Реформы Амен-хотпа IV
Общий обзор культуры Египта в рассматриваемый период
К правлению Амен-хотпаIII Египет вследствие завоеваний 18 династии стал могущественной мировой державой. Столица Египта – Фивы, государственный культ – культ Амуна. Имя, содержащее имя этого бога [Амен-хотп в пер. – Амун доволен], носит уже третий правитель, и следующий фараон тоже начинает как Амен-хотп IV.
Ничто, казалось бы, не предвещает грядущей грозы, разразившейся во время правления Амен-хотпа IV «Нефр-шепр-рэ Ва-н-рэ Избранного Амуном»[4, c.40], которому суждено истребить Амуна (и других привычных египетских богов) даже из своего имени и навсегда остаться в истории «Полезным Йоту», богу, не имевшему ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии, образ которого не воплощался в ни статуях, ни в многочисленных мифах и сказаниях.
Вступление на трон Амен-хотпа IV и личность фараона.
Немного о самом Амен-хотпе IV:
вступает на египетский престол в 1367 (по другим источникам в 1353, в1372) году до нашей эры. В это время он совсем еще молодой человек, «чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора»[Морозов]. Внешность действительно неординарная: тело с женственными бедрами и сильно выдающимся назад затылком. На базе этого некоторые исследователи (М. Черносвитова) подозревают у фараона-реформатора две серьезные врожденные болезни: черепа, получившей название "череп штеттинского ткача", и желез внутренней секреции, в результате которой недоразвиты яички (отсюда женоподобность). Из этих предположений делаются выводы о неспособности Амен-хотпа IV к умственному напряженному труду, возможном слабоумии и слабодушии, неспособности иметь детей. Соответственно, такой фараон не смог бы совершить столь грандиозный переворот – запретить всех богов, кроме Йота, который вообще непонятно что – просто видимый диск солнца. Значит, кто-то
|
сделал это за фараона. Здесь называют имена Нефр-эт и Семнех-ке-рэ, причем в самых различных комбинациях – от соправления с Амен-хотпом до правления вместо правителя и даже говорят о сожительстве Нефр-эт с зятем Амен-хотпа, якобы он – отец детей Нефр-эт. Гипотеза о сожительстве царицы с Семнех-ке-рэ довольно бредовая, т.к., во-первых, дети фараона похожи на него даже на уровне строения черепа (это подтверждено современными исследованиями), а во-вторых, дети от Амен-хотпа были не только у Нефр-эт, но и у побочной жены Кэйе. Странно предположить, что они обе изменяли царственному супругу…Соответственно, личность фараона оценивается в истории противоречиво: если мы верим в гипотезу о его слабоумии, мы назовем его «безвольной куклой». Но если мы все-таки обстоятельно рассмотрим этот период, то согласимся с виднейшим специалистом по времени Амен-хотпа IV Перепелкиным Ю.Я., который называл Амен-хотпа «грозным властителем», «самовластнейшим фараоном». Доказательства его жестокости налицо – это и разрушенные гробницы неугодных, и изглаженные имена старых богов, да сама победа над традиционным мышлением многобожия. Ведь введенная Амен-хотпом вера – практически монотеизм.
Солнцепоклоннический переворот.
Новое в искусстве: стиль Амарна. Ай-йот.
|
На 6-ом году правления фараон строит во славу Йота новую столицу, которую называет Ай-йот (Небосклон солнца). Там же расцветает новое искусство – АМАРНА, более реалистическое, чем то, что было раньше. Основной предмет изображения – царская семья, причем изображается она в «демократических» ситуациях: уникальное изображение – скорбь царской четы по умершей дочери. По поводу стиля амарна спорят, был ли этот стиль реалистическим или гротесковым, т.к. примером для подражания в это время становится образ фараона и все стремятся изображать себя с женским животом и вытянутым затылком. Скорее всего, оно ближе к реализму, т.к. реалистическими становятся уже сами запечатленные ситуации.
Новая столица, в которой развивается искусство амарна, процветает, а Фивы и жречество старых богов приходят в упадок, особенно после того, как Амен-хотп меняет имя на Эх-не-йот (полезный Йоту, т.е. солнцу). Итак, старые боги изгнаны даже из имени фараона, а вслед за тем и из имен подданных, слово «боги» запрещено. Бог остался один – Йот, воплощение животворящей силы солнца.
Откуда вообще взялся этот Йот? Само обозначение появляется уже во времена правления отца Амен-хотпаIV, если не раньше.
[правления Тхут-мосе III, персонификация солнечного диска как собственно бога Солнца (Йот изначально олицетворял Солнце как звезду, затем на видимый диск солнца смотрели как на форму проявления бога Рэ, говоря о Йоте как о теле бога Солнца].
Йот, по-видимому, был одной из ипостасей солнечного бога Гелиополя Ра-Харахти или как-то тесно с ним связан. Неслучайно в первые пять лет правления Амен-хотпа IV Йот изображался в виде человека с головой сокола, т.е. именно так, как до тех пор изображался Ра-Хорахти города Гелиополя. Коростовцев М.А. в своей обобщающей работе «Религия Древнего Египта» [1, c.31] выделяет несколько безусловно общих черт культов гелиопольского Рэ и нового Йота:
|
1) И Йот, и Рэ – боги солнца
2) Оба божества почитаются создателями всего сущего
3) В обоих случаях солнце – прообраз фараона
4) фараон был сыном и подобием Йота так же, как раньше сыном и подобием Рэ.
Иначе говоря, Эх-не-йот выбросил из гелиопольского учения о боге Рэ элементы мифологии, символики и политеизма, сохранив лишь все непосредственно "солнцепоклонническое" в рационализированном виде.
Запреты на любое упоминание старых богов, в том числе и на их изображение, приводят к появлению новой письменность – звуковой, идею которой подхватывают и разносят по всему миру финикийцы. Финикийское письмо –
предок арамейского, квадратного и греческого письма - вытеснило не только иероглифику Древнего Египта, но и находившееся в развитии так называемое линейное письмо минойцев-критян, письмо геометрических фигур и знаков, а также письмо ханаан. Религиозная реформа Эх-не-йота обернулась глобальной перестройкой здания человеческой культуры: в слове знак отделился от значения [Черносвитова]. Запрет на упоминание богов, как предполагает М. Черносвитова, способствовал зарождению фармацевтики как отрасли медицины, т.к. при Эх-не-йоте «доктором считался лишь тот, кто мог оперировать, принимать тяжелые роды или лечить лекарствами»[7].