познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.

3. Ведущий предлагает участникам ознакомиться с таблицей, где представлена схема анализа профессии. По ходу он показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшуюся профессию, которая вызвала определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа – не столько проанализировать профессию, сколько показать участникам, что схема на самом деле несложная и с ее помощью вполне можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не следует на данном этапе много спорить и лучше закончить его как можно быстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.

4. После 1-ого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары, и игрокам предлагается следующее: 1) сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает ее где-нибудь;

2) каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице;

3) игроки обмениваются таблицами с закодированными профессиями;

4) каждый игрок по таблице своего напарника пытается отгадать закодированную профессию примерно в течение 5-7 мин. И предлагает 3-и варианта отгадки (если один из вариантов будет правильным или хотя бы близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в паре выясняют, что значительная часть характеристик профессии была дана неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.

 

 


Схема анализа профессий

(перечень основных характеристик профессий)

Характеристика профессий Место кода
Предмет труда: 1 - животные, растения (природа); 2 - материалы; 3 - люди (дети, взрослые); 4 - техника, транспорт; 5 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах); 6 - художественный образ.  
Цели труда: 1 - контроль, оценка, диагноз; 2 - преобразовательная; 3 - изобретательная; 4 - транспортирование; 5 - обслуживание; 6 - собственное развитие.  
Средства труда: 1 - ручные и простые приспособления; 2 - механические; 3 - автоматические; 4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух); 5 - теоретические (знания, способы мышления) 6 - переносные или стационарные средства.  
Условия труда: 1 - бытовой микроклимат; 2 - большие помещения с людьми; 3 - обычный производственный цех; 4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность); 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья); 6 - работа на открытом воздухе; 7 - работа сидя, стоя, в движении; 8 - домашний кабинет.  
Характер общения в труде: 1 - минимальное общение (индивидуальный труд); 2 - клиенты, посетители; 3 - обычный коллектив (одни и те же лица); 4 - работа с аудиториями; 5 - выраженная дисциплина, субординация в труде.  
Ответственность в труде: 1 – материальная; 2 – моральная; 3 – за жизнь и здоровье людей; 4 – невыраженная ответственность.  
Особенности труда: 1 – большая зарплата; 2 – льготы; 3 – «соблазны» (возможность брать взятки, воровать…); 4 – изысканные отношения, встречи со знаменитостями; 5 – частые командировки; 6 – законченный результат труда (можно полюбоваться).  
Типичные трудности: 1 – нервное напряжение; 2 – профзаболевания; 3 – распространены мат и сквернословия; 4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме); 5 – невысокий престиж работы.  
Минимальный уровень образования для работы: 1 – без специального образования (после школы); 2 – начальное специальное образование (СПТУ); 3 – среднее профессиональное образование (техникум); 4 – высшее профессиональное образование (ВУЗ); 5 – ученая степень (аспирантура, академия…).  

 

 

ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ… (СОН ИЗ ЖИЗНИ…)

Цель: повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Количество: 8-15 человек.

Время: 15-25 мин.

Процедура:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть.

2. Общая инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника (…). Это будет рассказ только из существительных. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу …, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным «ради хохмы», дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было сказано до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как единое, целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком».

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки поочереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного (6-8 ч-к), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составлен рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен день рассматриемого профессионала.

Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение на тему «Сон из жизни…» такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти «мистической» ситуации, связанной с загадочным миром снов.

 

 


КТО ЕСТЬ КТО?

Цель: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания участниками друг о друге.

Количество: 8-15 человек.

Время: 5-7 мин. (на одно проигрывание).

Процедура:

1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)».

Еще перед началом самой игры ведущий может спросить у участников игры, какие профессии для них наиболее интересны и выписать эти профессии (примерно 10-15 шт.) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключает случаи, когда названная профессия будет никому неинтересна, а может даже и неприятна.

Если игроков немного (6-8 ч-к), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой – на одного человека, другой – на другого).

2. показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков в наибольшей степени соответствует данной профессии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: