НАУКА
The Atlantic, США
© РИА Новости, Алексей Бушкин | Перейти в фотобанк
Обнаруженный недавно фрагмент коптского Евангелия поставил перед учеными неожиданный вопрос: была ли у Иисуса жена? Специалисты уже 8 лет спорят о подлинности найденного фрагмента. В статье рассказывается о том, кому и почему был бы выгоден текст, меняющий наши представления об истории христианства.
The Atlantic(США): любопытная история о жене Иисуса
Популярная наука
Лабораторные анализы говорят о том, что фрагмент папируса с упоминанием о жене Иисуса является подлинным. Почему же большинство ученых считают его фальшивкой?
23.08.2020
Джоэл Бэйден (Joel Baden) и Кандида Мосс (Candida Moss)
Втечение шести дней в сентябре 2012 года примерно 300 специалистов принимали участие в X международном конгрессе коптских исследований, который проходил в Университете Сапиенца в Риме. Среди выступавших была Карен Кинг (Karen L. King). Автор пяти книг Кинг является весьма авторитетным специалистом по раннему христианству, и основное внимание в своей работе она уделяет группе христиан, которых называют гностиками. Ее изданная в 2003 году монография «What Is Gnosticism?» (Что такое гностицизм?) уже стала золотым стандартом в этой области знаний. В настоящее время Кинг преподает в Гарвардской школе богословия, где она стала первой женщиной, получившей звание профессора на кафедре богословия Холлиса — старейшей именной кафедре в стране. Ее давно уже считают одним из лучших исследователей религии в мире.
Кинг начала свою лекцию во время последнего заседания, на второй день работы конгресса, в 7 часов вечера, когда большинство участников уже сели за ужин, по крайней мере, в мыслях. Перед Кинг выступали ученые с такими докладами, как «Новая ветвь: Иуда в гностических исследованиях» и «Печаль мудрости в валентинианской космогонии», и поэтому казалось, что ее сообщение будет таким же степенным и скучным.
|
Название доклада Кинг «Фрагмент нового коптского евангелия» наводило на мысль о том, что она будет описывать какой-то новый, недавно найденный фрагмент уже известного христианского текста, который является не более чем скромным дополнением к солидной коллекции старых христианских текстов, которые довольно регулярно появляются на сцене. Однако Кинг представила нечто совершенно незаурядное: фрагмент ранее неизвестного евангелия.
Кинг полагала, что фрагмент датируется IV веком нашей эры (проведенные позднее исследования показали, что он, скорее всего, примерно VIII века), и что он может быть переводом греческого текста, написанного в оригинале во II веке н.э. Фрагмент оказался очень маленьким, размером с кредитную карту, и в нем содержится восемь неполных строк текста следующего содержания:
1. Не [для] меня. Жи[знь] мне дала моя мать
2. Ученики сказали Иисусу
3. отрекись. Мария того н[e] стоит
4. Иисус сказал им: «Моя жена
5. она может быть моей ученицей»
6. Пусть злочестивые люди опухнут
7. Что касается меня, то я с ней, чтобы
8. образ
Многие аспекты самого текста и папируса оказались необычными. На первый взгляд это было незаметно, однако позже оказалось, что все это имеет огромное значение. А еще там был один исключительно важностый момент, который привлек внимание: четвертая строка, где Иисус сообщает о наличии у него жены. Это была бомба. Ранее ни в одном христианском тексте не было прямого упоминания такого рода из уст Иисуса.
|
Хотя записанный на кусочке папируса диалог сохранился лишь частично, суть его может понять почти каждый. В первой строке Иисус признает важность матери. Во второй его ученики, кажется, спорят о достоинствах Марии. Это скорее всего так, потому что в четвертой строке есть слова «моя жена». Это отсылка не к Деве Марии, а к Марии Магдалине, часто очерняемой заступнице движения Иисуса. Иисус говорит в пятой строке, что эта Мария может быть его ученицей, а в шестой и седьмой сурово осуждает тех, кто против этого, называя таких людей «злочестивыми», в отличие от себя самого, потому что он «с ней».
КОНТЕКСТ
Goldman Sachs говорит, что Иисус исповедовал жадность
True/Slant
05.11.2009