Структура и отдельные элементы чинопоследования Таинства крещения по «Апостольским Постановлениям»




Текст «Апостольских Постановлений», происхождение, историческое и литургическое значение

Дошедший до нас в современных переводах текст «Апостольских Постановлений» носит заголовок: «Постановления святых и всехвальных апостолов, обнародованные Климентом, епископом и гражданином римским ». Это произведение разделяется на 8 книг (глав), в которых от лица самих апостолов излагаются поучения, правила для всех «уверовавших в Господа Иисуса Христа из язычников». Об этой книге упоминается в 85-м апостольском правиле как о весьма важной, и помещается ее наименование наряду с книгами Священного Писания. Св. Епифаний цитирует «Постановления» в своем сочинении о ересях. Однако, уже в «Церковной Истории» Евсевия Кесарийского мы можем видеть «Апостольские Постановления» в числе подложных книг[1], а дальнейшая их история еще более печальна – Шестой Вселенский Собор запрещает «Апостольские Постановления» на том основании, что «некогда инакомыслящие, ко вреду Церкви, привнесли в них нечто подложное и чуждое благочестия и помрачившее для нас боголепную красоту божественного учения» - «порождения еретического лжесловесия»[2].

Тем не менее, «Апостольские Постановления» имеют к себе большой исторический и литургический интерес. Еретические вставки выделить в тексте нетрудно, в основном – это откровенно арианские и аномейские выражения, попавшие в чинопоследование Литургии, можно даже найти несколько монофизитских следов[3]. В историческом контексте можно проследить упоминания о порядках, праздниках, традициях, церковных чинах II, III, IV веков. Например, в восьмой книге есть упоминание о праздновании Рождества Христова отдельно от праздника Богоявления, в Антиохии эта практика появляется уже только после Второго Вселенского Собора. Таким образом, анализируя текст и исторический контекст написания «Постановлений», можно увидеть, что это произведение представляет собой сборник различных постановлений, обрядов, поучений нравоучительного и догматического характера – постоянно дополнявшийся. С точки зрения исторической Литургики такой сборник весьма интересен, так как позволяет проследить историю развития чинопоследований Таинств и самой Литургии в динамике. Естественно, еретические вставки должны быть четко выделены и исключены.

О Таинстве крещения по «Апостольским Постановлениям».

Таинство крещения установлено Самим Господом Иисусом Христом и есть Его заповедь, данная Апостолам – как совершителям Таинства и всем людям, которые призваны Им к наследию вечной жизни. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Мф. 28; 19), «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Мк 16; 16). Упоминание о крещении мы встречаем и в Евангелии, и в Деяниях Апостолов, и в посланиях их, причем в этих самых первых, самых важных для нас источниках можно четко видеть начало формирования чинопоследования крещения, которое скоро приобретает формы, необходимо отвечающие запросам родившейся и быстро развивающейся Христовой Церкви. С этим связано и идейное осмысление Таинства крещения, которое очень хорошо формулирует ап. Павел: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес их мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ». (Рим. 6; 4-5). На основании данных Иисусом Христом наставлений уже святые апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I—II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло: из наставления в вере Христовой, или оглашения, покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

«Апостольские Постановления» представляют нам очень хороший образец раннего чинопоследования Таинства крещения, и позволяют провести параллель с современной практикой. Необходимо отметить, что указания в чинопоследовании Таинства крещения даны епископу, который как глава общины и совершает это Таинство. Крещение названо в этом памятнике «погружением», что вполне соответствует буквальному переводу этого слова с греческого языка: греч. βάπτισμα — «погружение в воду».

Итак, первое, что бывает необходимо приходящему к Таинству крещения - это оглашение, или наставление в вере, потому что уже Сам Господь ставит веру в необходимое условие спасения, и крещение – закономерный результат, или первый плод этой веры. По поводу оглашения «Постановления» говорят неоднократно, акцентируя на этом особое внимание: «Итак, имеющий огласиться словом благочестия прежде погружения да будет наставлен в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне Единородном, в убеждении о Святом Духе. Пусть изучит он порядок различного творения, пути промысла, суды различного законоположения... …Сие и согласное с сим пусть изучает во время оглашения приходящий »[4] (Гл 7; 39). Начало этого оглашения епископ освящает особой молитвой, в которой благодарит Бога за «… творение, за ниспослание Сына Своего, Единородного Христа, чтобы спас человека, уничтожив беззакония, простил нечестия и грехи, очистил от всякой скверны плоти и духа …» (Гл7; 39), молится за оглашаемого, чтобы Бог и Владыка всего сподобил его познания праведного пути, соединил его со Христом, и написал его в книге живых. Так, положив начало пути будущего христианина, епископ наставляет его во всех христианских истинах. Когда же приближается время крещения, то наступает время еще одного урока: «пусть научат его тому, что касается отречения от диавола и сочетания со Христом » (Гл 7; 40). И здесь разумеется не только описание процедуры отречения от сатаны и сочетания Христу, а еще и морально-нравственное наставление в том, чтобы будущий христианин положил себе за правило приступать к Таинствам с чистым сердцем, причем к этому добавляется и рекомендация о подготовке к Таинству крещения постом и молитвой: «А до погружения пусть погружаемый попостится; ибо и Господь, прежде крестившийся от Иоанна, а потом поселившийся в пустыне, постился сорок дней и сорок ночей. » (Гл. 7; 22). И тогда, когда оглашенный готов приступить к Таинству, совершается отречение от сатаны и сочетание со Христом:

«Отрицаюсь сатаны, и дел его, и гордыни его, и служения его, и ангелов его и измышлений его и всего, что под ним.

А после отречения, во время сочетания, пусть говорит он:

И сочетаюсь Христу, и верую и погружаюсь во Единого Нерожденного, одного истиннаго Бога Вседержителя, Отца Христа, Творца и Создателя всего, из Которого всё; и в ЯХВЕ, Исуса Христа, Единородного Сына Его, Первородного всей твари, прежде веков по благоволению Отца рожденного, Которым стало всё, что на небе и на земле, видимое же и невидимое, в последние дни сшедшего с небес и плоть воспринявшего, и от святой Девы Марии родившегося, и пожившего праведно по законам Бога и Отца Своего, и распятого при Понтийском Пилате, и умершего за нас, и воскресшего из мертвых после страдания в третий день, и возшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и снова грядущего в конце века со славою судить живых и мертвых, царству Которого нет конца; погружаюсь и в Духа Святого, то есть Утешителя, действовавшего во всех от века святых, после же посланного и апостолам от Отца по обетованию Спасителя нашего и Господа Исуса Христа, и после апостолов — всем верующим во святой и апостольской Церкви; в воскресение плоти, в оставление грехов, в царство небесное и в жизнь будущего века »(Гл.7; 41)[5] – сочетание со Христом происходит с произнесением Символа Веры, в котором, впрочем, можно видеть арианский след (в тексте выделено подчеркиванием, подобные выражения присутствуют и в Литургии Апостольских Постановлений, и считаются арианской прибавкой). После исповедания веры совершается помазание крещаемого елеем. Об этом также есть несколько указаний в «Постановлениях»: «ты, епископ, помазуй главу погружаемых, мужчины ли они или женщины, святым елеем, во образ духовного погружения » (Гл. 3; 16), «прежде помажь святым елеем, потом погрузи в воде, и напоследок запечатлей миром, чтобы помазание было причастием Святого Духа, вода — знаком смерти, а миро — печатью заветов. Если же нет ни елея, ни мира, достаточно воды и для помазания, и для печати, и для исповедания умершего или соумирающего » (Гл. 7; 22). Елей прежде помазания должен быть освящен: «А благословляется елей первосвященником во оставление грехов и в предуготовление погружения. Ибо так призывает он нерожденного Бога, Отца Христова, Царя всякого чувственного и умного естества, чтобы освятил елей именем Господа Исуса и дал благодать духовную и силу действенную, также прощение грехов и предуготовление исповедания погружения, чтобы помазуемый, разрешившись от всякого нечестия, сделался достойным освящения по заповеди Единородного » (Гл. 7; 42). Далее наступает время непосредственно крещения (погружения), и, соответственно этот важный момент духовного рождения человека предваряется горячей молитвой епископа к Богу и освящением воды: «Призри с небес и освяти воду сию; дай же благодать и силу, чтобы погружающийся, по заповеди Христа Твоего, Ему сораспялся и соумер, и спогребся, и совостал в усыновление, которое в Нем, умер для греха, ожил же для правды » (Гл. 7; 43) – в этой молитве очень хорошо вновь выражен духовный смысл крещения, который многократно повторяется в «Постановлениях»: «Преподается же погружение в смерть Исуса, а вода означает гроб, елей — Духа Святого, печать — крест; миро есть утверждение в исповедании веры; Отец воспоминается, как Виновник и Ниспослатель; Дух совосприемлется, как Свидетель; погружение есть соумерщвление; выгружение — совоскресение » (Гл. 3; 17). Далее: «После сего, погрузив его во имя Отца и Сына и Святого Духа, пусть помазует его миром ». (Гл. 7; 43). Формула крещения, заимствованная из Евангелия во все времена остается неизменной и непререкаемой. Вслед за крещением следует возложение рук и миропомазание с молитвой. О том, что с древности руковозложение епископа и миропомазание совершались вместе – убедительно свидетельствует содержание молитвы миропомазания о благоухании познания Христова Евангелия и дальнейшее повествование автора о возложении рук: «… сие и согласное с сим пусть говорит, потому что такова сила возложения рук на каждого » (Гл. 7; 44). После изведения новокрещенного из купели, он становится прямо, обратившись лицом на восток и молится: «Боже Вседержитель, Отец Христа Твоего, Единородного Сына Твоего! Дай мне тело нескверное, сердце чистое, ум бодрый, разум незаблуждающийся, Духа Святого нашествие, к стяжанию и достатку истины, Христом Твоим, Которым Тебе слава во Святом Духе во веки. Аминь ». На этом указания «Апостольских Постановлений» о Таинстве крещения завершаются, однако, исторические данные о крещении в древней Церкви, некоторые моменты в Литургии некоторых праздников, такие, как пение вместо Триствятого – «Елицы во Христа крестистеся…», облачение в белые одежды на Литургии Василия Великого в Великую Субботу показывают, что Таинство крещения в древней Церкви продолжалось совершением Божественной Литургии и причащением вновь крещенных Тела и Крови Христовых. Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение[6]. В это время формируются особые чины литургий, в состав которых включается компонент Таинства крещения – «крещальные литургии».

Таким образом, древний памятник «Апостольских Постановлений» является одним из самых ранних свидетельств о чинопоследовании Таинства крещения, достаточно подробно расписанное, с подробным описанием идейного содержания совершаемых священнодействий, и позволяет современному совершителю Таинства еще глубже проникнуть в смысл совершаемого, а также являет яркое и убедительное доказательство бережного хранения и непоколебимости литургического предания Православной Церкви.

 

В написании статьи использовались следующие источники:

1. Евсевий Кесарийский, «Церковная история»:

https://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/history.html

1. Г. Шиманский «Литургика: Таинства и обряды »:

https://www.pravoslavie.ru/put/060130180700.htm

1. «Собрание древних Литургий », М.: «ДАРЪ», 2007.

2. АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ (через Климента, епископа и гражданина Римского) https://mystudies.narod.ru/library/c/CA/1CA.htm

3. Книга Правил https://pravkniga.ru/intlib_part.html?id=2259#p6

[1] К подложным относятся: " Деяния Павла ", книга под названием "Пастырь", " Апокалипсис Петра ", "Послание", признаваемое Варнавиным, так называемое " Учение апостолов ": «Церковная История», книга 3[1]

[2] 2-е правило VIВселенского Собора[5]

[3] Собрание древних Литургий, с. 78 [3]

[4] Здесь и далее цитаты Апостольских Постановлений приведены по источнику [4].

[5] Привожу текст Символа Веры целиком, так как он представляет интерес, будучи одним из образцов древних Символов, а также как иллюстрацию арианского следа в «Постановлениях». и.Т.

[6] Г. Шиманский «Литургика: Таинства и обряды » [2].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: