Словарь терминов по «Специальной Психологии»




Коррекция -система психолого-педагогических и лечебных мероприятий направленных на преодоление или ослабление недочётов психофизического развития и отклонений в поведении детей.

· Коррекция - исправление или ослабление каких-л. недостатков психического или физического развития человека средствами психолого-педагогического воздействия и лечебными мероприятиями (напр., К. движений, К. речи и т.д.)

· Коррекция- процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов.

· Коррекция- исправление некоих недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.

Компенсация - сложный многоуровневый процесс включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.

· Компенсация -совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их частей. Благодаря компенсаторной перестройке обеспечивается восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций.

Социализация - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его соц.ценностей и способов социально-положительного поведения.

· Социализация- социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

· Социализация- понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.

· Социализация - непрерывный процесс передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам.

Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Реабилитация - долговременное наблюдение как вспомогательное или дополнительное средство для лечения больных хроническими заболеваниями или инвалидов, включая больных психическими заболеваниями и лиц с врожденными дефектами развития. Реабилитация включает в себя оказание специальной помощи таким больным и помощь в их адаптации к условиям окружающей жизни.

· Реабилитация- сочетание медицинских и социальных мероприятий, проводимых с целью максимального восстановления и компенсации нарушенных или утраченных функций. При этом большое значение имеет социальная реабилитация больных, пострадавших и инвалидов. По заключению ВОЗ (1970), реабилитация определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки, имеющей целью обеспечить больному наиболее высокий, возможный для него уровень функциональной активности».

· Реабилитация- Комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. В соответствии с преимущественными задачами выделяют медицинскую Р. как лечебные меры, направленные на восстановление здоровья и проводимые в большинстве случаев на всех этапах реабилитации, включая диспансерное обслуживание.

· Реабилитация- восстановление нормальной жизнедеятельности и трудоспособности больных или инвалидов, достигаемое различными методами лечения и применением иных специальных мер.

Абилитация - первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо.

· Абилитация - лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни.

· Абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, приводящие к утрате возможности трудиться, учиться и быть хорошо адаптированным к жизни в обществе.

Аномальное развитие -нарушение общего хода развития человека в результате каких-либо физических или психических дефектов.

· АР- хронические изменения личности, не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Р. л. (а.) включает расстройства личности и поведения, развившиеся в результате неблагоприятных воздействий, заведомо неадекватного воспитания, катастрофических или чрезмерно продолжительных стрессов.

Задержанное развитие - замедление темпа всего психического развития возникающее при слабовыраженных органических поражениях коры головного мозга.

· ЗР- полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

· ЗР -запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов.

Повреждённое психическое развитие - нарушение психического развития в раннем возрасте возникшее вследсвие травмы нейроинфекции.

· ППР -изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга.

· ППР- психическое развитие, отличающееся от нормы своеобразными закономерностями в связи с особыми условиями восприятия внешнего мира (нарушения слуха, зрения, речи) или вследствие интеллектуальной недостаточности; психическое развитие детей с подобными отклонениями может быть успешным в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса с помощью адекватных методов и средств специальной педагогики.

Дефицитарное психическое развитие - нарушение психического развития при недостаточности анализаторных систем.

· ДПР -варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

· ДПР- патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Искаженное психическое развитие - сочетание общего недоразвития, задержанного и ускоренного повреждённого развития.

· ИПР- сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

· ИПР-н арушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов.

Дисгармоническое психическое развитие - нарушение формирования эмоционально-волевой сферы, часто сведено с неблагоприятными условиями воспитания.

· ДПР -нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

· ДПР -это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

· ДПР -по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развитая состоит в том, что основой этого вида дпзонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обуславливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г. Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: