Предметы для богослужения




Это предметы, необходимые для проведения богослужений, культовые одежды, богослужебные книги. Мы не будем здесь говорить о тенных росписях и иконах, о них расскажем особо.

Антиминс (вместопрестолие) - освященный шелковый плат, на котором изображено положение во гроб Спасителя.

"Этот антиминс напоминает время гонения христиан, когда церковь не имела постоянного пребывания и не могла переносить с собою престола. Тогда стали употреблять сей плат с частицами мощей, и он остался как бы в возвещение, что и ныне Церковь Христова не прикрепляется ни к какому исключительно зданию, городу, или месту, но, как корабль, носится по волнам сего мира, не водружая нигде своего якоря: ея якорь на небесах". Так пишет Н. Гоголь в своих "Размышлениях о божественной литургии".

На антиминсе совершается освящение даров. Кроме антиминса на престоле находятся: Евангелие, дарохранительница в виде гроба Господня, крест и светильники.

На жертвеннике стоят священные сосуды: потир - чаша для причащения, дискос - круглое блюдо, на которое кладутся части просфор - специальных хлебов. Звездица - ее ставят на дискос, чтобы покровец (покрывало, которым закрывают дискос с просфорами) не касался просфор. Копие - род ножа для разделения просфор. Лжица - ложечка для причащения. Губка для отирания дискоса и чащи. Покровцы для дискоса, чаши и третий покров "воздух" - общий для обоих сосудов.

Здесь же в алтаре хранятся рипиды - круглые опахала на длинной рукоятке. Кадило - источник душистого дыма, фимиама.

Богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Триодь постная. Триодь Цветная, Требник, Книга молебных пении, Ирмологий, Типикон, Каноник.

Эти, принятые к богослужению богодуховенные книги, включены в так называемый канон. Слово греческое, означает "мера", "правило", "норма". Самый ранний, из дошедших до нас канонов - "Мураториев канон" - относится к последним десятилетиям II века. Обнаружили его в 1740 году в одном древнем кодексе. В этот канон, наряду с обычными новозаветными, внесены и некоторые книги, не дошедшие до нас, например "Пастырь" сочинение Гермы, брата римского епископа Пия (140-155). А известный нам Апокалипсис был включен в канон Восточной церковью тремя веками позднее, около 500 года.

Росписи стен и сводов

Иконы и росписи на стенах, сводах, столбах православного храма, как правило, размещены по строгой системе, разработанной еще византийской церковью. Конечно, возможны отклонения, но в целом схема сохраняется.

В центральном куполе храма помещают изображение Спаса Вседержителя с крестчатым нимбом вокруг головы. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит Книгу Судеб, которая, согласно откровению Иоанна Богослова, будет раскрыта в день Страшного суда. В барабанах купола между окон обычно изображены архангелы, праотцы или пророки. В парусах - переходах от стен к барабанам куполов - евангелисты. Рядом с евангелистами, это помогает легче узнавать их, помещают их символы: у Матфея - ангел, у Марка - лев, у Луки - телец, у Иоанна - орел.

На одном из самых почетных мест, в алтарной части, в верхней полусфере апсиды - изображена Богоматерь. Ниже, на стене апсиды - таинство причащения апостолов.

Стены и своды остальных частей храма расписывались различными библейскими и евангельскими сюжетами. На столбах и оконных откосах размещались одиночные фигуры - воины, мученики, князья. На Западной стене чаще всего - фреска Страшного суда и сцены из Апокалипсиса.

На стенах могли быть отображены исторические события. Например, в Успенском соборе Московского Кремля - семь Вселенских соборов, съездов представителей высшего духовенства, состоявшихся в 325-787 годы и установивших основные догматы христианства. А в Архангельском соборе в нижнем ряду росписей северной, западной и южной стен изображения погребенных в соборе московских великих князей от Ивана Калиты до Василия III. Над фигурами князей в круглых медальонах лики покровительствующих им святых.

На алтарной стене Успенского собора, которая теперь закрыта иконостасом 1653 года, изображены Спас, серафимы, а также некоторые святые, о которых рассказывают средневековые религиозные патерики - сборники жизнеописаний "отцовх-мона-хов. Но выбор святых здесь не случаен. Изображены именно те из них, дни которых совпали с какими-либо значительными событиями времени Ивана III, при котором был построен Успенский собор. Например, Иоанн Кущиик и Павел Фивейский изображены потому, что в день этих святых (15 января по старому стилю) Новгород присягал на верность Ивану III. В день Алексея, человека божьего (17 марта) Иван III в 1642 году взошел на великокняжеский престол. Изображение Нила Постника напоминает о дне, когда Иван III венчался с византийской царевной Софьей Палеолог.

Иконостас

Стена иконостаса в русской православной церкви - это как бы символическая граница, отделяющая основное пространство церкви, где стоят прихожане во время богослужения, от алтаря - мира горнего, то есть высшего, духовного, вечного, грядущего. В ранних византийских храмах алтарь отделялся лишь невысокой преградой. Постепенно иконостас рос в высоту, заполняясь иконами. С XVI века он представляет собой пять рядов икон, разделенных тяблами - горизонтальными брусьями. Они покрыты рисованным орнаментом, а в более поздних храмах - резьбой и позолотой.

