Понятие истины, её критерии




План №1: «Биологическое и социальное в человеке», «Человек как продукт эволюции», «Природное и общественное в человеке», «Человек как биосоциальное существо», «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции», «Человек и его природа»

1) Понятие «биосоциальное».

2) Теории происхождения человека:

– эволюционная (научная);

– теологическая (религиозная);

– теория палеовизита (космическая).

3) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

4) Биологическое в человеке:

– анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

– физиологические (естественные) потребности;

– инстинкты.

5) Социальное в человеке.

6) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

План №2: «Личность в современном обществе», «Личность в системе общественных отношений», «Личность как субъект общественных отношений»

1) Понятие «личность».

2) Индивид, индивидуальность, личность.

3) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

4) Необходимость процесса социализации.

5) Этапы социализации:

– первичная (семья, родственники, друзья);

– вторичная (школа, профессиональная деятельность и пр.).

6) Виды общественных отношений:

– межличностные;

– внутригрупповые;

– межгрупповые;

– этнические;

– международные.

7) Модели взаимодействия личности и общества:

– конструктивная;

– деструктивная.

8) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

План №3: «Человек, индивид, личность»

1) Понятия «человек» и «индивид».

2) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

3) Понятие «личность».

4) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

5) Психологический портрет личности:

– темперамент;

– характер;

– способности;

– интеллектуальность;

– эмоции и чувства.

6) Человек как биопсихосоциальное существо.

Мировоззрение, его виды и формы

План №4: «Мировоззрение и его роль в жизни человека», «Мировоззрение, его виды и формы»

1) Понятие «мировоззрения».

2) Структура мировоззрения:

– убеждения;

– знания и опыт;

– ценности и идеалы.

3) Основные этапы формирования мировоззрения:

– мироощущение;

– мировосприятие;

– миропонимание.

4) Исторические формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №5: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие духовной культуры и духовных ценностей.

2) Структура духовной культуры общества:

– ценности;

– нормы;

– языки культуры.

3) Классификация духовных ценностей:

– предметные (научные истины, культурное наследие);

– ценности сознания (представления о нравственности, справедливости).

4) Типы духовных ценностей:

– мировоззренческо-философские;

– нравственные;

– эстетические;

– религиозные;

– художественные.

5) Основные духовные ценности:

– добро;

– красота;

– истина;

– искусство;

– творчество;

– любовь.

6) Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

План №6: «Внутренний мир человека», «Человек как духовное существо»

1) Понятие «внутренний (духовный) мир человека».

2) Составляющие духовного мира человека:

– память, знания и опыт;

– ценности;

– эмоции и чувства;

– мировоззрение.

3) Основные жизненные ценности человека:

– семья, любовь, дети;

– дружба и общение;

– здоровье и физическое развитие;

– благополучие;

– самореализация и духовный рост.

4) Формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №7: «Бытие человека»

1) Понятие «бытие».

2) Аспекты бытия:

– окружающий, материальный мир;

– внутренний мир человека, его сознание.

3) Основные формы бытия:

– бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком;

– бытие человека;

– бытие духовное;

– социальное бытие.

4) Цель и смысл человеческой жизни.

План №8: «Цель и смысл жизни человека»

1) Понятие «цель жизни».

2) Виды целей:

– главная;

– второстепенные.

3) Понятие «смысл жизни».

4) Три временных измерения смысла жизни:

– прошлое (ретроспекция);

– настоящее (актуализация);

– будущее (проспекция).

5) Концепции смысла жизни:

– аскетизм;

– гедонизм;

– прагматизм;

– утилитаризм.

6) Значение цели и смысла жизни в деятельности человека.

Виды знаний

План №9: «Познание как вид деятельности», «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира», «Познание»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Чувственное познание:

– ощущение;

– восприятие;

– представление.

4) Рациональное познание:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

5) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

6) Значение познавательной деятельности в жизни человека.

План №10: «Многообразие путей познания мира», «Познаваем ли мир?», «Проблема познаваемости мира»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Философские направления по отношению к процессу познания:

– гностицизм;

– агностицизм;

– оптимизм;

– релятивизм;

– скептицизм.

5) Формы и виды знаний:

– практическое (производственное, политическое, педагогическое);

– духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);

– теоретическое (научное, вненаучное, философское).

6) Роль познания в жизни человека.

План №11: «Познавательная деятельность», «Роль познавательной деятельности»

1) Понятие «познавательная деятельность».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Особенности обыденного познания:

– опора на повседневный опыт;

– здравый смысл;

– передается из поколения в поколение (народная мудрость).

5) Особенности научного познания:

– стремление к получению достоверных знаний;

– строгая доказанность научных фактов;

– непротиворечивость и проверяемость;

– большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;

– использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

6) Особенности социального познания:

– субъект и объект познания совпадает – это общество;

– общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;

– общественные отношения сложны и зачастую противоречивы, высокая вероятность неточных знаний.

7) Необходимость познавательной деятельности в жизни человека.
План №12: «Формы познания мира»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический;

– теоретический.

3) Формы познания:

– чувственное;

– рациональное.

4) Чувственное познание:

– ощущение;

– восприятие;

– представление.

5) Рациональное познание:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

6) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

7) Роль познания в жизни человека.

План №13: «Социальное познание и его специфика»

1) Понятие «социальное познание».

2) Особенности социального познания:

– объект и субъект совпадают;

– объект исследования постоянно изменяется;

– высокая вероятность неточности исследований.

3) Источники социального познания:

– социальная действительность;

– исторический опыт;

– общественная практика.

4) Формы социального познания:

– социальный факт;

– научный факт.

5) Методы социального познания:

– эмпирические (анкетирование, интервью, тестирование);

– теоретические (анализ, обобщение, выдвижение гипотезы).

6) Знание как итог социального познания.

План №14: «Самопознание и формирование „Я-концепции“», «Самопознание и развитие личности»

1) Понятие «самопознание».

2) Составляющие самопознания:

– самосознание;

– самооценка;

– самоконтроль;

– самопринятие.

3) Виды самопознания:

– самонаблюдение;

– самоанализ;

– сравнение с другими;

– моделирование личности.

4) «Я-концепция» – теория самого себя:

– «реальное Я»;

– «идеальное Я»;

– «зеркальное Я».

5) Структура Я-концепции:

– когнитивный компонент;

– оценочный компонент;

– поведенческий компонент.

6) Необходимость самопознания для развития личности.

План №15: «Познание человеком мира и самого себя»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Понятие «самопознание».

5) Составляющие самопознания:

– самосознание;

– самооценка;

– самоконтроль;

– самопринятие.

6) Виды самопознания:

– самонаблюдение;

– самоанализ;

– сравнение с другими;

– моделирование личности.

7) «Я-концепция» – теория самого себя.

План №16: «Виды знаний»

1) Знание как результат познания.

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Форма знаний:

– практическая;

– духовно-практическая (ненаучная);

– теоретическая.

5) Виды практических знаний:

– врачебный опыт;

– педагогическая практика;

– производственные навыки.

6) Виды духовно-практических знаний:

– мифология;

– мораль;

– религиозные учения;

– искусство;

– обыденное знание.

7) Виды теоретических знаний:

– наука;

– философия.

8) Гносеология – учение о познании.

Понятие истины, её критерии

План №17: «Истина и ее критерии», «Истина как цель познавательной деятельности»

1) Понятие «истина».

2) Формы истины:

– объективная;

– субъективная.

3) Виды истины:

– абсолютная;

– относительная.

4) Критерии истины:

– чувственный опыт;

– практика;

– знания.

5) Заблуждения.

6) Роль истины в научном познании.

План №18: «Истина и заблуждение»

1) Понятие «истина».

2) Формы истины:

– объективная;

– субъективная.

3) Виды истины:

– абсолютная;

– относительная.

4) Критерии истины:

– чувственный опыт;

– практика;

– знания.

5) Понятие заблуждения.

6) Причины существования заблуждений:

– ограниченность, неразвитость социальной практики;

– несовершенство методики и инструментария познания;

– внутреннее физическое и духовное (эмоциональное) состояние субъекта познания;

– ограниченность мышления;

– приверженность догмам.

7) Заблуждения и ложь.

Мышление и деятельность

План №19: «Мышление»

1) Понятие «мышление».

2) Основные мыслительные операции:

– анализ и синтез;

– обобщение и сравнение;

– абстрагирование и классификация.

3) Виды мышления:

– наглядно-действенное;

– наглядно-образное;

– понятийное.

4) Мышление как основа деятельности человека.

План №20: «Мышление и деятельность»

1) Понятие «мышление».

2) Виды мышления:

– наглядно-действенное;

– наглядно-образное;

– понятийное.

3) Понятие «деятельность».

4) Структура деятельности:

– субъект и объект;

– цель и мотив;

– методы и средства;

– результат.

5) Основные виды деятельности:

– игра;

– учение;

– труд;

– общение.

6) Творчество как вид деятельности.

7) Материальная (практическая) деятельность:

– материально-производственная;

– социально-преобразовательная.

8) Духовная деятельность:

– познавательная;

– ценностно-ориентировочная;

– прогностическая.

9) Взаимосвязь мышления и деятельности.

План №21: «Деятельность – основа существования и развития», «Деятельность как способ существования людей», «Деятельность человека», «Деятельность человека в ее многообразии»

1) Понятие «деятельность».

2) Структура деятельности:

– субъект и объект;

– цель и мотив;

– методы и средства;

– результат.

3) Основные виды деятельности:

– игра;

– учение;

– труд;

– общение.

4) Творчество как вид деятельности.

5) Материальная (практическая) деятельность:

– материально-производственная;

– социально-преобразовательная.

6) Духовная деятельность:

– познавательная;

– ценностно-ориентировочная;

– прогностическая.

7) Деятельность человека и ее преобразовательный характер.

План №22: «Трудовая деятельность»

1) Понятие «трудовая деятельность».

2) Структура трудовой деятельности:

– цель деятельности;

– предметы и средства труда;

– используемые технологии.

3) Основные характеристики труда:

– производительность труда;

– интенсивность труда.

4) Основные виды труда:

– физический и умственный;

– простой и сложный.

5) Функции труда:

– продуктивная;

– социализирующая;

– социально-экономическая.

6) Труд – важное условие существования человека.

План №23: «Игра и ее роль в формировании человеческой личности»

1) Понятие «игра».

2) Виды игр:

– индивидуальные;

– групповые;

– предметные;

– сюжетные;

– ролевые;

– игры по правилам.

3) Основные свойства игры:

– творческий характер;

– наличие воображаемой обстановки;

– освоение новых социальных ролей;

– наличие определенных правил.

4) Функции игры:

– компенсаторная;

– коммуникативная;

– социализирующая.

5) Игра как средство приобретения и проработка знаний.

План №24: «Общение и его роль в развитии личности», «Общение как форма межличностных взаимодействий»

1) Понятие «общение».

2) Виды общения:

– прямое и косвенное;

– формальное и неформальное;

– вербальное и невербальное;

– межличностное и групповое.

3) Формы общения:

– ситуативно-личностное;

– ситуативно-деловое;

– внеситуативно-познавательное;

– внеситуативно-личностное.

4) Функции общения:

– информационная;

– коммуникативная;

– социализирующая.

5) Общение как особый вид человеческой деятельности.

План №25: «Содержание и формы (виды) духовной деятельности», «Духовная деятельность и ее специфика»

1) Понятие «духовная деятельность».

2) Виды духовной деятельности:

– познавательная;

– ценностно-ориентировочная;

– прогностическая.

3) Духовная деятельность как результат духовной деятельности.

4) Составляющие духовной культуры:

– познавательная (интеллектуальная) культура;

– нравственная культура;

– художественная культура;

– правовая культура;

– педагогическая культура;

– религиозная культура.

5) Области духовной деятельности:

– наука и образование;

– религия;

– искусство.

6) Роль духовной деятельности и жизни человека.

– религия;

– искусство.

6) Роль духовной деятельности и жизни человека.

План №26: «Способности человека»

1) Понятие «способности».

2) Задатки как основа для развития способностей.

3) Виды способностей:

– общие;

– специальные или профессиональные способности.

4) Уровень развития способностей:

– одаренность;

– талант;

– гениальность.

5) Факторы, влияющие на развитие способностей:

– социальное окружение;

– материальное окружение (инструменты, уровень технологической базы);

– устойчивые интересы к определенной деятельности человека;

– личные качества личности (трудолюбие, работоспособность, целеустремленность).

6) Ординарные и выдающиеся способности человека.

Потребности и интересы

План №27: «Роль потребностей в деятельности человека»

1) Понятие «потребность».

2) Основные человеческие потребности:

– биологические (естественные);

– социальные;

– духовные (идеальные).

3) Пирамида потребностей А. Маслоу:

– первичные (физиологические, экзистенциальные);

– вторичные (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные);

4) Псевдопотребности.

5) Связь потребностей с основными видами деятельности:

– общением;

– игрой;

– учением;

– трудом.

6) Потребности как главные мотивы деятельности человека.

План №28: «Потребности и интересы человека в структуре деятельности», «Потребности и интересы человека»

1) Потребности как главные мотивы деятельности человека.

2) Основные человеческие потребности:

– биологические (естественные);

– социальные;

– духовные (идеальные).

3) Пирамида потребностей А. Маслоу:

– первичные (физиологические, экзистенциальные);

– вторичные (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

4) Псевдопотребности.

5) Понятие «интерес».

6) Разновидности интересов:

– материальные;

– духовные;

– общественные.

7) Потребности и интересы как основные мотивы деятельности человека.

План №29: «Реализация престижных потребностей человека»

1) Потребности как главные мотивы деятельности человека.

2) Основные человеческие потребности:

– биологические (естественные);

– социальные;

– духовные (идеальные).

3) Пирамида потребностей А. Маслоу:

– первичные (физиологические, экзистенциальные);

– вторичные (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

4) Престижные потребности человека:

– самоуважение и уважение со стороны других;

– достижение успеха и высокого социального статуса;

– карьерный рост;

– рост материального благополучия.

5) Вертикальная социальная мобильность как основной способ реализации престижных потребностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: