КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
«Утверждаю»
Зав.кафедрой, к.ю.н.
Ибрагимова Ф.Г. _________
«29»08 2013 г
Силлабус
Дисциплина: Автосрское и смежное право
Курс: 4 СШ дневное
Специальность: 050301 «Юриспруденция»
Составитель: ст.преподаватель, магистр Жампеисов Д.А.
Количество кредитов: 2
Экзамен 8 семестр
Семей 2013 г.
Силлабус по дисциплине составлен на основании рабочей учебной программы
Составитель ст.преподаватель, магистр Жампеисов Д.А.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин.
Протокол № 1 от «28»08 2013 г.
ДИСЦИПЛИНА ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1. Данные о преподавателе: ст.преподаватель, магистр Жампеисов Д.А.
Контактная информация:
Телефон 87222525226, 87222567358
Кабинет №21, корпус №1, улица Абая 94.
2.Пререквизиты дисциплины: для изучения курса необходимы знания следующих дисциплин:
Теория государства и права
Гражданское право РК
Гражданское – процессуальное право РК
Набор знаний, умений и навыков необходимых для освоения изучаемой дисциплины:
знать: правовые понятия; этапы развития института интеллектуальной собственности Казахстана; особенности функционирования подинститутов входящих в состав дисциплины право интеллектуальной собственности; механизмы регулирования отношений связанных с объектами и субъектами в области интеллектуальной собственности в Республике Казахстан;
уметь: ориентироваться в сфере применения и действия института Права интеллектуальной собственности, и его общих функциях, индивидуальных качествах, которые имеют профессиональную и общественную значимость, нормативных условиях, в которых эта деятельность должна протекать; владеть методологическими знаниями;
|
иметь навыки: использования полученных знаний и методов гуманитарных и социально-экономических наук в профессиональной деятельности; исследовательской работы; анализа юридических норм и правовых отношений
3.Постреквизиты дисциплины:
знания по дисциплине право интеллектуальной собственности необходимы для практической деятельности и изучения специальных курсов.
Набор знаний, умений и навыков используемых для освоения последующих дисциплины
знать: содержание нормативных правовых актов и теоретических подходов, определяющих конкретную область его деятельности, понимать их значение для реализации права в профессиональной деятельности; формы и механизмы защиты прав граждан и юридических лиц; сущность, характер и взаимодействие правовых и государственных явлений.
уметь:
ориентироваться в системе, структуре, компетенции государственных органов; толковать нормы различных отраслей права; использовать изученные нормативные правовые акты в профессиональной деятельности; разбираться в вводимых законодательных новшествах; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения; использовать компьютерные и иные инновационные технологии; осуществлять грамотное ведение документооборота; составлять различные документы правового характера; анализировать и решать юридические проблемы.
|
иметь навыки:
разработки и составления документов правового характера, подготовки обоснованной информации по запросам юридических и физических лиц; логического анализа проблемных ситуаций, усвоения и запоминания всего круга обстоятельств и деталей, относящихся к участку выполняемой работы, установления и поддержки связей с коллегами; налаживания и развития межличностных отношений с учетом реализации профессиональных обязанностей, интервьюирования и консультирования по правовым вопросам.
4.Краткое описание дисциплины
Важное место в жизни каждого общества, кроме материального производства, занимает духовная жизнь. Человек от рождения наделен способностью мыслить и творить, создавать произведения науки и культуры. Результаты такой деятельности составляют и приумножают духовный и интеллектуальный потенциал каждого народа, государства и человечества в целом.
Научный и духовный потенциал общества наряду с правильной социально-экономической политикой обеспечивает достижение обществом поставленных перед ним задач. Это особенно важно для Казахстана, где необходимо развивать наукоемкие и сложные производства, находить свою нишу в мировом технологическом разделении труда, а не рассчитывать только на вывоз энергоносителей и сырья.
Торговля такими результатами творческой интеллектуальной деятельности своих граждан и фирм, как музыка и песни, фильмы и книги, сложные химические продукты, лекарства и пищевые добавки, экономичные экологически чистые технологии, интегральные микросхемы и программные продукты для ЭВМ становится главным источником доходов высокоразвитых стран. Показателен в этом отношении пример США, где среди тысяч направлений бизнеса на пятом по доходности месте стоит шоу-индустрия, приносящая ежегодно 80 миллиардов долларов. По некоторым оценкам только потери в доходах Соединенных Штатов от несанкционированного использования таких результатов творческой деятельности, как патенты, товарные знаки, авторские права по всему миру составляют 200 миллиардов долларов.
|
Творческие люди, научные, технологические, венчурные фирмы, университеты и лаборатории нуждаются в оформлении и охране своих произведений и изобретений также, как нуждаются и в охране материальных объектов. Для констатации определенной степени принадлежности этих объектов конкретным лицам юридической наукой и практикой примерно 100-150 лет назад был выработан термин "интеллектуальная собственность". В течение двадцатого столетия он прочно вошел в правовой обиход и законодательство стран запада, но является новым для законодательства нашей страны.
Ранее действовавший Гражданский кодекс не знал такого понятия прежде всего потому, что в бывшей Казахской ССР, как и во всем Советском Союзе право использования абсолютного большинства результатов интеллектуальной творческой деятельности было обобществлено и принадлежало как государству в целом, так и различным государственным организациям. То есть о чьей-либо, кроме принадлежащей государству, собственности в этой области в советское время говорить не приходилось. Термин "интеллектуальная собственность" преподносился как атрибут буржуазного права.
Правовое регулирование и охрана результатов интеллектуальной творческой деятельности приобретают особое значение. Дело в том, что вопрос о надлежащей охране интеллектуальной собственности является важнейшей составной частью всех межгосударственных и межправительственных соглашений экономического характера. Без такой охраны ни одна страна или фирма не согласны идти на риск и поставлять нам современные технологии. Страна, где не защищается интеллектуальная собственность, обречена на ввоз устаревшей техники и технологий. Даже размер и условия предоставления обычных финансовых инвестиций зачастую зависят от уровня правовой охраны интеллектуальной собственности в данной стране.
Отношение страны к интеллектуальной собственности, принадлежащей гражданам других стран, прямо влияет на объем и эффективность торговли с этими странами. Например, страна, объявленная пиратом (где не предпринимается никаких мер против нарушителей прав интеллектуальной собственности) и внесенная в соответствующий список таких стран Американской ассоциацией обладателей прав интеллектуальной собственности, может лишиться режима наибольшего благоприятствования в торговле с США в отношении всех товаров этой страны, поставляемых на рынок США.
Немаловажное значение уровень этой правовой охраны оказывает на международный авторитет, имидж каждой страны. Степень защищенности прав на интеллектуальную собственность характеризует степень цивилизованности рынка страны и уровень состояния законности и правопорядка.
Существует эффективно функционирующая мировая система охраны интеллектуальной собственности. Авторитет и влияние этой системы на развитие соответствующего внутреннего законодательства очень велик.
Цель преподавания курса «право интеллектуальной собственности» - изучение системы права интеллектуальной собственности как института гражданского права. Раскрыть исторические предпосылки возникновения категории права интеллектуальной собственности, проследить развитие исторических моментов в современном праве. Рассмотреть структуру правового института. Выделить признаки права интеллектуальной собственности и сформировать дефиницию права интеллектуальной собственности по современному законодательству и определить место права интеллектуальной собственности в системе имущественных прав. Рассмотреть различные точки зрения на понимание права интеллектуальной собственности.
Основные задачи изучения курса:
¨ Изучение проблем применения нормативно-правовой базы в области права интеллектуальной собственности.
¨ Проведение сравнительного анализа с правом зарубежных стран.
¨ Применение теоретических знаний на практике пробелы в этой области.
¨ Анализ эмпирического материала в области права интеллектуальной собственности.
¨ Выявление и рассмотрение проблемных вопросов в теории института права интеллектуальной собственности.
¨ Требования к уровню содержания дисциплины
Студент должен знать:
¨ - основы и специфику правового регулирования гражданско-процессуальных и связанных с ними общественных отношений;
Студент должен уметь:
¨ - использовать полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях, требующих принятия юридически грамотных решений, облекать данные решения в соответствующую организационно-правовую форму;
¨ - ориентироваться в законодательстве, работать с нормативно-правовыми актами, тем самым приобретать практические навыки для успешного применения их на практике и в законодательстве
¨ - профессионально верно составлять тексты локальных нормативных правовых актов и правоприменительных документов.
Студент должен уметь применять:
¨ - теоретические основы знаний и определенные практические навыки в области применения гражданского-процессуального законодательства;
5.Распределение часов по видам занятий
№ | Название темы | Количество часов | |||
Лекции | Практ./Лаб. | СРСП | СРС | ||
Право интеллектуальной собственности: история и современность. Правоотношения в области права интеллектуальной собственности | 2 | 2 | - | - | |
Авторское право как подинститут права интеллектуальной собственности | 2 | 2 | - | - | |
Гражданско-правовая охрана смежных прав | 2 | 2 | - | - | |
Патентное право: общие положения | 2 | 2 | - | - | |
Право на топологии интегральных микросхем. Право на селекционные достижения | 2 | 2 | - | - | |
Средства индивидуализации субъектов гражданского оборота, их продукции и деятельности | 2 | 2 | - | - | |
Коллективное управление имущественными правами правообладателей | 1 | 1 | - | - | |
Ответственность в сфере интеллектуальной собственности | 2 | 2 | - | - | |
Общая система охраны права интеллектуальной собственности. | - | - | 2 | - | |
Международно-правовое регулирование отношений в области интеллектуальной собственности. | - | - | 2 | - | |
Субъекты и объекты права интеллектуальной собственности. Регистрация товарного знака и основания отказа в регистрации товарного знака. | - - | - - | 3 3 | - - | |
Нераскрытая информация как объект интеллектуальной собственности. | - | - | 3 | - | |
Программы ЭВМ как объект охраны права интеллектуальной собственности. | - | - | 2 | - | |
Лицензионный договор как основание передачи права пользования на объекты интеллектуальной собственности | - | - | - | 10 | |
Сроки правовой охраны прав на объекты интеллектуальной собственности | - | - | - | 10 | |
Ноу-хау как объект охраны в области нераскрытой информации | - | - | - | 10 | |
Право интеллектуальной собственности и Интернет | - | - | - | 15 | |
Всего | 15 | 15 | 15 | 45 |
Содержание дисциплины
6.1.Лекционные занятия – 15 часов