Принципы взаимоотношения субъектов строительного рынка. Состав цен на строительную продукцию.




Содержание

 

1. Прибыль как экономическая категория. Понятие прибыли. Прибыль и ее использование предприятием. Распределение прибыли............................... 2

2. Основные недостатки действующих железнодорожных тарифов и основное направление совершенствования тарифов. Расчет тарифов с учетом основных направлений совершенствования тарифов.................................................... 7

3. Принципы взаимоотношения субъектов строительного рынка. Состав цен на строительную продукцию............................................................................. 10

Задача 1......................................................................................................... 17

Задача 2......................................................................................................... 19

Задача 3......................................................................................................... 21

Задача 4......................................................................................................... 22

Задача 5......................................................................................................... 26

Задача 6......................................................................................................... 28

Задача 7......................................................................................................... 31

Список литературы....................................................................................... 38


1. Прибыль как экономическая категория. Понятие прибыли. Прибыль и ее использование предприятием. Распределение прибыли.

 

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности. В процессе кругооборота фондов часто стоимость продукции обособляется в форме себестоимости и чистого дохода. Себестоимость общественного продукта показывает всю совокупность затрат живого и овеществленного труда и находит выражение в стоимости продукции. Себестоимость выражает сумму расходов на производство продукции и ее реализацию, т.е. показывает, во что обходится предприятию производство и реализация продукции.

Чистый доход - это специфическая форма, которую принимает продукт для общества в условиях существования товарно-денежных отношений. Но иногда чистый доход и продукт для общества, создаваемый в конкретной отрасли или на предприятии, количественно могут не совпадать. Это связано с отклонением цен от стоимости. Чистый доход общества создается работниками материального производства. Он воплощает в себе прибавочный труд, отдаваемый трудящимся для удовлетворения общественных потребностей, но также воплощает в себе часть необходимого труда, заключенного в общественных фондах потребления. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.[1]

Прибыль предприятия есть результат его работы, который в стоимостной форме характеризует экономический уровень его хозяйствования. Прибылью называют ту часть чистого дохода общества, которая создается и реализуется на данном предприятии, непосредственно зависит от его производственной деятельности. Прибыль предприятия предназначается как на его нужды, так и поступает государству для общенародных целей. Прибыль предприятия используется на увеличение его оборотных средств, финансирование капитальных вложений, на улучшение материального и культурного уровня работников.

Прибыль предприятий торговли и сферы услуг - это часть чистого дохода общества, создаваемая в материальном производстве и трудом работников этих предприятий, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Различают несколько понятий прибыли: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.

Прибыль предприятия распределяется по различным направлениям. Пропорции распределения прибыли определяются экономическими нормативами, установленными государством или предприятием. Законодательно определяют нормативы платежей в бюджет, во внебюджетные фонды. Часть нормативов определяют сами предприятия. Государство через порядок предоставления налоговых льгот стимулируют направление прибыли на капитальное вложение производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений специальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.[2]

Фонд развития производства предназначается на возмещение расходов, связанных с научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими и технологическими работами, разработкой и освоением новых видов продукции и технологических процессов, совершенствованием технологии и организации производства, модернизацией оборудования, техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисленные союзам, ассоциациям, концернам, в состав которого входит предприятие, также считают использованием прибыли на развитие.

Фонд социального развития образуется для накопления и расходования средств по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, строительству объектов непроизводственного назначения, организации и развитию подсобного сельского хозяйства, приведению оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

Из фонда материального поощрения выплачиваются единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, премии за создание, освоение и внедрение новой техники, материальная помощь работникам, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсации удорожания стоимости питания в связи с повышением цен и др.

Остаток прибыли, не использованный на увеличение имущества и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия.

Использование прибыли обуславливается организационно-правовой формой предприятий. Так, полное товарищество не является юридическим лицом и поэтому не уплачивает налог на прибыль.

В смешанном товариществе налог на прибыль вносится в бюджет в соответствии с порядком, установленным для юридических лиц Часть прибыли направляется вкладчикам в доле, соответствующей их вкладам в капитал товарищества, на развитие предприятия и другие цели. Остаток прибыли распределяется между действительными членами.

Прибыль товарищества с ограниченной ответственностью облагается налогом и распределяется в порядке, установленном для юридических лиц По результатам работы за год каждому участнику выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставный капитал, после внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей и взносов, оставшаяся часть прибыли направляется на развитие предприятия и материальное поощрение работников.

Распределение прибыли, ее налогообложение, выплата дивидендов по акциям и процентов по облигациям в акционерных обществах закрытого и открытого типа производятся в общеустановленным порядке.

Хозяйственные объединения, союзы (ассоциации) в качестве источников имеют: отчисления предприятий на их содержание и доходы от хозяйственной деятельности.

Перечисляемые предприятиями средства могут направляться в целевые фонды, порядок образования и использования которых определяется положениями, утверждаемыми объединениями. Поскольку объединение является юридическим лицом, с полученной прибыли от хозяйственной деятельности оно уплачивает налоги, другие платежи и обязательства, а остаток прибыли используют по своему усмотрению.[3]


Основные недостатки действующих железнодорожных тарифов и основное направление совершенствования тарифов. Расчет тарифов с учетом основных направлений совершенствования тарифов.

 

Тарифы на железных дорогах представляют собой цены плат и сборов, взимаемые за перевозки грузов, пассажиров, почты, грузобагажа и другие услуги транспорта. Расходы железных дорог и транспортные издержки отраслей народного хозяйства и предприятий различных форм собственности покрываются тарифными поступлениями, составляющими доходы транспорта.[4]

Действующие железнодорожные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. По экономической сущности и принципам построения они имеют некоторое различие. Тарифы на грузовые перевозки являются частью системы оптовых цен, а на пассажирские перевозки – частью системы розничных цен, так как в основном эти перевозки оплачиваются из личных доходов населения. В основе построения тарифов, как и других оптовых и розничных цен, лежит стоимость перевозок. Это относится как к перевозкам грузов, так и пассажиров. Однако оптовые и розничные цены росли в ходе экономических реформ более быстрыми темпами, чем грузовые и пассажирские тарифы. Для преодоления отставания динамики тарифов от роста цен и заработной платы была разработана методика ежемесячной одновременной индексации цен, заработной платы и тарифов. Однако после некоторой стабилизации цен разрыв между уровнем тарифов и издержками усугубился спадом производства. К тому же, из-за относительно высокого уровня тарифов железная дорога стала терять своих клиентов, которые переходили на другие виды транспорта.[5]

Существующий уровень пассажирских тарифов с учетом предоставляемых льгот различным слоям населения не обеспечивает компенсацию всех расходов отрасли, связанных с пассажирскими перевозками. Убытки от них хотя и сократились, но продолжают компенсироваться за счет грузовых тарифов.

В данный момент сфера железнодорожных перевозок сохраняет естественно-монопольный характер и поэтому, в соответствии с действующим законодательством, сохраняется государственное регулирование как в сфере железнодорожных перевозок, так и в сфере услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Затраты, предоставляемые монополистом при обосновании тарифа, собираются на основе бухгалтерского, а не управленческого учёта. Детализация статей расходов не обеспечивает понимания фактически понесённых затрат на конкретную услугу. Например, расчёт железнодорожных тарифов на основе среднесетевых затрат и множественное перекрёстное субсидирование (по типам грузов, направлениям, видам и дальности перевозок, по регионам и т.д.) делает методически невозможным назначение цены на конкретную услугу, исходя из реально понесённых расходов перевозчика. Обоснование провозной платы фактически подменяется вынужденным признанием государством совокупных расходов, заявленных монополистом как общественно необходимых, с последующим их распределением по видам деятельности.[6]

В структуре железнодорожного тарифа сейчас нельзя выделить долю, перечисляемую в качестве возможного вознаграждения собственнику имущества, которое может использоваться монополистом в его деятельности. Это неизбежно ограничивает инвестиции в железные дороги только бюджетными и собственными средствами компании. Осуществленные на частные инвестиции улучшения транспортной инфраструктуры (вспомогательные пути, станции, эстакады и т.д.) могут использоваться и обслуживаться дорогами только в случае передачи объектов на баланс. Также нельзя выделять в едином железнодорожном тарифе вознаграждение третьим лицам, оказывающим услуги потребителям в комплекте транспортных железнодорожных услуг.

Если для обслуживания потребителя на железнодорожной станции необходимо оказать 26 видов услуг, которые может предоставить железная дорога, но в тариф входят 14, то остальные оказываются монополистом без ограничения по цене, либо аффилированными с ним компаниями. Невозможность выделить в едином железнодорожном тарифе структуру услуг объективно тиражирует монополизм по технологической цепочке и связанным хозяйственным действиям.[7]

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте одной из задач реформирования является совершенствование тарифной политики. Указанной программой предусматривается реформирование системы тарифов на железнодорожные перевозки и системы государственного тарифного регулирования.

Разработка нового прейскуранта является одной из важнейших задач реформирования системы железнодорожных тарифов, при этом следует обеспечить, в том числе, и проведение сравнительного анализа и оценки альтернативных моделей формирования и регулирования тарифов. Не менее важными направлениями работы в этой области являются:

- совершенствование общей схемы построения тарифов, включая разработку концепции новой тарифной системы, методологических принципов и методов формирования системы тарифов в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, правил управления тарифной системой, тарифных руководств и системы тарифов и сборов за дополнительные операции; •

- разработка финансово-экономической модели, позволяющей оценить влияние тарифной системы на макроэкономические показатели и результаты хозяйственной деятельности различных отраслей народного хозяйства;

- организация дифференцированного тарифного регулирования в разных секторах железнодорожных перевозок, совершенствование механизма индексации регулируемых тарифов на основе формирования бюджетов субъектов естественных монополий.[8]

 

Принципы взаимоотношения субъектов строительного рынка. Состав цен на строительную продукцию.

 

Все субъекты строительного рынка и элементы его инфраструктуры находятся во взаимной связи и взаимоотношениях. Они реализуют свои экономические интересы не по приказу, как это было в условиях административно-командной системы управления, а на договорной основе. При этом экономическая ответственность сторон отражается в хозяйственных и подрядных договорах, контрактах, соглашениях о намерениях и т.п.

Реализация рыночных отношений в строительном комплексе имеет особенности, являющиеся следствием с одной стороны, общих для всех отраслей капитального строительства характерных признаков, а именно: привязка к земле, сравнительно длительные сроки создания продукции, большие единовременные затраты и т.д., с другой – особенности, вызванные спецификой вида (отрасли) строительной деятельности.

Строительно-монтажные организации, занятые в жилищно-гражданском строительстве, функционируют в основном на региональных (местных) рынках, в то время как занятые в производственном строительстве работают как в определенных регионах, так и на других территориях. Что же касается промышленности строительных материалов (не местных), производства строительных машин и механизмов, технологического оборудования, то здесь рынок имеет межрегиональный ареал своей деятельности.

Уровень развития рыночных отношений в строительстве можно оценить относительно того, в какой мере в этой сфере реализуются наиболее значимые принципы и условия функционирования рыночной экономики. Такими принципами и условиями являются: принцип рыночных форм ценообразования на продукцию и услуги; либерализация предпринимательской деятельности; наличия различных форм собственности с преобладанием частной; демонополизации и концентрации производства; открытость внутреннего и внешнего рынка; договорных форм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами; исключительного права собственника по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, создания и функционирования инфраструктуры и др.

Все эти принципы и условия в той или иной мере реализуются в сфере строительства. Так, в строительстве применяются свободные договорные цены на продукцию и услуги. Они устанавливаются по соглашению между производителями и потребителями продукции. В том случае, если производители продукции по определенным критериям относятся к монополистам, то формирование цен обеспечивается рядом мер со стороны органов власти и главным образом антимонопольным законодательством. Можно говорить о том, что не всегда эффективно используются антимонопольные меры по отношению к поставщикам сырья, изделий и конструкций, которые являются монополистами на региональных рынках и завышают цены на продукцию. Однако принцип рыночных форм ценообразования в строительстве в целом реализуется.[9]

В настоящее время в системе ценообразования в строительстве произошли существенные изменения. Это связано с тем, что изменились формы собственности инициаторов и участников инвестиционного процесса, источники финансирования инвестиционных проектов, появились новые формы и методы заключения контрактов между заказчиками и подрядчиками на основе договорных цен, на конкурсной основе. [10]

Результатом этих изменений стал новый подход к ценообразованию в строительстве, сформулированный в «Основных положениях (концепции) ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (Письмо Минстроя РФ от 22.10.93 г. № БЕ 19-21/12). В данном документе говорится, что основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются: формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов; обеспечение полного набора сметных нормативов и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности; определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

В соответствии с современной методологией ценообразования создана единая система методических документов, основным из которых является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), разработана и введена в действие сметно-нормативная база в строительстве 2001 г. Все это дает возможность формировать договорные цены на строительную продукцию, определять ее сметную стоимость на различных стадиях инвестиционного процесса, что обеспечивает вариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции без чрезмерной централизации и жесткой регламентации.

Ценообразование в строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов. В условиях рынка оно проходит общие этапы ценообразования: выбор объекта ценообразования, определение спроса и предложения, анализ издержек, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования и установление окончательной цены.

Но механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:

- в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик;

- характер строящихся зданий и сооружений индивидуальный;

- стоимость строительной продукции зависит от местных условий строительства;

- длительность производственного цикла строительного процесса;

- высокая материалоемкость строительной продукции;

- специфические особенности учета сметной прибыли и стоимости эксплуатации машин и механизмов;

- стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта, сметных норм и других данных.[11]

Эти особенности приводят к необходимости применения нестандартных подходов в области ценообразования на строительную продукцию. Формирование стоимости строительной продукции происходит не спонтанно, а последовательно: начиная с возникновения идеи строительства объекта и заканчивая сдачей в эксплуатацию и пуском объекта. На различных стадиях инвестиционно-строительного цикла выделяют следующие виды и формы стоимости – сметная, рыночная, договорная цена строительной продукции.

Сметная стоимость является базовой ценой в системе рыночного ценообразования и определяется сметным расчетом, как правило, затратными методами путем калькулирования отдельных элементов текущих затрат, норм и цен, по перечню и объему заданных, запланированных и запроектированных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ.

Практика ценообразования в строительстве на территории РФ показывает, что при определении стоимости строительной продукции лежит сметно-нормативный метод, который опирается на методическую и сметно-нормативную базу, разработанную Госстроем России. Главной задачей сметно-нормативной базы является определение стоимости строительства на всех стадиях разработки предпроектной и проектно-сметной документации.[12]

В настоящий момент принятие решений в области ценообразования носит сложный и неоднозначный характер. Строительные организации оказались перед непростым выбором: какой метод применить; какие использовать при этом нормативы, чтобы обеспечить эффективность своей экономической деятельности? Тем более что для строительных организаций, осуществляющих строительство без привлечения средств бюджета, применение сметно-нормативной базы Госстроя РФ носит согласно документам рекомендательный характер.

Но это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается строительная организация при формировании цены на свою продукцию. Поскольку определение стоимости строительной продукции сметно-нормативным методом отражает исключительно затратный подход к ценообразованию, т.е. учитывает только экономические интересы производителя. Интересы же потребителя, которые отражает экономическая категория «ценность» в этом подходе не учитываются.

Следующим этапом является формирование рыночной цены на строительство, которая устанавливается по законам конъюнктуры рынка подрядной деятельности, под влиянием текущего спроса и предложения на строительную продукцию и уровня инвестиционной активности в регионе и стране в целом. Рыночная цена может быть больше или меньше сметной стоимости и определяется экспертными методами или в процессе конкурсов, подрядных торгов и тендеров.

Рыночная цена строительной продукции определяется как средняя, объективно обусловленная стоимость строительства объекта на данном региональном рынке в реальный календарный период времени строительства, является переходным элементом от сметной стоимости к договорной цене строительства и включает расчетную сметную стоимость на момент заключения контракта и затраты, учитывающие рыночные факторы изменения сметной стоимости за период строительства (рыночная составляющая).[13]

В практической деятельности рыночные факторы ценообразования строительства используются при рассмотрении и согласовании отдельных элементов сметной стоимости (уровень оплаты рабочих, накладные расходы и прочие затраты подрядчика, сметная прибыль).

Договорная (контрактная) цена формируется в результате договорного процесса между заказчиком и подрядчиком на основе данных о сметной стоимости и рыночной цене строительной продукции. Договорная стоимость устанавливается с учетом детальных сметных расчетов и прогноза изменения уровня предстоящих затрат за расчетное время проведения строительства. Договорная цена может значительно отличаться от сметной и рыночной стоимости в зависимости от формы договора (контракты с твердой или открытой ценой), продолжительности строительства, договорного порядка авансирования и расчетов за выполненные работы.

Стоимость строительства, установленная в договоре строительного подряда между заказчиком и подрядчиком, в рыночных условиях является окончательной ценой, на основе которой осуществляется финансирование строительства, расчеты за выполненные работы и формирование балансовой (инвентарной) стоимости построенных объектов.

Метод тендерного ценообразования, применяемый в строительстве при формировании договорных цен на строительную продукцию в настоящее время, крайне несовершенен и не позволяет учитывать перечисленные свойства.

Кроме того, жилье на первичном рынке является специфическим товаром, поскольку оно недвижимо, обладает индивидуальными потребительскими характеристиками и может поступать на рынок в любой степени готовности. Эти особенности ни один из существующих методов учитывать не позволяет.

Так же необходимо отметить, что порядок определения сметной стоимости строительной продукции, состав и содержание сметной документации достаточно подробно отражены в современных законодательных и методических документах по ценообразованию в строительстве, однако, нет ни одного, специально рассматривающего вопросы формирования договорных цен на строительную продукцию. В основных методических документах по ценообразованию в строительстве сформулированы лишь общие, кратко изложенные принципы определения договорных цен, недостаточно разработанные в концептуальном и методологическом плане, слабо связанные с экономической практикой. В частности, отсутствуют методы определения договорной цены на строительную продукцию, раскрывающие состав затрат подрядчика; порядок формирования договорной цены на строительную продукцию на разных этапах инвестиционного цикла как с позиции инвестора, так и позиции подрядчика; методические рекомендации по грамотному исчислению рыночной составляющей в составе договорной цены. В каждом конкретном случае применяются свои подходы и методы ее установления.

В связи с этим совершенствование механизмов определения максимально реальной стоимости строительства объектов, разработка научно обоснованной методики формирования договорных цен при заключении контрактов между участниками инвестиционного процесса, в условиях рыночных отношений представляется актуальной задачей.

 


Задача 1

 

Определить оптовую цену предприятия и промышленности, розничную цену и составляющие их элементы. Исходные данные приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Плановые показатели работы отрасли промышленности

№ п/п Показатели Вариант
 
  Объем производства, тыс. изделий  
  Базисная себестоимость всех изделий, млрд. руб.  
  Транспортные расходы, млрд.руб.  
  Нормативная прибыль промышленного предприятия, млрд. руб.  
  Издержки и прибыль сбытовых организаций, млн. руб.  
  НДС в % к розничной цене  
  Торгово-сбытовая скидка в % к розничной цене 4,9

 

Решение:

Все виды цен образуют единую сложную систему, взаимно переплетаются, дополняют друг друга. Это единство отчетливо выявляется при анализе структуры оптовых и розничных цен (рис. 1.).

 

Базисная себестоимость (С) Нормативная прибыль (ПН) Транспортные расходы (ТР) Издержки и прибыль сбытовых организаций (НСБ) НДС (Но) Издержки и прибыль торговых организаций (ТСБ)
Оптовая цена предприятия (Опред)        
Оптовая цена промышленности (Опром)  
Государственная розничная цена (Рц)

 

В практике ценообразования обычно в начале определяют оптовую цену предприятия.


Опред = С + Пн = 79 + 17 = 96 млрд. руб.

 

Затем с учетом всех ценообразующих факторов, включая и соотношение между предложением и спросом на продукцию, определяют розничную цену, а потом уже оптовую цену промышленности.

Поэтому в таблице 1 НДС и торгово-сбытовая скидка (Тсб) заданы в % к розничной цене продукции. Зная эти данные, после установления оптовой цены предприятия, можно определить розничную цену путем решения следующих уравнений с одним неизвестным:

 

 

Откуда

 

После определения розничной цены определяют отдельно величины торгово-сбытовой скидки и НДС.

 

 

Оптовая цена промышленности устанавливается следующим образом:

Опром = Опред + Тр + Нсб + Но = 79 + 17 + 9 + 0,005 + 24,5 = 129,5 млрд. руб.

Или Опром = Рц – Тсб = 136,19 – 6,67 = 129,5 млрд. руб.


Задача 2

 

Определить индекс и сумму изменения оптовых цен. Исходные данные в таблице 2.

 

Таблица 2

Показатели для расчета индексов и суммы изменения цен

№ п/п Показатели Вариант
 
  Стоимость товарной продукции по действующим ценам, млн. руб.  
  Себестоимость товарной продукции, млн. руб.  
  Стоимость производственных фондов, млн. руб.  
  Оптимальный уровень рентабельности, %  
  Предельный уровень рентабельности, %  

 

Решение:

Индексы цена рассчитываются при разработке перспективного и текущего ценообразования, когда необходимо изменение цен с целью приведения их в соответствие с общественно необходимыми затратами (ОНЗ). Они рассчитываются с помощью данных о фактически сложившемся уровне рентабельности продукции, оптимальном и предельном нормативах рентабельности. Оптимальный уровень рентабельности – тот уровень, который необходим для данной отрасли с целью обеспечения хозрасчетных условий деятельности предприятия. Предельный уровень рентабельности – тот уровень, превышение которого вызывает необходимость изменения (снижения или повышения) оптовых цен.

При решении задачи необходимо:

1. Определить плановый уровень рентабельности (Rпл),%:

 


2. Сравнить Rпл с R оптимальным и R предельным.

По сравнению с оптимальной рентабельностью плановая рентабельность оказывается выше на (28 – 15 = 13%) 13%, и по сравнению с предельным уровнем рентабельности она опять оказывается выше на (28 – 21 = 7%) 7%.

3. Определить сумму нормативной прибыли () при Rопт (млн. руб.):

 

 

4. Определить объем (стоимость) реализованной продукции в проектируемых новых ценах (Тпроект), млн. руб.:

 

 

где С – себестоимость всей товарной продукции, млн. руб.

 

 

5. Рассчитать индекс изменения оптовых цен (Iц), %:

 

 

где Тдейств – объем (стоимость) реализованной продукции в действующих ценах, млн. руб.

 


6. Определить сумму снижения оптовых цен (ΔТ):

 

Задача 3

 

Определить норматив чистой продукции, нормативную прибыль и оптовые цены на электровозы типа ВЛ. Исходные данные приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

Показатели для расчета оптовых цен на электровозы типа ВЛ

№ п/п Показатели Условные обозначения Вариант
 
  Полная нормативная себестоимость производства, тыс. руб. С  
  Прямые материальные затраты, тыс. руб. М  
  Заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, тыс. руб. Зпр  
  Коэффициент, характеризующий отношение заработной платы рабочих по обслуживанию и управлению производством к заработной плате производственных рабочих Кз 0,37
  Норматив рентабельности к стоимости обработки, % Рсо  

 

Решение:

Норматив чистой продукции (НЧП) определяется по формуле (тыс. руб.):

 

НЧП = Зпр + Зпрз + Пн.


Нормативная прибыль (Пн) в машиностроении рассчитывается следующим образом (тыс. руб.):

 

 

где Rсо – утвержденный норматив рентабельности к стоимости обработки, %; Со – стоимость обработки единицы изделия, которая равна полной нормативной себестоимости за вычетом прямых материальных затрат, тыс. руб.

 

Со = С – М = 205 – 119 = 86 тыс. руб.

тыс. руб.

НЧП = 19 + 19*0,37 + 38,7 = 64,73 тыс. руб.

Задача 4

 

Определить расчетные цены на хозрасчетный измеритель «10 эксплуатационных ткм» для трех отделений железной дороги. Исходные данные приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

Показатели для определения расчетных цен на измеритель «10 эксплуатационных ткм отделений дороги»

№ п/п Показатели Вариант
 
  Эксплуатационные ткм, млн. НОД-1 НОД-2 НОД-3  
  Нормативные эксплуатационные расходы, тыс.руб. НОД-1 НОД-2 НОД-3    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: