Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные. |
Общие (социально-правовые) принципы: |
• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль); |
• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы; |
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации; |
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений; |
• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления; |
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций; |
• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ; |
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. |
Организационные принципы: |
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.); |
• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении); |
• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства; |
• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.); |
• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления; |
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично. |
|
классификация:
общесистемные: | — объективности государственного управления; — демократизма государственного управления; — правовой упорядоченности государственного управления; — законности государственного управления; — распределения власти в государственном управлении; — публичности государственного управления; |
структурно-организационные | - единства системы государственной власти, которая обеспечивает целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов; - территориально-отраслевой принцип, который обусловливает зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и услуг, сферы общественной жизни; - принцип разнообразия организационных связей, которые раскрывают вертикальные и горизонтальные организационные взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления; |
структурно-процессуальные: | - соответствия элементов (методов, форм, стадий) управленческой деятельности органов государственного управления их функциям; - конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; - стимулирование рациональной и эффективной управленческой деятельности. |
структурно-функциональные: | - дифференциации и фиксации функций путем издания правовых актов и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления; - концентрации, которая обусловливает необходимость предоставления определенному органу таких управленческих функций, чтобы его государственно-управленческое влияние действительно направляло, организовывало и регулировало объекты управления; - достаточного разнообразия, которое требует, чтобы управленческие функции относительно того или другого объекта управления, по количеству и содержанию отвечали разным управленческим запросам последнего; - соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления; |
структурно-целевые: | — согласованности между собой целей государственного управления по основным параметрам; — взаимодополнения целей, при котором одна цель способствует другой; — подчинение частных, локальных целей общим целям государственного управления; |
Органы управления - организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.
|