Китайский сорок
М.Аверьянов, художник
Множеством церквей и их необычайной красотой - вот чем в былые годы прежде всего поражала Москва приезжих гостей. Соборы, монастырские церкви, приходские церкви, домовые, часовни - сколько их было? Принято говорить - "сорок сороков". Что это означает? Мы расскажем об этом на примере одного из "сороков". Речь пойдет о Китайском сороке, о церквах, которые были расположены на территории Кремля и Китай-города, о сохранившихся до наших дней и о тех, которые остались лишь в памяти (на рисунках они отмечены точкой).
В начале XVI века Москва, по свидетельству немецкого дипломата и путешественника 3. Герберштейна, - город довольно обширный и издали представляется еще обширнее, чем есть на самом деле, потому что в нем много незастроенных мест под садами и огородами. Еще более увеличивают город облегающие его поселки служивых людей и ремесленников. Поселки теряются среди садов, над которыми там и сям возвышаются главы множества церквей, а в самом центре красуется Кремль. Другой иностранец, английский посол Флетчер (конец XV) века, время царствования Федора Иоанновчча) пишет, что Москва изобиловала церквами, которых считалось в Кремле 35, а во всем городе более 400. Немецкий ученый, путешественник Олеарий в книге, вышедшей в 1647 году, уже пишет, возможно несколько преувеличивая, о 1500 московских церквах и часовнях.
Почему такое великое множество церквей оказалось именно и Москве, а не в Киеве, "матери городов русских", не и Суздале, не во Владимире, куда бежали русские из Киева, разрушенного и опустошенного татаро-монгольскими ордами, не в Нижнем Новгороде, стоящем на слиянии Оки и Волги, то есть на большом перекрестке торговых путей, не в Новгороде Великом? Среди разных причин, объясняющих это, историки нередко выделяют одну как главную - переселение митрополита Петра и его неожиданная смерть в Москве. Читаем у Ключевского:
|
"Летописец рассказывает, что в 1299 году митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался, добавляет летопись Но остатки южнорусской паствы в то тяжелое время не менее, даже более прежнего нуждались п заботах высшero пастыря русской церкви. Митрополит из Владимира должен был время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на пepeпутье в г.Москве. Так, странствуя по Руси, проходя места и города, по выражению жития, часто бывал и подолгу живал в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому у него завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой, который правил Москвой еще при жизни старшего брата Юрия во время его частых отлучек. Оба они вместе заложили каменный соборный храм Успения в Москве. Может быть, святитель и не думал о перенесении митрополичьей кафедры с Клязьмы на берега Москвы. Город Москва принадлежал ко владимирской епархии, архиереем которой был тот же митрополит со времени переселения на Клязьму. Бывая в Москве, митрополит Петр гостил у местного князя, жил в своем епархиальном городе, на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, - откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор.
Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть. Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност уже не захотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси".
|
А митрополит Петр был канонизирован константинопольским патриархом и стал первым "московским и всея Руси чудотворцем".
Когда в 1439 году на флорентийском соборе была заключена уния католической и православной церквей, русская церковь при поддержке московских князей не примкнула к этой унии, отказалась от подчинения Константинопольскому патриарху. Так было положено начало фактической самостоятельности русской православной церкви.
Москва быстро росла, крепла, расширялась. И всюду строились церкви. Церковное общество уже составляло значительную часть населения.
С целью упорядочения и укрепления церковной организации повелением царя Ивана Васильевича в 1551 году собирается Стоглавый собор - "во исправление церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения". Собор постановил: "В царствующем во граде Москве достоит быта седми старостам поповским и седми соборам - по уложению царскому да к ним избирати десяцких добрых же священников и искусных. Житием непорочных". К 1594 году число московских соборов уже было увеличено до восьми.
Во главе каждого собора из числа местных священников избирался поповский староста. При каждом поповском старосте полагалось быть по 40 попов и 4 дьякона. Отсюда и пошло наименование церковных районов сороками.
|
К концу XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. В первом сороке, в Китайском, было 136 церквей и кроме того 23, которые не числились в этом сороке (монастырские, домовые). Во втором - 210, в третьем - 176, в четвертом - 150, в пятом - 117, в шестом - 44, да придельных и домовых 87. Итого - 943 церкви. Наиболее чтимым в Москве был святой Николай или просто Никола. Ему было посвящено 128 церквей.
Деревянным сооружениям редко удается простоять свой естественный срок, чаще они гибнут в пожарах. А из 136 церквей Китайского сорока большинство, конечно, были деревянными.
Попробуем проследить судьбу церкви, которая была, возможно, самой первой в Москве. Митрополит Петр, переселившись в Москву, жил на своем дворе возле деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи под Бором. С тех пор эта церковь и называлась митрополичьей или кафедральной (до постройки Успенского собора). В 1461 году ее разобрали из-за ветхости и на подцерковье поставили белокаменную. В пожар 1493 года она обрушилась, в ее подвалах сгорела и казна великой княгини Софьи Фоминичны. В 1509 году архитектор Алевиз Новый выстроил здесь одноглавую кирпичную церковь с покрытием по закомарам. После пожара 1737 года она была возобновлена архитектором И. Мичуриным. Не миновал ее и пожар 1812 года. Церковь восстановили, окружили гульбищем, а с запада пристроили крыльцо со звонницей. Такой ее мог видеть Пушкин. Такой ее знал М.П.Погодин, выступивший в печати против ее сноса. Но отстоять древний памятник не удалось. В Кремле тогда был построен Большой дворец. С прогулочной площадки дворца плохо просматривался Храм Христа Спасителя - мешала церковь. По высочайшему повелению здание в одну ночь разобрали. Москвичи наутро столкнулись с уже свершившимся фактом. На Боровицкой башне, рядом с проездом была установлена доска: "Повелением благочестивейшего государя императора Николая I храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный при великом князе Василии Темном в 1461 году, временем и взрывом 1812 года подверженный разрушению, перенесен в сие здание башни над Предтеченскими, по народному преданию Боровицкими ворогами, и освящен Филаретом митрополитом московским мая 1847 г."
Уже к началу XX столетия из Китайского сорока было утрачено множество сооружений, Но особенно драматичным для судеб русской архитектуры, как известно, оказалось наше время. Мы никогда уже не увидим в Кремле строений Чудова и Вознесенского монастырей, церквей Константина и Елены, Спаса на Бору, Благовещения на Житном дворе. Они исчезли навсегда. Но, слава Богу, погибло не все. Среди дошедших до наших дней сокровищ - церковь Рождества Богородицы на Сенях - одна из древнейших и наиболее сохранившихся со времени постройки. Она возведена в 1393 году в память победы на Куликовом поле вдовой Дмитрия Донского - великой княгиней Евдокией на месте деревянной церкви Воскрешения Лазаря. В 1482 году рухнувшие от пожара своды храма были восстановлены. В 1514 году Алевиз Новый переложил своды из кирпича, а над церковью выстроил другое здание Рождественской церкви. Нижнее помещение занял придел Лазаря. В 1681-1684 годах верхнюю, алевизовскую, постройку разобрали. Ф.Тихонов возвел здесь новый одноглавый храм, а подклет - древнейшую часть - превратили в склад В 1037году придел Лазаря возобновили, а в следующем году он был обстроен стенами нового дворца. Сохранился только западный портал со стеной. Видимо, это все, что осталось от первоначальной постройки.
Нет числа утратам церковных построек за пределами Кремля, в черте Китайгородских стен. Да и среди тех, что считаются сохранившимися, многие находятся в плачевном состоянии - обезглавленные, потерявшие свою отделку, застроенные, полуразрушенные, ждущие либо своего последнего часа, либо возрождения.
Особое место среди московских храмов занимает кремлевский Успенский собор. Первоначально здесь стояла деревянная церковь Успения, неизвестно когда построенная. В 1327 году, при Иване Калите, ее заменили каменной, которая вскоре стала кафедральной (митрополит Феогност перенес сюда свою митрополичью кафедру из Владимира). Еще через 145 лет ее разобрали, и русские мастера начали здесь сооружение громадного собора. Недостроенный собор рухнул. И тогда в 1475 году пригласили из Милана архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти. За 4 года воздвигли собор по образцу Успенского во Владимире. Но это сходство больше внешнее. Наружные формы - древнерусского храма, а внутреннее пространство решено совсем иначе - по ренессансному принципу (единого зала).
Стены собора сложены из кирпича, облицованы белым камнем, внутри укреплены железными связями. На эти стены и 6 внутренних столбов опираются пять мощных глав, сдвинутых к восточной стороне. Разделенные лопатками на равные части, стены вверху завершаются полукружиями закомар. Плоскость стен посередине по горизонтали делится аркатурно-колончатым поясом. Сильно выступающие угловые лопатки восточной стены скрывают апсиды собора. Окна нижнего яруса спрятаны в киотцах аркатурного пояса. Все это придает силуэту собора цельность. Крыльцо западного фасада украшено двойной аркой и "висячей гирькой" - новый мотив, который впоследствии будет использоваться зодчими многократно.
В 1550 году, после пожара, Успенский собор был покрыт медной кровлей. В XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче, по всей видимости, переделывались своды собора и могла быть изменена форма глав.
Собор внутри представляет собой огромный зал с невысокой алтарной стеной. Множество узких окон в стенах и барабанах куполов наполняют его светом.
В 1514 году собор изнутри был украшен стенными росписями. В 1642 году его расписали заново. В XVIII и XIX веках стенопись неоднократно возобновлялась.
Успенский собор - главный храм Московского государства - стал образцом, которому подражали строители во многих городах и монастырях России до конца XVII века.
В 1449 году Собор русских святителей впервые самостоятельно, без константинопольского патриарха поставил митрополитом всея Руси рязанского епископа Иону. В день христианского праздника Положения ризы Богородицы 2 июля 1450 года Иона заложил на своем митрополичьем дворе, у западной стены Успенского собора, церковь Ризположения. Вероятно, строительством этого храма была отмечена независимость русской православной церкви, ставшей во главе восточного славянства.
В 1484-1486 годах церковь Ризположения, разрушенная пожаром, была восстановлена псковскими мастерами. Ее сложили из кирпича, украсили белокаменными деталями. Своды опираются на 4 внутренних квадратных столба. Световой барабан купола - на восьмигранном постаменте. Наружные стены разделены лопатками на три неравные части: средняя - шире боковых, поэтому и высота средних закомар больше. Форма закомар, характерная для московских храмов - килевидная. Стены украшены поясом из балясинок и растительного орнамента, выполненного из обожженой глины - терракоты. На барабане главы тоже украшения - валики и пояски киотцев, поребрика, бегунца. Та роспись стен, которая сохранилась до наших дней, была выполнена в 1644 году. Последние реставрации, проведенные в 1918-1920,1929-1930 и 1946-1960 годах, возвратили церкви Ризположения ее первоначальный вид.
Благовещенский собор - домовый храм великого князя - строился одновременно с церковью Ризположения - домовым храмом митрополита. Работы вела одна и та же артель псковских строителей. Белокаменный подклет прежней церкви расширили и укрепили белым камнем и кирпичной кладкой. На нем возвели квадратный в плане с тремя апсидами собор, увенчанный тремя световыми главами - центральной и двумя восточными. Собор с трех сторон был окружен крытой галереей - "гульбищем" - со сходом на Соборную площадь. Стены разделены вертикальными лопатками и завершаются килевидными закомарами, а по горизонтали украшены аркатурным поясом на колонках. Такой же поясок проходит по полукружиям апсид и вокруг барабанов глав. Основание барабана центральной главы окружено еще и кокошниками - ложными килевидными закомарами. По верху барабанов проложены пояса полукруглых впадин (киотцев), поребрика и бегунца, типичных для псковских храмов.
В 1562-1564 годах на сводах галереи по углам были сооружены 4 придела с луковичными главками, тогда же поставили и 2 "глухие" главы над сводами собора. Главы и крышу собора покрыли медью и позолотили. В соборе яшмовый пол редкой красоты, он перенесен сюда в середине XVI века из собора Ростова Великого. Иконостас-древнейший из многоярусных. Сохранились даже первоначальные иконы начала XV века и иконы, написанные мастерами XVI века.
Церковь Михаила Архангела, построенная еще при Иване Калите, в память избавления от великого голода 1332 года, за 172 года стояния обветшала, а поэтому в 1505- 1509 годах на ее месте итальянский зодчий Алевиз Новый выстроил Архангельский собор. Он стал некрополем московских великих князей и царей.
В основе строения традиционная крестово-купольная система с шестью почти квадратными пилонами, опорами, несущими крестовые и цилиндрические своды, но снаружи храм получил модный ренессансный наряд. Закомары отделены от плоскости стен венчающим карнизом, и таким образом превращены в декоративные кокошники, тимпаны кокошников украшены венецианскими раковинами. Лопатки превращены в пилястры с легкими капителями. Подчеркнутое главенство вертикальных линий придает зданию стройность.
Галерея, окружавшая собор с трех сторон, была разобрана в XVIII веке. С южной стороны в 1 773 году поставили контрфорсы, потому что там появились трещины из-за осадки здания. Осадка началась при подготовке строительства Большого дворца при Екатерине II.
К собору были пристроены у северной апсиды - Покровский придел, у южной - Иоанна Предтечи.
В Архангельском соборе под плитами пола 46 гробниц (в некоторых из них по 2-3 захоронения). В соборе похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. Последним там был похоронен Иван Алексеевич - брат Петра I.
История ансамбля колокольни Ивана Великого такова. В 1329 году Иван Калита построил каменную колокольню-церковь в честь рождения сына, будущего царя Ивана II, церковь получила имя Ивана Лествичника. К началу XVI века она обветшала, ее разобрали и в 1505-1508 годах итальянский мастер Бон Фрязин выстроил двухъярусную восьмигранную колокольню с куполом наверху. В первом ярусе колокольни была церковь Ивана Лествичника. Колокольня, вероятно, служила и дозорной вышкой. Фундамент, цоколь, карнизы и украшения сделаны из белого камня, стены и своды - кирпичные. Внутри стен для прочности заложены железные связи.
Рядом с колокольней итальянский зодчий Петрок Малый в 1532 году начал строить четырехярусное здание церкви со звонницей наверху. Закончили постройку русские мастера в 1552 году. Церковь была названа Рождественской. Вверху здания находилась открытая звонница, и в центре возвышался барабан с небольшим куполом. Все строение лишь немного уступало по высоте колокольне Ивана Великого.
В 1599-1600 годах по приказу Бориса Годунова столп колокольни Ивана Великого был надстроен третьим ярусом, о чем сделана надпись в верхней части барабана купола золотыми буквами на синем фоне:
"Изволением святые Троицы, повелением великого господаря, царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца, и сына его благоверного великого господаря царевича и великого князя Федора Борисовича всея Руси, сии храм свершен и позлащен во второе лето господарства их 108(1600)".
Лжедмитрий приказал уничтожить эту надпись. При Петре I надпись была восстановлена.
В 1624 году по заказу патриарха Филарета к Петроковской звоннице с севера приделали пятиярусную пристройку с колоколами в пятом ярусе и восьмигранным шатром наверху. В 1812 году Петроковская звонница и Филаретовская пристройка были взорваны французами, а в 1814-1815 годах восстановлены архитектором И. Жилярди в стиле классицизма.
Внутреннее устройство православного храма
Строение в плане обычно имеет вид креста или прямоугольника, разделенного внутри опорными столбами на продольные помещения - нефы, или круга. Сверху здание завершается куполом с крестом. Купол может быть один или несколько: три, пять, семь и даже тринадцать.
Церковь внутри делится на три части: алтарь, средняя часть, или собственно храм, и притвор.
Алтарная часть расположена всегда в восточной стороне храма, обычно в полукруглой апсиде, и отделена от средней части иконостасом - сплошной дощатой доходящей почти до потолка стеной, с иконами в несколько ярусов.
В алтаре центральное место занимает престол, он имеет форму куба. За ним находится небольшое возвышение - "горнее место" для епископа. Слева от престола, в северной стороне алтаря, стоит жертвенник - стол, на котором готовят дары к святому таинству. Справа от престола - ризница, где хранятся одежды священнослужителей, и где они в них облачаются.
В иконостасе обычно три двери. Средние называются "царскими вратами". Они открывают вход к престолу. Через них во время литургии (богослужение, которое проводится до обеда) выносят святые дары. Слева - северные двери, справа - южные.
Алтарная часть и иконостас расположены на небольшом возвышении, которое выдвинуто к середине храма и называется солея. Средняя часть солеи, та, что перед царскими вратами, называется амвон. Отсюда произносят молитвы, проповеди, читают Евангелие. Во время чтения Евангелие кладут на налой (аналой) - переносный столик с наклонной поверхностью. Боковые части солеи - клиросы. У клиросов ставят хоругвь - знамя православной церкви. На клиросах, слева и справа, располагаются певчие.
Средняя часть храма - собственно храм. Здесь православные обыкновенно стоят во ремя богослужения. У западной стены средней части в помещении второго яруса, на галерее, открытой в храм, устраивались хоры. Отсюда слушали богослужение знатые прихожане.
Притвор - западная часть храма, обычно отделенная глухой стеной. Отсюда вход в храм. К притвору часто пристраивают крытую, иногда обнесенную стенами площадку, ее называют папертью.
Приделы - дополнительно пристроенные юмещения с алтарем и с престолом. Они позволяют служить в храме литургию дважды и трижды, не нарушая древнего правила, по которому разрешается служить на одном престоле только одну литургию в течение суток.
Церковь обычно называют по имени святого или в честь праздника, которому посвящен главный престол, но иногда ее называют и по приделу. Так в китайском сороке, например, есть широко известный собор Покрова Богородицы, что на Рву. Его главный престол посвящен празднику Покрова Богородицы, но храм этот чаще называют по приделу - собором Василия Блаженного.