Самый верхний ряд - или "чин" - иконостаса называется праотеческим. В нем изображения праотцев - Адама, Авеля, Сима, Ноя, Еноха, Мелхиседека, Авраама, а в центре ряда - икона Троицы или изображение Бога-Отца Саваофа.

Следующий ряд - пророческий - в нем изображены ветхозаветные пророки со свитками в руках. На свитках начертаны тексты пророчеств. Центральная икона этого ряда - "Богоматерь Знамение" (Оранта) как воплощение пророчества Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил". Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками, на ее груди круг, символ вечной жизни, в который вписано изображение Христа, повторяющего жест матери.

Схематическое изображение главного иконостаса церкви Троицы в Никитниках.

Третий - праздничный ряд - повествует о рождении и земной жизни Христа. Вот основные сюжеты этих икон: "Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение Господне", "Крещение" или "Богоявление" (вспомните знаменитую картину А. Иванова "Явление Христа народу"), "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Распятие", "Сошествие во ад" или "Воскресение", "Вознесение", "Сошествие святого духа", "Успение Богородицы". Этот ряд, состоящий обычно из двенадцати небольших икон, иногда бывает дополнен такими сюжетами, как "Положение во гроб", "Введение во храм", "Троица". События, изображенные на этих иконах, приурочены к определенным дням в году, которые церковь отмечает как праздничные. Отсюда и название ряда.

Следующий ряд - главный в иконостасе - деисусный чин. Греческое слово "деисус" означает "моление" или "прошение". В основе деисусного чина три иконы. В центре - Спас на престоле, слева Богоматерь, справа - Иоанн Креститель (Предтеча), которые молят Христа не судить людей за их грехи слишком строго, быть к ним милосердным. К этим трем главным фигурам обычно добавляются и другие - архангелы, апостолы, святители. Все они изображены в молитвенных позах, так как тоже молят Христа о милосердии.

Самый нижний ряд иконостаса - это местный ряд. В нем, по ту и другую сторону от царских врат, располагаются иконы Спаса, Богоматери, наиболее чтимые иконы местных святых. Справа от царских врат - обычно храмовая икона. На ней изображение святого или праздника, в честь которого освящена церковь.

Изображения на царских вратах расположены так: вверху "Благовещение", на дверцах четыре евангелиста, распространявших по миру слово Христово. Нередко над царскими вратами бывает помещена "Евхаристия" (благодарение), изображающая сцену причащения апостолов хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Христа.

Художественное оформление иконостаса со времен средневековья довольно существенно изменялось - от простого к более сложному, богатому. Сначала - только расписанные орнаментом тябла - поперечные брусья. Потом - сложнейшие ажурные узоры с позолотой. Создавались великолепные резные иконостасы стиля барокко - произведения высокой художественной ценности. Такие резные иконостасы сегодня можно увидеть и в Китайском сороке. Это иконостас церкви Воскресения Словущего Верхоспасского собора в Кремле или царские врата иконостаса южного придела церкви Троицы в Никитниках.

Византийская иконография предписывает давать изображения Бога Саваофа — со звездчатым нимбом, Иисуса Христа — с крестчатым, святых — с круглым.

Илья Ефимович Репин, работавший в юности над росписями храмов, писал в книге "Далекое - близкое": "Я часто вспоминал своего любимого товарища Ивана Даниловича Шемякина; он был резчик, мой ровесник - донской казак родом. Это был смелый, талантливый художник. Не могу забыть, как он резал в церкви царские врата: все мы зазевывались на его работу. Куда бы кто ни шел, всегда останавливался около него, и любо было стоять за его спиною, когда он наколачивал, наклеивал выступающую вперед листву орнаментов... Как у него лилась, извивалась, разворачивалась и снова уходила под ветви партия акантов! Чудо! И все это свежо, только что вырезано из пахучего, теплого, золотистого дерева".

На этом мы заканчиваем наш краткий рассказ о достопримечательностях архитектуры и внутреннего убранства соборов и церквей московского Китайского сорока. Желающим более подробно познакомиться с этой темой, рекомендуем список литературы.

Список литературы

Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912.

Воскресенский Иаков Ив. О церкви, утварях, службах и облачениях церковных. СПб., 1821.

Всеобщая история искусств (в 6 томах). Т. 2, кн. 1. М" 1960.

Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии. СПб, 1894.

Древнерусское искусство. Сборник. М., 1970.

Казакевич И. И. Московское Зарядье. М.,1977.

Ключевский В. О. Сочинения. Т. 2, М" 1988.

Корнилович К. В. Окно в минувшее. Л.,1968.

Лазарев В. Н. Русская иконопись. М., 1983.

Мень Александр. Таинство, слово и образ. Л., 1991.

Михайловский В. Учение о православном богослужений. СПб., 1889.

Мнева Н., Каменская Е. Кремль Москвы. М., 1957.

Овчинникова Е. С. Церковь троицы в Никитниках. М., 1970.

Памятники архитектуры Москвы. Т. 1, 1983.

Солоухин В. Черные доски. М., 1969.

Султанов Н. Теория архитектурных форм. СПб., 1901.

Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Московский Кремль. М., 1967.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: