Анализ динамики уровня жизни населения в Республике Беларусь
На уровень жизни и лагосостояния белорусских граждан в данный момент оказывает серьёзное влияние санкционная политика западных стран, падение цен на нефть, сокращение промышленного производства, а также инфляционные ожидания населения.
Реальные доходы среднестатистического белоруса значительно упали, множество людей стало искать возможность лучшей жизни за границей, уезжая в страны дальнего зарубежья в роли трудовых мигрантов. По сравнению с другими странами в Беларуси весьма высокий процент эмигрантов. При этом основная масса мигрантов из Беларуси уезжает в Россию.
Для проверки эффективности социально ориентированной экономики существует система показателей уровня жизни. Самый первый показатель, который широко используется на общемировом уровне - это объём ВВП на душу населения. Он отображает обеспеченность граждан благами и
услугами, так как количественно состоит из произведённых в стране товаров.
ВВП является одним из важных показателей в современном экономическом мире. Каждая страна рассчитывает этот показатель, тем самым подсчитывая место, занимаемое в рейтинге наиболее экономически успешных стран.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусской нации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений. Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр. Здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей все аспекты человеческой деятельности -- производство, образование, культуру, -- а, следовательно, всеобъемлющей с точки зрения, как государства, так и отдельного человека.
|
Удовлетворение потребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня и качества жизни населения. Система образования в республике развивается довольно стабильно. По подсчётам в Беларуси около 8 129 480 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком-либо языке. Это составляет 99.73% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет. Соответственно, около 22 069 человека все ещё остаются безграмотными.
Уровень грамотности среди молодёжи 99.82% и 99.86% для мужчин и женщин соответственно. Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.84%. Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.
Качество жизни, культурный потенциал определяются во многом работой библиотек. На современном этапе изменяются традиционные библиотечные технологии, внедряются инновационные формы обслуживания читателей: 70 % публичных библиотек работают в автоматизированном режиме, создаются
общедоступные Интернет-классы.
Исследования ученых показывают, что роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. В первую очередь это функция психотерапии: приобщение к искусству способствует снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный эмоциональный заряд. На втором месте -- рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха; на третьем -- образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффективно действующий экономический механизм развития культуры, создать условия для широкого доступа граждан республики к достижениям национальной и мировой культуры.
|
Повышение уровня качества жизни в Республике Беларусь
Проблемы роста уровня жизни в Республике Беларусь на современном этапе
Как и любой социум, белорусское общество многослойно. После распада Советского Союза исчезло декларируемое всеобщее равенство, и социальные различия разделили население на богатых и бедных, сказочно богатых и нищих, счастливых и постоянно материально озабоченных. И хоть психологи считают счастье понятием, которое не зависит от материального благосостояния, уровень доходов значительно влияет на качество жизни. Республика Беларусь, как и большинство постсоветских стран, ещё не совсем избавилась от синдрома советского общества, при котором социум психологически стремится к тому, чтобы в нём не было богатых, а не бедных.
В Беларуси уже несколько лет происходит расслоение населения по уровню доходов. Неравенство начало расти с 2013 года. Уровень зарплат в районах Беларуси все более заметно отличается от среднего уровня. Если в Минске, в областных центрах и крупных городах зарплата не падает или падает незначительно, то в районах она заметно снижается.
|
В области социальной защиты населения обеспечивается усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых слоёв и групп, совершенствование системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
«Продолжается работа по внедрению и совершенствованию системы государственных социальных стандартов, увеличены их нормативы в области образования, установленные в денежном выражении».
Роль государства в повышении уровня жизни в Республике Беларусь
Государственное регулирование уровня и качества жизни населения
Республики Беларусь осуществляется через систему социальной политики государства и посредством проведения государственной экономической политики.
Социальная государственная политика оказывает «прямое» воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) групп населения и государственная экономическая политика оказывает «косвенное» воздействие на благосостояние населения.
Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить своё благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой деятельности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).
Заключение
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения человеческих потребностей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Достойное качество жизни остаётся острой проблемой для ряда
развивающихся стран, которые не могут самостоятельно решить задачу обеспечения всеобщего доступа к базовым социальным услугам, считающимся в современном мире минимально необходимыми для перехода качества жизни их населения к цивилизованному уровню: всеобщему базовому образованию, базовому медицинскому обслуживанию, достаточному питанию, репродуктивному здоровью, дешёвому безопасному водоснабжению и санитарии. Кроме международных организаций помощь в решении этих задач оказывают правительства и различные фонды развитых стран как, непосредственно помогая наименее развитым странам, так и в виде инновационных разработок в медицине, питании, вакцинации населения и др., результаты которых безвозмездно передаются для использования.
Уровень жизни является важнейшим фактором, отражающим экономическую и социальную мощь любого государства, его положение на мировой арене.
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В целом, можно отметить, что понятие качество жизни сегодня широко используется во многих сферах науки и практики - от социологии и экономики до политики и медицины. Это обусловлено тем, переход к постиндустриальному обществу ставит человека с его потребностями и сознанием в центр внимания ученых и практиков. Главной тенденцией последних тридцати лет можно назвать переход от механистического понимания благополучия человека (сыт, обут, жилище соответствует нормам, нет заболеваний и т.д.) к субъективным аспектам - удовлетворенности своей жизнью. Сегодня все чаще предлагается оценивать эффективность системы здравоохранения, государственного и муниципального управления по показателям удовлетворенности человека, как центральному критерию, соответствующему основной мысли Конституции Республики Беларусь и многих международных соглашений. Менеджмент XXI века также становиться ориентированным не столько на
некие абстрактные экономические или социальные достижения, сколько на
потребности людей и их субъективную удовлетворенность качеством жизни.
Стратегия и тактика современной социальной политики Республики Беларусь содержится в программах социальных реформ:
Выделяются следующие стратегические цели социальной политики:
-достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
-гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
-переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
-нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
-существенное улучшение социальной инфраструктуры.
На данном этапе возникают некоторые проблемы в повышении уровня жизни населения, рассмотренные в работе. Но в целом динамика показателей в Республике Беларусь, характеризующих уровень и качество жизни населения, является положительной и свидетельствует о последовательном и сбалансированном его повышении. Рост реальных денежных доходов населения, его потребительских расходов и сбережений, уровня образования, здравоохранения в значительной мере связан с благоприятной макроэкономической ситуацией, повышением деловой и инвестиционной активности в большинстве секторов экономики. Социально-экономическая политика Беларуси в следующем пятилетии будет направлена на повышение уровня и качества жизни населения и создания благоприятной макроэкономической ситуации в стране.
Всё это будет способствовать улучшению жизни населения и в конечном итоге увеличению Индекса человеческого развития, который повысит рейтинг Республики Беларусь на мировой арене как молодого перспективного государства с развитой социальной сферой.
Список использованных источников
1. Семенов, В. И. Методологические подходы к разграничению категорий "уровень жизни" и "качество жизни" / В. И. Семенов // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2007. - N 4. - С. 14-18.
2. Войтеховская, Т, А. Уровень жизни населения, перспективы и тенденции развития / Т. А. Войтеховская, В. В. Коптева // НИРС БГЭУ: сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т"; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. - Минск: РИВШ, 2016. - С. 45-48.
3. Фронцкевич, Е. Оценка уровня и качества жизни населения в регионе / Е. Фронцкевич, Э. Рудавская // Белорусский экономический журнал. - 2004. - N 1. - С. 108-117.
4. Качество жизни- [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://knowledge.su/k/kachestvo-zhizni
5. Уровень и качество жизни, их показатели - [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: https://mirznanii.com/a/259529/uroven-i-kachestvo-zhizni-ikh-pokazateli
6. Качество и уровень жизни населения Республики Беларусь - [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: https://diplomba.ru/work/73258
7. Доходы населения Республики Беларусь- [Электронный ресурс]. - 2017. Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/dohody-naseleniya-respubliki-belarus