Тема №4 «Патология свертывания крови. Тромбозы.
Геморрагические диатезы»
1. Студент должен:
Знать: | Уметь: |
1. Геморрагический синдром. Механизм его возникновения. | 1. В ходе решения ситуационных задач уметь подвергать анализу причины, механизмы расстройств и последствия для организма при нарушении свертывания крови. |
2. Причины нарушения I фазы коагуляционного гемостаза (Гемофилия). | 2. Анализировать показатели коагулограмм больных гиперкоагуляцией. |
3. Причины нарушения II фазы свертывания крови. | 3. Анализировать показатели коагулограмм больных с геморрагическими диатезами. |
4. Причины нарушения III фазы свертывания крови. | |
5. Причины и механизмы развития тромбоцитопений и тромбоцитопатий. | |
6. Причины и механизмы развития вазопатий. | |
7. Тромбозы. Механизмы развития. | |
8. Фибринолиз и его нарушения. Фибринолитические состояния, причины, механизмы развития и проявления. | |
9. Основные тесты, характеризующие коагуляционный гемостаз (время свёртывания вкрови, АЧТВ, протромбиновое время, тромбиновое время) и сосудисто-тромбоцитарный гемостаз (время кровотечения, манжеточная проба, тесты на способность тромбоцитов к адгезии и агрегации). Их диагностическое значение. |
Логическая структура темы: «Патология свертывания крови»
|
|
вызываю-
щие гипер-
коагуляцию
|
|
|
вызывающие
гипокоагу-
ляцию
|
|
|
виды патологии,
связанные
с развитием
гиперкоагуляции
|
|
|
геморрагических
диатезов
2. Выполните письменно работу по ориентировочной карте.
Задания | Указания к заданию |
Перечислить основные механизмы наследственных нарушений свертывания крови. | Укажите возможные типы наследования. Приведите примеры. |
Перечислите основные причины и механизмы развития тромбоцитопении. | Укажите механизмы нарушения образования, использования и разрушения тромбоцитов в крови. |
Укажите качественные изменения тромбоцитов при тромбоцитопатиях. | Проанализируйте механизм раз-вития геморрагического синдрома при тромбоцитопатии. |
Приведите примеры повышение свертывания крови, связанное с угнетением антисвертывающей и фибринолитических систем. | Составьте схему: «Роль эмоци-онального стресса в развитии тромбозов». |
Ориентировочная основа действия (ООД)
Задание 1. Проанализируйте данные коагулограммы: Время свертывания крови – 3 мин.; АЧТВ — 25 сек.; фибриноген — 5 г/л; ТВ — 20 сек. Ответ обоснуйте.
Задание 2. Проанализируйте данные коагулограммы: Время свертывания крови – 2 мин.;АЧТВ — 27 сек.; МНО — 1; ПТИ — 110%; фибриноген — 4.5 г/л; Антитромбин – III – 60%. Ответ обоснуйте.
Задание 3 Проанализируйте данные коагулограммы: АЧТВ — 45 сек.; ТВ — 20 сек.; ПВ — 36 сек.; ПТИ — 0,4; МНО — 2.
Ответ обоснуйте.
Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.
Задача №1
Больной К., 12 лет предъявляет жалобы на боли в колене после ушиба, общую слабость, повышение температуры тела до 380.
Из анамнеза, что у ребенка периодически бывают кровотечения из носа и несколько раз выделялась моча с примесью крови.
Объективно: Левый коленный сустав увеличен в объеме. резко болезнен при пальпации. В области сустава имеется обширное подкожное кровоизлияние. Движение в суставе ограничено. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено.
Анализ крови: Нв - 110 г/л, эритроциты - 3×1012г/л, ЦП - 0,83, лейкоциты - 10×109г/л, тромбоциты - 200×109г/л, время свертывания крови - 20 мин., длительность кровотечения - 3 мин. Проба жгута отрицательна.
Какой вид геморрагического диатеза развился у больного
Какие причины могут обусловить недостаточность плазменных факторов свертывания крови?
Каковы механизмы развития симптомов у больного?
Задача №2
Пациент К.,7 лет доставлен в ЛОР-отделение детской больницы с носовым кровотечением. 3 недели назад перенес аденовирусную инфекцию. 5 дней назад на коже конечностей и туловища ребенка появились точечные кровоизлияния. Носовое кровотечение началось спонтанно.
При поступлении: бледность кожного покрова, петехиальные кровоизлияния на коже конечностей и туловища. АД 115/85 мм рт.ст.; пульс 88 в 1 мин.
Анализ крови: Гемоглобин — 120 г/л, эритроциты — 3,7 × 1012/л, тромбоциты — 25 × 109/л, лейкоциты — 7 × 109/л, лейкоцитарная формула: базофилы— 0%, эозинофилы — 1 %. нейтрофилы: палочкоядерные — 2 %, сегментоядерные — 67 %, лимфоциты — 23 %, моноциты — 7 %.
Время кровотечения по Дьюку 6 мин (в норме до 4 мин). Сгуток крови не подвергается ретракции. Содержание антитромбоцитарных антител повышено в 6 раз. Показатели свертывающей и фибринолитической систем крови в норме.
Какое патологическое состояние у больного?
Укажите механизм развития данного заболевания.
Проанализируйте механизм развития симптомов у ребенка
Задача №3
Больная С, 20 лет доставлена в хирургическое отделение больницы с жалобами на слабость, боли в эпигастральной области, рвоту цвета кофейной гущи, дегтеобразный стул. Из анамнеза известно, что состоит на учете у ревматолога с диагнозом «митральный порок сердца». Проводимое периодически лечение салицилатами вызывает появление точечных кровоизлияний на коже. Возникновение заболевания связывает с приемом аспирина.
Объективно: бледность кожного покрова, при пальпации — болезненность в эпигастральной области. АД 100/70 мм рт.ст., пульс 100 в 1 мин. На туловище и коже конечностей обнаружены петехиальные кровоизлияния. Время кровотечения по Дьюку 7 мин (норма до 4 мин).
Анализ крови: г емоглобин — 100 г/л, эритроциты — 3,2 × 10|2/л, тромбоциты — 175 × 109/л, лейкоциты — 4,5 • 109/л, тромбоциты имеют нормальные форму и величину.
Исследование функции тромбоцитов: снижение адгезии к коллагену, индуцированная агрегация к АДФ, адреналину, тромбину нормальные, снижение ретенции на стекле. Гастроскопия: многочисленные петехиальные, часто сливные кровоизлияния в слизистой оболочке. Эхокардиограмма: пролабирование створок предсердно-желудочкового (митрального) клапана.
Наличие какого патологического состояния можно предполагать у больной? Обоснуйте ваше предположение.
Проанализируйте механизм развития данного заболевания.