III Истинный лиризм в ранней лирике Анны Ахматовой




Рассуждая об истинном лиризме А. Ахматовой, Н. Скатов в её стихах любовь-жалость, которая восходит своим сочувствием, сопереживанием, состраданием к некрасовским стихам и совершает качественный переход от любви к конкретному человеку ко вселюбви космического масштаба,

... Уже в самых первых стихах Ахматовой живёт... любовь-жалость;

О нет, я тебя не любила.

Палима сладостным огнём,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоём,

Вот это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви-жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными, роднит их со столь близкими ей и любимыми ею некрасовскими стихами. И открывается из мира камерной, замкнутой, эгоистичной любви-страсти, любви-забавы к подлинно "великой земной любви" и больше - вселюбви, для и к людям. Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития, обогащения и расширения беспредельного, глобального, чуть ли не космического.

И может быть, потому же почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь - к родной земле, к Родине, к России.

Мне голос был, Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный.

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный слух.

В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство, Оно зиждется на исконной национальной особенности - чувстве сопричастности миру, сопереживаемое с миром и ответственности перед ним, - получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба - судьба страны, судьба народа - история... В. Виленкин словно продолжает ход рассуждений Н. Скатова и раз убеждает читателя в том, что истинный лиризм - в любви, в "великой земной любви".

Это нам теперь ясно, что в её поэзию вмещалось, чем полнятся, чем дышат эти неслыханно сжатые строки и строфы, эти "обычные" слова, в своём сочетании почти всегда звучащие у неё так словно они впервые сказаны, и эти, для нас необычные слова, давным-давно ставшие архаизмами, которые в сочетании с обычными живут в её стихах новой жизнью.

Да, это всё - о любви, "о великой земной любви", и о себе» конечно, как и подобает большому поэту-лирику.?

А.А. Кушнер обращает наше внимание на то, что истинный лиризм может скрывать в стихах никак, казалось бы, не связанных с темой любви. Но всё же, убеждает нас автор, такие стихи тоже о любви, о любви к миру, ко всему живо­му, к мельчайшим проявлениям жизни: только у влюблённых обостряются слух и зрение.

... Как нерасторжимо рифмуются в стихах Ахматовой радость и её трагическая подоплека! Ей удалось связать их также прочно, как, например, в двух строках ''весёлость едкую литературной шутки и друга первый взгляд, беспомощный И ЖуТКИЙ"11

...Очень часто в стихах Ахматовой ни слова о любви не сказано, о чём угодно: о цветах в доме, о "груде пёстрых овощей"..., о парниках, о пруде и живущих в нём карасях - а мы всё равно с волнением почему-то понимаем, что это - тоже о любви, Любовь предполагает горячее, заинтересованное внимание к миру, к жизни во всех её проявлениях, любовь обостряет зрение и утончает слух:

Вижу выцветший флаг над таможней.

Ещё струится холодок,

Но с парников снята рогожа.

На взбухших ветках лопаются сливы,

И травы лёгкие гниют.10

Эти ахматовские проходные приметы, вскользь оброненные замечания даются таким напряжением не столько зрения, сколько души, что у неё в поздних стихах встречаются всё реже: на них уже не хватало сил.

Непосредственность поэтического восприятия мира, взволнованное, горячее внимание к его подробностям в поэзии Ахматовой одарили нас баснословными дарами. з

Хотя в рассуждениях А. И. Павловского и прослеживается сходство с мыслями Н. Скатова и А. Кушнера, он более обобщённо и философски обозначает суть лиризма А. Ахматовой: в видении мира таким, каков он есть и в любви к Родине в широком, историко-патриотическом и лермонтовском смысле этого слова.

... Это поэзия любви, темы неиссякаемой и вечно меняющейся, но всегда остающейся интересной и близкой людям любого человеческого общества.

... Читая... ранние стихи из книги "Вечер", а тем более из "Чёток" и становясь свидетелем того любовного романа, о котором писал Б. Эйхенбаум, мы замечаем, что в сущности две благодетельные силы были с самого начала заложены в этом большом таланте: способность видеть таким, он есть, и любовь к Родине в широком историко-патриотическом и вместе с тем глубоко интимном, горько-мятущемся, лермонтовском смысле этого слова.

Её (Анны Ахматовой) поэтическое ощущение тех предреволюционных лет - ощущения крайней непрочности бытия, близости неотвратимо надвигающейся катастрофы, как бы "конца мира".

Своеобразное сочетание женственности, хрупкой нежности и слабости с решительным и волевым жестом, прямым и даже "низким" из характерных и озадачивающих примет ахматовской лирики.

Вместе с тем протопресвитер А. Шлеман обращает внимание читателя прежде всего на то, что суть лиризма Анны Ахматовой - в правде, имеющей силу нравственного возрождения,

И вот простые, женские, любовные стихи Ахматовой, такие, казалось бы, "незначительные" на фоне всех этих взлётов и крушений, в атмосфере мистического головокружения, на деле были возвратом к правде - той простой человеческой правде о грехе и раскаянии, о боли и радости, чистоте и падении, которая одна - потому что она правда - имеет в себе силу нравственного возрождения. Сама того не ведая и не сознавая, пиша стихи о простой и земной любви, Ахматова делала "доброе дело" - очищала и просвещала - и делала это действительно по-женски, просто и без самооглядки, без манифестов и теоретических обоснований, правдой всей своей души и совести и потому, в конечном итоге, она имела право сказать, что творчество её

Не для страсти, не для забавы,

Для великой земной любви,

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что авторы всех статей высказывают сходные суждения, раскрывающие смысл истинного лиризма лирики А. Ахматовой:

1) В стихах Ахматовой живёт "великая земная любовь" (любовь-жалость), что сближает её лирику с творчеством Некрасова,

2) Все стихи А, Ахматовой, внешне не связанные с темой любви, тоже о любви, о любви более философского значения: любви ко всему живому, ко всему миру.

3) Суть лиризма стихов Анны Ахматовой - в обнажённой правде, очищающей и просвещающей, и возвеличивающей "великую земную любовь".

 

Заключение

В русской поэзии двадцатого века существует много тайн и загадок, связанных с судьбами великих поэтов. Сколько бы ни писали о путях поэтов в истории, всегда и "пути и судьбы" оказываются недоговорёнными и недосказанными, недописанными, как будто в этих биографиях и очерках творчества отсутствует какое-то последнее слово.

Эта недосказанность, потаённость судеб побуждает нас искать то единственное, что откроется лишь нам одним. И так будет бесконечно, Ибо последнего слова о поэтах нет. Пространство творчества, их биография и судьбы - Вселенная. Это "вселенское чувство" было свойственно многим русским гениям, в том числе и Анне Ахматовой.

Поэт наделён небывалым даром жить и существовать в разных пространствах и измерениях. Это не только дар, но и мука, и обречённость на вечное скитальство во временах и пространствах, и величайшая ответственность за собственный пророческий дар, за избранность среди живущих. Эта избранность и величайшая ответственность за свой пророческий дар отмечается исследователями творчества Ахматовой. А отражены эти в "новом умении видеть и любить человека".

Исследователи выделяют в данном тезисе три аспекта;

1) возникновение феномена

2) художественные средства, с помощью которых создаётся данный феномен

3) проявление в стихах Ахматовой истинного лиризма.

Исследуя творчество Ахматовой по этим трём направлениям, авторы критических статей не расходятся в своих рассуждениях, а создают разные варианты одного и того же умозаключения, поэтому их наблюдения могут быть обобщены и представлены в виде конкретных выводов по каждому аспекту»

- В начале двадцатого века в русской литературе возникла новая разновидность лирической поэзии - "женская поэзия", её родоначальником по праву можно назвать Анну Ахматову, т. к. особенность её творчества заключалась в синтезе взглядов на мир женщины и поэта, позволявшая ей воспевать "земную любовь" правдой всей своей души и совести. Истоки такой лирики кроются в русской прозе и богатстве психологического романа девятнадцатого века, они же позволили увидеть исследователям дисгармонию в поэзии Ахматовой, пугавшую и её саму: лирическая душа скорее жёсткая, чем мягкая, скорее жестокая, чем слезливая, явно господствующая, чем угнетённая. По-видимому, только такие качества поэзии могли создать тот феномен, который оказывал и оказывает необъяснимое впечатление и влияние на многие поколения читателей.

- В создании поэтического феномена немаловажную роль сыграли определённые стилистические и художественные приёмы, использованные поэтессой:

- простота речи, определённые синтаксические системы, свойственные разговорной речи, выбор слов, обладающих внутренними смысловыми оттенками (символикой),

Внутренние переживания человека, трагичность его душевного мира позволяют передать простые рифмические системы, оксюмороны; определённый стихотворный размер, воссоздающий прерывистую пресекающуюся от волнения или трагического переживания речь лирического героя.

Насыщая стихи качествами психологического русского романа девятнадцатого века, Анна Ахматова создаёт стихотворную новеллу, роман в миниатюре, отличающийся целостностью и обобщённостью вечной темы, тревожащей душу как мужчины, так и женщины.

Только стихи, наполненные истинным лиризмом, могут показать это "новое умение видеть и любить человека". А заключается он (лиризм) в правдивой, пусть даже горькой исповеди о "великой земной любви", несущей в себе очищающий огонь страданий, содержащей возможность нравственного возрождения.

Задача и цель лирики Анны Ахматовой - восстановить полноту мира, истинное время мира, вечное время, в котором вечны ценности духа и культуры, совести и человечности.

Ахматовой удалось сохранить "разительную крепость стройки" своего стиха и своей души.

В этом, наверное, и заключается удивительный феномен поэзии Анны Ахматовой, для которой главными целями были самосознание и самопостижение. К этим категориям стремится каждый человек, лирика же Анны Ахматовой позволяет открыть новые грани собственной души и внутреннего окружающих нас людей.

Библиография

1. Н. В. Недоброво. Анна Ахматова. Москва. Художественная литература. 1989 год.

2. Протопресвитер А. Шлеман. Анна Ахматова. Москва. Художестъ енная литература. 1989 год.

3. А. Кушнер. Поэтическое восприятие "Литературная газета;' №25 стр. 3 от 21.06.89 года.

4. М. Дудин. "Неповторимость прекрасных слов". "Советская культура", стр. 9 от 10.06.89 года.

5. Н. Скатов. Книга женской души. Москва, изд. "Правда" 1990 год,

6. А. Павловский. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Ранние годы.

7. В. Виленкин. В сто первом зеркале. Москва. изд. Советский писатель. 1990 год.

8. Н. Коржавин. Анна.Ахматова и "серебряный век". ж. "Новый мир" №7, 1989 год,

9. И, Бродский. Скорбная муза. ж. "Юность" №6, 1989 год.

10. Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Том 1. Москва, изд. "Правда" 1990 год,

11. Анна Ахматова, Стихотворения и поэмы. Лен. издатД989 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: