Собственно эмпирическая часть




Бакалавр

 

Форма обучения

Очная и заочная

 

Обсуждено на заседании кафедры «___»__________________ 2015 г.   Протокол № __________________   Зав. кафедрой_________________   Автор-составитель: к.п.н., доцент О.В. Сучкова

 

 

Тверь 2015


 

Только наука учит тому, как добывать истину из её единственного

первоисточника – из действительности. К.А. Тимирязев

 

Программа подготовки бакалавра психологии предполагает написание и защиту курсовой работы.

Цели курсовой работы

· систематизация, закрепление теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки;

· применение полученных знаний при решении конкретных научных и практических задач;

· развитие навыков самостоятельной работы;

· применение методик исследования (и экспериментирования);

· выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы

Студент по направлению подготовки «Психология» формирует компетенции:

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6).

 

Таблица 1

Этапы работы исследователя

  Поиск актуальной социальной или психологической проблемы
  Изучение проблемы в научной литературе
  Подбор методик по изучению психологических явлений
  Диагностика обработка, анализ данных
  Написание текста по результатам исследования
  Подбор техник, средств психологической помощи
  Разработка практических рекомендаций

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

· титульный лист;

· оглавление;

· введение (10 % от общего объема);

· главы основной части: теоретическая (20 – 30 %) – заканчивается пронумерованными выводами;

· эмпирическая, по объему она должна быть пропорциональна предыдущей, начиналась с параграфа, посвященного программе эмпирического (или экспериментального) исследования;

· выводы по эмпирической главе (пишутся по эмпирическим задачам);

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

 

Оглавление

Главы и параграфы должны иметь содержательное название, в оглавлении указываются номера страниц. Нумерация выглядит следующим образом, пример:

Глава 1. Понятие и сущность мотивации деятельности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………  
1.1 Основные линии развития научных представлений о мотивации ….  
1.1.1 Понятие мотивации в отечественной психологии …………………  
1.1.2 Понятие мотивации в зарубежной психологии ………..……………  
1.2 Мотивационная сфера личности (в деятельностном подходе) …….  
1.3 Компоненты мотивационной сферы личности ……………………..…  

Введение

Во введении нужно доказать важность, значимость темы и описать научный аппарат.

Значимость темы раскрывается через следующие аспекты.

1. Актуальность исследования: социальная (экономические, политические и др. процессы в обществе) и научная (почему именно сейчас в науке стоит взяться за решение этой проблемы, что уже сделано). Научная актуальность связана с проблемой исследования – научным вопросом, решение которого представляет практический или теоретический интерес. Во введении даётся краткий обзор того, что уже известно по проблеме.

Примеры:

Какие существуют объективные и субъективные причины удовлетворённости трудом у работников правоохранительных органов?

Какие свойства личности способствуют Интернет-зависимости молодёжи?

2. Новизна. Чем работа дополняет науку, что нового вносит, что мало изучено? Новизну может придавать малоизученная группа людей,

например, волонтёры, торговые представители, работники туризма, представители каких-либо этносов (испанцы, французы, китайцы) и т.д.

либо малоизученное психическое явление

например, временная перспектива, эмоциональный интеллект, межличностная аттракция, зависть, ответственность и т.д.

3. Практическая значимость. Чем результаты помогут практическим психологам? В каких видах психологической помощи (консультирование, тренинг, профориентация, реабилитация, просвещение и др.)? В чём?

Примеры:

Полученные в эмпирическом исследовании данные обогащают методическую базу школьных психологов в плане развития мышления и воображения школьников.

Результаты можно применить при консультировании руководителей и служб персонала по проблемам управления стрессом.

Умение определить актуальность, новизну и практическую значимость темы доказывают компетентность исследователя, показывают, что его работа не бесполезна.

Научный аппарат: цель, теоретические (изучает явления в литературе) и эмпирические задачи (изучает явления сам в практике), объект, предмет, гипотезы и методы.

Теоретическая часть

В первой главе дается теоретический обзор по изучаемой проблеме. Автор приводит определения понятий, раскрывает различные подходы к ним, обсуждает результаты научных исследований, даёт характеристику разработанности проблемы. Предупреждаем, в этой главе свой авторский текст также должен быть, как минимум это обобщения (теоретическая глава это не «нарезка» из цитат). Явления, изучаемые эмпирически (Ваши переменные), должны быть описаны в теоретической главе. Название глав и параграфов должны быть сформулированы развернуто (не односложно).

Например, «Теоретические подходы к понятию «мотивация», «Рассмотрение проблемы эмоционального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных исследователей».

Выводы по теоретической части нумеруются и соответствуют теоретическим задачам, примерый объём вывода – абзац.

Эмпирическая глава

! Программа эмпирического исследования содержит научный аппарат и описание методик. Её корректность определяет достоверность и качество результатов исследования!

Цель – ориентирует на конечный предполагаемый результат, связана с проблемой. Целью курсовой работы может быть выявление структуры явления, взаимосвязи между явлениями, влияния, особенностей какой-л. группы, динамики изменений.

Примеры:

Исследовать умения мотивировать персонал, как составляющую эффективности деятельности руководителя.

Изучить, каким образом нарушения в общении детерминируют Интернет-зависимость молодёжи.

Эмпирические задачи представляют собой шаги к достижению цели, они раскрывают цель. Формулировка задачи начинается примерно с таких слов: «рассмотреть, выявить, определить, изучить, раскрыть, установить …». Сначала – описательные задачи, потом – направленные на проверку гипотез. Задачи должны быть сформулированы не процедурно, а содержательно.

Примеры:

Процедурно: «Осуществить сбор эмпирических данных».

Содержательно: «Изучить коммуникативную компетентность у молодёжи в возрасте 17 – 22 лет». «Определить уровень коммуникативности молодёжи с разным количеством времени, проводимого в социальных сетях»

Объект – это то, на что направлено исследование, объектами выступают некие явления либо группы людей.

Предмет те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании, в целом – психические процессы, состояния, свойства.

Гипотеза это научное предположение. Любая гипотеза должна быть проверяема на истинность научными методами, быть конкретной. Гипотезы должны следовать из теории, быть обоснованы. Они могут касаться существования явления, взаимосвязи между явлениями, различий между определенными группами, влияния.

Примеры.

1. Существуют различия в представлениях об эффективности у сотрудников государственных и коммерческих организаций, у вторых содержание представлений характеризуется большей широтой.

2. У военнослужащих с различным сроком службы (при отсутствии между ними отношений подчиненности) существуют различия в проявлении неуставных взаимоотношений, в большей степени их проявляют лица двух лет службы.

Выборка исследования – это часть генеральной совокупности (например, всех руководителей, адвокатов, торговых представителей, пользователей сети Интернет, подростков, молодёжи, волонтёров и т.д.). Объём 30 – 40 человек. Описываются характеристики: количество мужчин и женщин (должно быть пропорциональным), возраст респондентов, род занятий, другое в зависимости от темы, например, трудовой стаж, этническая, конфессиональная принадлежность. Если в выборке есть подгруппы, то количество человек там должно быть равным.

Методы сбора данных и методики. Методами могут быть (на ваш выбор): тестирование, анкетирование, наблюдение, фокусированное групповое интервью, эксперимент. Методика – это конкретный инструмент, например, тест стратегий поведения в конфликте, тест коммуникативности, методика измерения стресоустойчивости и т.д. Описывается, на что направлена методика, её структура, ключ.

Методы обработки данных: описательная статистика (вычисление процентов, средних значений, стандартных отклонений и т.д.), корреляционных анализ, анализ различий, факторный анализ, кластерный анализ, контент-анализ и т.д.

Собственно эмпирическая часть

Здесь автор курсовой приводит описание, анализ и интерпретацию эмпирических данных, даёт практические рекомендации. Данные описывают по задачам, результаты сопоставляют с гипотезами. Результаты иллюстрируют таблицами, рисунками (графики, диаграммы). Чем нагляднее представлены важные результаты исследования, тем легче оценить Вашу работу, увидеть ее сильные стороны. Вы пишете про то, чем Ваша исследовательская работа обогатила науку и практику, о чем стало известно несколько больше, чем раньше.

Речевые клише для научного текста (курсивом обозначены примеры формулировок).

В соответствии с эмпирической задачей были получены данные об уровне (коммуникативности).

Разброс результатов (например, изучения ценностных ориентаций предпринимателей) представлен широким диапазоном.

Анализ эмпирических данных показал, что…

Психологическая диагностика респондентов дала следующие результаты.

Вследствие корреляционного анализа переменных было установлено…

Подтвердилась гипотеза о наличии взаимосвязи между А и Б. Об этом говорит величина коэффициента корреляции и уровень значимости (r=0,3 при р< 0,01).

Существуют достоверные различия в А между двумя группами испытуемых.

С помощью статистического критерия Крускала-Уоллеса выявлены статистически достоверные различия в… Об этом говорит уровень значимости 0,000.

Различия, отражающие выраженность у молодежи толерантности до и после тренинга, статистически доказаны с помощью критерия Вилкоксона.

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом.

Эту закономерность можно объяснить, опираясь на положения гуманистической и экзистенциальной психологии.

Интерпретировать эти данные можно с позиции теории самодетерминации.

Выводы по эмпирической главе. Здесь представляются основные результаты исследования, количество выводов 5 – 6, обычно они соответствуют эмпирическим задачам.

Заключение. Заключение пишется по работе в целом: подводятся итоги Вашего теоретического и эмпирического исследования, представляются новые важные результаты и перспектива. (И это не копия выводов!)

Список литературы. В алфавитном порядке приводятся источники, которые использовались для написания курсовой работы, количество 30 – 40. Это: монографии, научные статьи из журналов и сборников, психологические словари, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы и публикации в сети Интернет. Используйте новейшую литературу, желательно за последние 10 лет. На каждый из источников должна быть хотя бы одна ссылка в тексте.

Приложения. Приложения содержат бланки методик, матрицы эмпирических/экспериментальных («сырых») данных, результаты статистической обработки – распечатки страниц из статистических программ.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОТЫ

Работа должна быть выполнена на стандартных листах белой бумаги формата А4, текст расположен с одной стороны листа. Шрифт 14 Times new Roman, интервал – полуторный (в приложении допустимо более произвольно). Абзацный отступ – 1,25. Объем текста курсовой работы 40 – 50 страниц. Каждая глава (или раздел, например, заключение) начинается с новой страницы, параграфы – нет. Точка в конце заголовка, расположенного посередине, не ставится.

Библиографическая ссылка – сведения о цитируемом или рассматриваемом источнике. Необходимо использовать в тексте квадратные скобки, в которых содержится номер источника и страница, например [7, с. 105], если это цитата. Указывается только номер источника, если ссылка не дословная, автор пишет своими словами [55], если автор формулирует свою мысль, опираясь на несколько источников, то в скобках указывается примерно следующее: [10; 48; 55]. Каждое приложение нумеруется и начинается с новой страницы, в верхнем правом углу пишется Приложение 1 и т.д.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оценка «удовлетворительно» (обязательный минимум) «««

1. Теоретическое исследование. Теоретический обзор литературы по теме. Определения понятий, подходы, описание результатов предыдущих исследований, описание методов и методик для изучения явлений (по теме).

2. Эмпирическое исследование, данные обработаны на уровне описательной статистики: средние значения, проценты и т.д. Описание и анализ результатов.

 

Оценка «хорошо» ««««и «отлично» «««««

См. выше, плюс:

3. Актуальность, значимость (теоретическая и практическая), новизна темы.

4. Применение математической статистики для обработки данных (методы статистического анализа для проверки гипотез).

Дополнительные параметры, повышающие качество работы +

5. Использование качественных методов сбора данных (наряду с количественными): анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, контент-анализ.

8. Самостоятельная разработка и апробация опросника (анкеты, интервью).

9. Наличие практических рекомендаций.

10. Проведение эксперимента. Анализ результатов психологического воздействия, реализации техник, программ, тренинга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: