Водно-болотные угодья международного значения




Объект всемирного наследия

Каждый год Комитет всемирного наследия проводит заседания, на которых они присуждают «статус объекта всемирного наследия». По состоянию на 2018 год в Списке всемирного наследия — 1092 объекта, из которых 845 являются культурными, 209 — природными и 38 — смешанными. Эти объекты является охраняемыми территориями и расположены в 167 странах — членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Каждый объект имеет свой идентификационный номер.

Присвоения статуса объекта всемирного природного наследия даёт следующие свойства этим объектам:

· Статус особо охраняемых природных территорий является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов,

· Статус особо охраняемых природных территорий повышает престиж охраняемых природных территорий и управляющих ими учреждений,

· Статус особо охраняемых природных территорий способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма),

· Статус особо охраняемых природных территорий обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия,

· Статус особо охраняемых природных территорий способствует организации мониторинга и контроля над состоянием сохранности природных объектов.

Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Биосферные резерваты

Биосфе́рный запове́дник, биосферный резерват — особо охраняемая природная территория, создаваемая с целью сохранения природных экосистем и генофонда данного региона, изучения и мониторинга природной среды в нём и на примыкающих к нему территориях.

Биосферные заповедники создаются на основании международных и национальных программ под эгидой ЮНЕСКО. Организация ЮНЕСКО включила в единую всемирную сеть 564 национальных природных биосферных заповедников.

Согласно Положению о Всемирной сети биосферных резерватов «Сеть является инструментом сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов, внося таким образом вклад в достижение целей Конвенции о биологическом разнообразии и других соответствующих конвенций и актов».

Биосферные заповедники создают на базе особо охраняемых природных территорий. Для разных территорий биосферных заповедников устанавливается дифференциальный режим охраны. Биосферные заповедники имеют три взаимосвязанные зоны, которые направлены на выполнение трёх дополняющих и усиливающих друг друга функций:

1. заповедная (основная), которая предназначена для сохранения и восстановления наиболее ценных природных и минимально нарушенных антропогенными факторами природных комплексов, генофонда растительности и животного мира;

2. буферная, которая окружает заповедную зону или примыкает к ней, выделяется с целью предотвращения негативного воздействия на заповедную зону хозяйственной деятельности на прилегающих территориях;

3. переходная (или антропогенных ландшафтов) является частью заповедника и объединяет территории с земле-, лесо-, водопользованием, поселениями, рекреацией и другими видами хозяйственной деятельности.

Особенностью биосферных заповедников является тот факт, что научные исследования, наблюдения за состоянием окружающей природной среды и другая деятельность осуществляются на международном уровне.

Водно-болотные угодья международного значения

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, была принята в феврале 1971 года в г. Рамсар (Иран), впоследствии были внесены поправки 1987 г. Реджайна, Саскачеван, Канада. Согласно этой Конвенции водно-болотные угодья представляют собой охраняемые природные территории в виде болот, фенов, торфяных угодий или водоёмов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или солёных, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров, а под водоплавающими птицами понимаются птицы, экологически связанные с водно-болотными угодьями.

Конвенция представляет собой первый глобальный международный договор, целиком посвящённый одному типу экосистем или хабитатов (хабитаты — от англ. habitat, природные среды обитания какого-либо определённого биологического вида или видов). Примерами хабитатов могут послужить леса, подземные пещеры, пресные озёра и реки и т. д.). Водно-болотные угодья занимают промежуточное положение между сухопутной и водной системами.

По состоянию на 16 мая 2018 года участниками настоящей конвенции являются 170 государств, на территории которых находится 2 307 водно-болотных угодий международного значения общей площадью 228,9 млн га.

Изумрудная сеть

Это совместный проект ЕС-Совета Европы, предусматривающий создание сети территорий особого природоохранного значения, которые определяют и сохраняют биологическое разнообразие стран Европы и некоторых африканских государств. Цель Изумрудной сети в соответствии с Бернской конвенцией об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г) заключается в идентификации растений и животных, типов биотопов, требующих специальных охранных мер. При оценке территории для включения в Изумрудную сеть учитывается наличие здесь видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, представляет ли она собой важный пункт для миграции животных или птиц, встречается ли здесь уникальное местообитание.

2.2 Статус особо охраняемых природных территорий в России

В настоящий момент правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

а) Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 72), относящая особо охраняемые природные территории к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б) Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иные федеральные нормативные правовые акты;

в) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, Алтайском крае, Волгоградской, Нижегородской, Вологодской областях и многих других субъектах Российской Федерации приняты отдельные законы «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляющие свою региональную специфику создания и наименования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Основными чертами правового статуса об особо охраняемых природных территориях являются следующие:

а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;

б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;

в) установление особого режима охраны;

г) включение в объекты государственной собственности;

д) наличие особого порядка получения статуса (решение уполномоченного органа исполнительной власти - от Правительства РФ до органов местного самоуправления);

е) наделение определенным значением - федеральным, региональным, местным;

ж) включение в государственный кадастр об особо охраняемых природных территориях;

з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов - федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;

и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима об особо охраняемых природных территориях.

 

Особо охраняемые природные территории в России подразделяются на:

1. Природные заповедники

Согласно статье 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

- организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы Положение о научно-исследовательской деятельности государственных природных заповедников, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 10 апреля 1998 г. N 205; Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Государственного комитета Российской Федерации но охране окружающей среды, утвержденные Госкомэкологией РФ 3 августа 1999 г.;

- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

- экологическое просвещение;

- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

На территории государственного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Вместе с тем на территориях государственных природных заповедников допускается деятельность, направленная на:

-- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

-- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

-- предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

-- осуществление экологического мониторинга;

-- ведение эколого-просветительской работы;

-- осуществление контрольно-надзорных функций.

 

2. Национальные и природные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

 

На национальные парки возложены следующие основные задачи:

- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

- сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

- осуществление экологического мониторинга;

- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам.

 

3. Природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники федерального значения образуются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения учреждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

 

4. Памятники природы

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей данных земельных участков по обеспечению режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

 

5. Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:

* экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном администрацией;

* научно-исследовательскую, доступ в которую имеют только их научные сотрудники;

* административную.

Основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:

а) сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;

б) проведение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;

в) проведение учебно-педагогической и научно-просветительной работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

 

6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, для отдыха населения называется лечебно-оздоровительной местностью.

Курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов государственной власти.

Курортный регион (район) представляет собой территорию с компактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается (ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей организуются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Такие округа представляют собой особо охраняемую природную территорию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: