ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов




В учебно-методические указания по самостоятельной работе студентов учебной дисциплины ЭКОНОМИКА (для специальности 030900 «Юриспруденция»)

вносятся с «2»октября2012 г. следующие дополнения и изменения:

Заменить список вопросов для подготовки к зачету на следующий:

1. Генезис научных представлений о предмете экономической теории.

+ 2. Метод экономической теории.

+ 3. Основные этапы развития экономической теории.

+-4. Главные направления современной экономической мысли.

+- 5. Экономика: потребности и ресурсы.

+6.Экономический выбор, производственные возможности, кривые трансформации.

+- 7. Экономический кругооборот и экономические цели субъектов рыночных отношений.

+ 8. Собственность как экономическая категория; право собственности.

+ 9. Типология экономических систем.

+ 10. Основные черты смешанной экономической системы.

+11. Модели в рамках экономических систем.

+12. Рынок: его сущность, функции, виды.

+13. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

+-14. Рыночный спрос домохозяйств и факторы, определяющие его из­менения.

+15. Рыночное предложение и факторы, определяющие его изменение.

+16. Рыночное равновесие, устойчивость рыночного равновесия.

+ 17. Эластичность спроса: его понятие, виды, факторы.

+18. Эластичность предложения: сущность, факторы.

+19. Теории потребительского поведения.

+21. Рынок земельных ресурсов.

+-22. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.

+23. Рынок труда; равновесие на конкурентном рынке труда.

+ 24. Монопсония на рынке труда.

+25. Структура и роль рынков капитала.

+26. Понятие капитала в экономической теории. Основной и оборотный капитал.

+27. Земельная рента; ее сущность и виды.

+ 28. Классификация основных рыночных структур.

- 29. Современная конкуренция: ее основные черты и эффективность.

30. Показатели монопольной власти.

31. Экономические последствия монополии.

32. Естественная монополия: ее сущность и проблемы регулирования.

33. Антимонопольное законодательство.

34. Монопольная конкуренция; условие возникновения; неценовая конкуренция; реклама.

35. Олигополия и ее характерные черты; особенности ценообразования.

36. Государственный бюджет. Фискальная политика

37. Монетарный подход к проведению денежно-кредитной политики

38. ВНП: способы подсчета

39. Бюджетный дефицит и государственный долг

40. СНС и ее показатели

41. АD, АS, факторы их определяющие

42. Инфляция, сущность, виды, последствия

43. Коммерческие банки. Создание кредитных денег

44. Государственная политика доходов

45. Социальная политика государства

46. Потребление и сбережения

47. Государство и его экономические функции

48. Кредитно-денежная политика государства

49. Деньги и их роль в экономике

50. Экономический рост

51. Государственное регулирование экономического роста

52. Формирование экономического равновесия системы

53. Предложение, спрос, равновесие на денежном рынке

54. Кредитная система рыночной экономики

55. Взаимосвязь инфляции и безработицы

56. Занятость и безработица

57. Равновесный ВНП: метод сбережений-инвестиций; доходов-расходов

58. Цикличность экономического развития

59. Антициклическая фискальная политика

60. Типы экономического роста

 

\

Экономика - эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Предмет: экономия – как набор знаний по организации хозяйства;политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод-метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений, анализ и синтез, индукция и дедвукция, исторического и логического подхода

Частные- графические, статистические, математические, моделирование.

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.

 

Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

 

Третий этап — период классической школы буржуазной политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы, прибыли и земельной ренты.

 

Четвертый этап — развитие марксистской политической экономии. Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

 

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся

 

1) неоклассическое;

 

2) кейнсианское;

 

3) институционально-социологическое.

Экономический выбор — выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Экономический выбор

 

Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) — выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, т. е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывет наилучшие варианты решения возникших проблем.

Производственные возможности – это возможности производства экономичнеских благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.

 

Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный – допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).

Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов. Кривая производственных возможностей показывает:

 

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

 

2. Уровень эффективности производства.

 

Экономические блага движутся не сами по себе, они выступают как средства связи между экономическими агентами.

 

Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения.

 

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

 

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

 

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребительские товары и услуги. В рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

 

 

Собственность как экономическая категория

 

Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух субъектов.

Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание прежде всего фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли.

Примером может служить Робинзон Крузо, который имел вещи в собственном употреблении, но ему не с кем было вступать в отношения по поводу них, и поэтому его нельзя назвать собственником в полном смысле слова, по крайней мере, до появления Пятницы.

В экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, то есть экономическое понятие собственности включает в себя необходимый правовой компонент. В целом признано, что именно права собственности (пусть даже несколько специфически понимаемые) являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения спроса-предложения

Традиционным является целостное рассмотрение генезиса собственности как в юридическом, так и в экономическом понимании. Собственность есть не только некое благо, но и пакет прав по использованию данного блага

Право собственности

 

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

Современная континентальная правовая традиция рассматривает право собственности неограниченным и неделимым, сосредоточенным в руках одного лица.

В англо-американском праве существует система property rights (прав собственности), которая подобно феодальному средневековому праву допускает одновременное существование прав собственности, принадлежащих разным лицам, на один и тот же земельный участок (недвижимость). Полное право собственности (full ownership) может существовать только в отношении движимых вещей, а в отношении недвижимости признаются лишь различные более или менее ограниченные титулы (titles, estates), поскольку по традиционным (феодальным) представлениям «верховным собственником» земли может быть только суверен. Кроме того, наряду с титулами по общему праву (estates in law) имеются и титулы по праву справедливости (equitable estates), которые могут одновременно находиться у разных лиц, но также касаться одного и того же земельного участка.[15]

 

В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.

«Триада» ГК РФ: Право владения: возможность удержания вещи в собственном владении (обладания вещью), Право распоряжения: возможность изменять, отчуждать, обременять вещь залогом и т. Д, Право пользования: возможность извлечения из вещи доходов и иных полезных свойств. Ограничения и запреты (на): злоупотребление правом собственности, распространение ответственности за некоторые деяния на принадлежащее субъекту имущество, обременения: сервитут, залог.

Смешанная система

 

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

обеспечение занятости;

полное использование производственных мощностей;

стабилизация цен;

параллельный рост заработной платы и производительности труда;

равновесие платежного баланса.

 

Отличительные черты:

приоритетность рыночной организации экономики;

многосекторность экономики;

государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

социальная защита населения.

 

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Модели экономик в рамках экономических систем

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

 

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

 

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

 

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

 

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

 

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

 

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

 

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

 

В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

 

Рынок — это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров.

 

Под функциями рынка понимается его роль в реализации экономических целей общества=

1. Соединительная функция.

2. Распределительная функция.

2. Информационная функция.

3. Стимулирующая функция.

4. Дифференцирующая функция.

 

Рассмотрим виды рынков по их признакам=

По пространственному признаку можно выделить =

местный

региональный

национальный

мировой

 

По субъектам, вступающим в обмен, различают рынки:

а)потребителей

б)производителей

в)промежуточных продавцов

г)государственных учреждений

 

По объектам обмена рынки бывают =

товарными

финансовыми

рынками труда

услуг

недвижимости

интеллектуальной собственности и др.

 

По рыночной конкуренции различают =

рынок чистой конкуренции

рынок чистой монополии

рынок монополистической конкуренции (вступить в отрасль не так то просто - напр. высокотехнологичная область)

олигопольный рынок(тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм)

 

По формам хозяйствования различают =

государственный

кооперативный рынки

рынок товаров индивидуальной трудовой деятельности

арендный рынок

рынок совместных предприятий

 

С учетом ассортимента товаров (честно говоря - пункты мутные - надо разбирать каждый в отдельности)выделяют:

замкнутый рынок

насыщенный рынок

рынок широкого ассортимента

смешанный рынок.

 

По степени соблюдения законности различают =

легальный или официальный рынок

нелегальный или теневой, рынок

 

По степени насыщенности выделяют:

равновесный рынок

дефицитный рынок

избыточный рынок

 

По степени развитости экономических свобод продавца и покупателя на рынке они делятся на=

свободный

регулируемый.

 

Поведение домохозяйства как потребителя находится под влиянием многих факторов, в частности предпочтения, размер получаемого дохода, уровень цен на потребительские блага, объем имущества. Совокупность их определяет индивидуальный спрос отдельного хозяйства, который является компонентом рыночного спроса.

 

Изменение дохода ведет к увеличению финансовых возможностей домохозяйства, поскольку бюджетная линия змищуватиметься (параллельно) наверх в случае, если доход возрастает, и вниз, если он уменьшается. Согласно предположение рациональной поведения оно должно искать новый оптимальный набор, который соответствует новым финансовым возможностям. При исследовании влияния изменения дохода на спрос на отдельное благо различают три основных типа реакции потребителя.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы.

Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая

одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на

ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение

основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и

предложения. При всей, условности схемы кругооборота она отражает главное — в

развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и

предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов,

потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах,

которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих

благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого,

предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы

(капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные

доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом реальный

поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и

расходов.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

 

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

 

Эластичность предложения зависит от:

особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Е=0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

 

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.

 

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.

Теория потребительского поведения

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги.

Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.

Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения.

Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.

Предпосылки анализа потребительского поведения:

- множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ;

- ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ;

- транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой);

- взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида;

- убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Основные направления теории потребительского поведения

Кардиналистическое (от мат. «кардинальное» - количественное число)

Ординалистическое (от мат. «ординальное» - порядковое число)

 

Рынок земельных ресурсов — это средство перераспределения земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов. К нему относятся такие рыночные сделки с землей: купля-продажа, дарение, залог, передача по наследству, сдача в аренду. Земля, в отличие от других ресурсов, не является продуктом человеческого труда, но тем не менее представляет объект рыночных отношений, так как имеет свойство «полезность».

 

Первопричиной того, что земля является объектом рыночных сделок, выступает ее ограниченность. Предложение земли, в отличие от других ресурсов (капитала, труда), чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы и альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует. Земля представляет собой уникальное, невоспроизводимое экономическое благо. Практически невозобновляемы во времени и полезные ископаемые — ресурсы земли. Однако их предложение более эластично, так как в условиях НТР возможны альтернативные, взаи­мозаменяемые, в том числе искусственные, виды сырья и материалов.

Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата (w), тем больше величина спроса на труд

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ. Таким образом, в современной экономике границы понятия капитала распространяются на физически осязаемые и неосязаемы объекты.

 

Обобщающим выражением дохода на капитал, капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая исчисляется за определенный период времени, чаще всего за год, в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает ценой капитала, по существу, ценой капитала и капитальных активов в различных формах.

 

Основным источником финансового, или ссудного, капитала служат 1) денежные средства, высвободившиеся в процессе кругооборота ресурсов, продуктов и доходов; 2) временно свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении фирм и населения.

Особенность рынка земли заключается в ограниченности количества данного фактора: сама земля, водные ресурсы, полезные ископаемые и т.д. даны раз и навсегда, увеличить их количество в зависимости от экономических условий невозможно. Таким образом, предложение на рынке земли является абсолютно неэластичным (рисунок). Это порождает появление особой экономической категории - земельной ренты (арендной платы). Земельная рента - это дополнительный доход, возникающий в агросфере вследствие особо благоприятных условий. Она играет роль равновесной цены на рынке земельных ресурсов.

Рынок труда представляет собой сферу рыночных отношений между работником (носителем рабочей силы) и работодателем (фирмой, предпринимателем), складывающихся по поводу купли-продажи рабочей силы под воздействием спроса и предложения. На нем, как отмечают эксперты Международной организации труда (МОТ), предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно условий труда и его оплаты. В рыночной экономике, в отли­чие от командной, рынок труда является свободным, отсутствует всякое принуждение к труду. Наряду с законодательством о труде в качестве основного регулятора рынка используется система саморегуляции трудовых процессов, основанная на создании таких условий жизнедеятельности, которые побуждают работников к высокопроизводительному труду. В качестве социально-экономических условий существования рынка труда здесь выступают:

 

• единство правовых условий функционирования рынка на основе свободно избираемого вида деятельности и конкурентности;

 

• наличие единого экономического пространства и возможности свободного перемещения граждан;

 

• организация единой, замкнутой по территории и эффективно функционирующей системы бирж труда;

 

• отсутствие ограничений на заработную плату, а также наличие рынка жилья и рабочих мест.

Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов[1], диктуя им цену и объём продаж.[1]

 

Примером монопсонии является рынок труда, на котором множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.

 

Монопсония возникает при следующих условиях:

на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

 

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.

 

При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.

 

Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги

 

Структура и роль рынков капитала

 

Когда говорят о капитале как объекте купли-продажи на рынке, обычно имеют в виду не весь имеющийся в экономике запас капитальных благ, а поток нового капитала, который появляется в данный период в производстве. Спрос на услуги капитального производственного ресурса на фирме определяется разницей между потоком услуг имеющихся на фирме в данный момент капитальных благ и желаемым потоком услуг капитальных благ. Желаемое изменение запаса капитала есть планируемые инвестиции.

 

В целом в экономике фирмы предъявляют спрос не просто на какие-то материальные капитальные блага (станки, оборудование и т.д.), а на временно свободные денежные средства, которые можно потратить на эти капитальные блага и вернуть, отдав часть прибыли от их использования в будущем. Поэтому спрос на инвестиции - это спрос на заемные средства, а ссудный процент есть цена заемных средств. Следовательно, когда мы говорим о рынке капитала, мы имеем в виду рынок денежного капитала. Поскольку основная сложность работы рынка капитала заключается в том, что объект купли-продажи переходит из рук в руки как бы на время, все экономические формы сделок очень тесно сплетены с системой прав собственности и отличаются большим разнообразием. Инструментами рынка капитала могут быть и непосредственно кредитные ресурсы, и ценные бумаги (акции, облигации и векселя), и всякого рода производные контракты.

Капита́л (от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли.[1]. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями

Адам Смит различал понятия основного и оборотного капитала («Богатство наций», книга II, глава 1):

основной капитал — переносит свою стоимость на продукцию по частям за оговоренное время в форме амортизации (например, станок);

оборотный капитал — переносит свою стоимость на продукт производства всю сразу (например, мука при выпечке хлеба).

Капитал в материально-вещественном воплощении подраз<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: