Связи между целевыми показателями результата, рентабельности и ликвидности




Следствие: все целевые показатели при условии линейности функций полностью взаимодополняемы, или, иначе, максимизирующий прибыль объем производства также максимизирует и рентабельность капитала, рентабельность издержек и экономичность. Этот объем производства является предельным относительно производственной мощности.

Взаимосвязи между целями максимизации прибыли и оборота существенно проще для понимания. Стремление к максимизации оборота рассматривается здесь как важнейшее выражение стремления к росту.

Таким образом, только при неизменности издержек или при линейных функциях издержек и выручки цели максимизации прибыли и оборота полностью взаимодополняют одна другую. В иных случаях взаимосвязи между целями частично непостоянны

Для планово-контрольных расчетов благодаря такому анализу взаимосвязей между целевыми показателями можно сделать вывод о том, что единственно целесообразной представляется ориентация системы расчетов на один целевой показатель (без учета показателей ликвидности).

Расчетная (калькуляционная) прибыль подходит в качестве целевого показателя, когда предметом принятия решений является производственная программа.

Относительно взаимосвязей между целями стремления к прибыли и структурной ликвидности, определенному соотношению собственного и заемного капитала следует лишь отметить, что при некоторых условиях можно определить структуру капитала, оптимальную с точки зрения финансового результата и издержек.

Интегрированная система показателей планово-контрольных расчетов, ориентированных на результат и ликвидность

Исходя из важнейших монетарных целей предприятия, которые сами одновременно являются предметом и результатом процесса принятия решения, или планирования, можно сформировать единую плановую систему целевых показателей результата и ликвидности для различных (интересующих руководство) объектов планирования.

Основные целевые показатели этой системы:

а) целевые показатели, ориентированные на результат:

· Расчетный (калькуляционный) результат, или производственный результат.

· Прибыль с капитала (расчетная прибыль + расчетные проценты).

· Рентабельность инвестированного капитала

· Балансовый нетто-результат, или балансовая прибыль (прибыль к распределению)

Ценность капитала в форме показателей:

· ценности совокупного капитала (дисконтированные сальдо поступлений и выплат до платежей, связанных с инвесторами);

· ценности собственного (акционерного) капитала (дисконтированные сальдо поступлений и выплат после платежей, связанных с заемным капиталом);

· чистой (остаточной) ценности предприятия (дисконтированные сальдо поступлений и выплат после платежей, связанных с инвесторами).

б) Целевые показатели, ориентированные на результат и ликвидность:

· Денежный поток (Cash Flow).

Компонентами этого целевого показателя являются показатели выплат и поступлений (затрат и доходов, или издержек и выручки). Эти показатели используется для внутренних и внешних информационных целей.

в) Целевые показатели, ориентированные на ликвидность:

· Резервы ликвидности (ликвидные резервы).

· Потребность во внешнем финансировании.

 

Принципиальная система показателей ПиК в разрезе основных разделов плана (частных планов) предприятия:

· планированием расчетного результата (планами выручки, издержек, сумм покрытия, результата, имущества);

· планированием балансового результата (планами прибылей и убытков, баланса) и

· финансовым планированием с планированием ликвидности (финансовым планом).

Для системы ПиК необходимы четкие, количественно выраженные данные:

· о поставленных задачах и целях, внутренних и внешних ограничениях и дополнительных условиях;

· об альтернативных вариантах решений;

· о последствиях реализации альтернатив решений;

· плановая информация как результат принятия решений;

· информация для оперативного регулирования;

· информация для документирования и контроля.

Главная цель системы интегрированного ПиК состоит в том, чтобы при ее помощи определять близко к оптимальным результаты решений, задавать их в качестве плановых целей и контролировать их достижение путем своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов и анализа причин возможных отклонений для корректировки планов. Система интегрированного ПиК делает возможным управление через согласованное (кооперированное) планирование и постановку целей (Management by Objectives) и управление посредством специфического контроля, т.е. оценку только специфических отклонений от поставленных целей (Management by Exceptions). Это позволит повысить эффективность процесса управления, понимаемого как контур регулирования, и тем самым в конечном итоге увеличить результаты деятельности предприятия.

Интегрированные планово-контрольные расчеты как составляющая концепции контроллинга

Согласно современному подходу контроллинг может интерпретироваться как информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием. Задачи контроллинга, следовательно, состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.Таким образом, основная функция контроллинга состоит в поддержке руководства предприятия. Кроме того, будучи, например, членом правления или директората и/или руководителем отдела контроллинга, контроллер может выполнять первичные централизованные функции управления. Значит, контроллинг представляет собой одну из важнейших функций управления и поддержки управления.

Если под концепцией в общем смысле понимать четко очерченное принципиальное представление о рассматриваемом предмете, то концепцию контроллинга можно определить как совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур.

Из основной задачи контроллинга - информационного обеспечения и поддержки ориентированного на результат управления предприятием - вытекают специальные задачи, к которым относятся:

· планирование и контроль на предприятии (особенно ориентированные на результат планово-контрольные расчеты);

· бухгалтерский учет как документирование;

· подготовка и передача первичной ориентированной на результат информации;

· формирование систем, методики и организационных структур контроллинга

Планирование (разработка и утверждение планов), регулирование (выдача плановых заданий и стимулирование достижения запланированных результатов) и контроль за реализацией планов рассматриваются в качестве предмета деятельности руководителей предприятия. Все руководители планируют, регулируют и контролируют цели и мероприятия в своих подразделениях.

Таким образом, принятие плана (утверждение целей и мероприятий), выдача плановых заданий (задание целей и мероприятий), а также контроль реализации плана (всеобщий или частичный контроль) являются обязательными (неотъемлемыми) видами деятельности руководителей (линейных инстанций, а также координирующих инстанций с исключительными правами принятия функциональных решений и отдачи распоряжений).

Система планов и планово-контрольные показатели

Система ПиК рассматривается на примере предприятий с функциональной организационной структурой, в рамках которой не только предприятие в целом и его основные функциональные подразделения, но и интегрированные подразделения с пересекающимися задачами и областями ответственности образуют обособленные структурные единицы, которые в свою очередь могут быть разделены далее по функциональному, продуктовому и/или региональному принципам.

Система планов предприятия с функциональной организационной структурой

1. Общие положения

2. Генеральные целевые планы

3. Стратегические планы

4. Оперативные планы

5. Общефирменный план результата и финансовый план

6. Сводный перечень ключевых планово-контрольных показателей

5. Показатели планирования результата и финансового планирования.

Сущность анализа состояния внешней среды и деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.

В практике используют разные виды анализа и их комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процессов контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.

Анализ может проводиться как в форме чистого анализа фактов, так и в форме при чинно-следственного анализа, чаще всего при изучении отклонений.

К наиболее популярным методам анализа относятся:

· функционально-стоимостной анализ;

· бенчмаркинг (Benchmarking);

· анализ цепочки создания стоимости;

· анализ полей бизнеса (Profit Impact of Market Strategies - PIMS);

· сравнительный анализ деятельности предприятий;

· сравнительный отраслевой анализ.

Планирование и контроль в рамках генерального целевого планирования

Процесс планирования генеральных целей можно рассматривать по-разному. Согласно первому подходу определенные цели отдельных субъектов предприятия могут быть взяты в качестве генеральных целей предприятия (например, цели только акционеров); при другом подходе определенные цели отдельных субъектов, которые хотят видеть их в качестве генеральных целей предприятия, можно рассматривать как исходный пункт процесса планирования целей, в ходе которого различные индивидуальные цели разных групп согласовываются (например, цели акционеров, персонала и менеджеров). В последнем случае система целей есть результат компромисса. Таков процесс целеобразования при постановке всех генеральных целей предприятия.

Процесс целеобразования:

1) Этап постановки проблемы

2) Этап поиска альтернатив

3) Этап оценки альтернатив

4) Этап принятия решения

Система высших монетарных целей как результат целевого планирования на предприятии с функциональной организационной структурой включает:

(1) Генеральные целевые установки и образ действия

(2) Генеральные монетарные цели стратегического планирования

(3) Генеральные монетарные цели оперативного планирования

(4) Генеральные монетарные цели по периодам как результат общефирменного планирования прибыли и финансового планирования

 

Планирование полей бизнеса составляет ядро стратегического планирования. Оно включает долгосрочное планирование продуктовой программы и соответствующего потенциала на уровне отдельных полей бизнеса и предприятия в целом.

Поля бизнеса или их группы могут характеризоваться как:

· ключевые поля бизнеса (основа экономического успеха предприятия) или

· специальные поля бизнеса (дополнительные носители успеха).

 

Стратегии полей бизнеса являются принципиальным способом рыночно ориентированного формирования полей бизнеса. Эти стратегии вырабатываются в ходе бизнес-планирования и включаются в планы полей бизнеса (бизнес-планы).

Первичная цель для организационно-правового структурирования предприятия его сохранение и успешное развитие. Из нее выводятся специфические вторичные цели:

· предметные цели, например обеспечение ориентации на рынок и конкуренцию, повышение управляемости и стимулирования нововведений и кооперирования;

· монетарные (стоимостные) цели, например обеспечение прибыльности, снижение затрат, привлечение капитала и поддержание ликвидности;

· социальные цели, в частности сохранение и развитие кадрового потенциала, повышение эффективности диалога с общественными группами внутри и вне предприятия.

В качестве вторичных целевых критериев при выборе правовой формы предприятия могут рассматриваться: уровень ответственности перед вкладчиками капитала (ограниченна или неограниченная), масштаб управленческих полномочий, степень участия в прибылях и убытках, условия финансирования и налогообложения, затраты, связанные с соответствующей правовой формой, необходимость публикования отчетности о работе предприятия.

Предпосылкой планирования системы управления является двойственность в интерпретации управления: с одной стороны, это процесс планирования, регулирования и контроля, связанный со специфическим поведением, а с другой стороны, - совокупность субъектов процесса переработки информации. Отсюда задачи планирования системы управления связаны как с самим плановым процессом, так и с субъектами этого процесса.

Планирование и стимулирование руководящих кадров имеют целью решение запланированных задач определенным качественным и количественным составом руководителей, представляющим собой важнейший элемент кадрового потенциала, и создание им возможностей и стимулов для поддержания оптимальной работоспособности и постоянной готовности к работе. Задача Планирования информационной системы менеджмента - формирование информационных предпосылок для оптимального восприятия комплексных процессов планирования, регулирования и контроля на предприятии.

Процесс оперативного планирования продуктовой программы может быть упрощенно представлен так:

Цель:

- Разработка оптимальной с точки зрения прибыли и сумм покрытия продуктовой программ

-Разработка альтернативных продуктовых программ ы на базе суммы покрытия по продуктам и рынкам.

-Оценка альтернатив в зависимости от различных ситуаций принятия решения

-Выбор подходящей альтернативы: утверждение плановой продуктовой программы.

Функциональное планирование и контроль это планирование целей и мероприятий по отдельным функциональным сферам деятельности (подразделениям) и необходимый для обеспечения достижения целей контроль.

У функционального планирования два взаимосвязанных комплекса задач:

· планирование материальных (объектных) и процессных целей в подразделениях с учетом общих целей; планирование программ в подразделениях; качественное и количественное (немонетарное) планирование мероприятий, необходимых для оптимального достижения целей;

· монетарные, ориентированные на результат плановые расчеты, что означает определение и представление в стоимостной форме при помощи показателей издержек, выручки и сумм покрытия, а также стоимости необходимого имущества, результатов планирования целей и мероприятий.

Планирование по продукту включает систематическое определение и задание параметров качества продукта и интегрируется с планированием производства и калькулированием. Оно может быть стратегическим и/или оперативным.

Калькулирование - вычисление издержек по единице продукта или единицам результата производства. Объектами калькулирования являются продукты, услуги или комплексы товаров и услуг в определенных единицах измерения: штуках, килограммах, литрах - или, если речь идет о комплексах, - это проекты либо сооружения. Объектом калькуляции может быть также заказ. Под заказом понимаются согласованные договорным путем требования спланировать и произвести к установленному сроку продукт или услуги определенного качества и в заданном количестве.

Задача калькулирования - отнесение издержек по определенным принципам на объекты калькулирования.

Общефирменное планирование результата и финансовое планирование

Планирование производственного результата базируется, с одной стороны, на показателях генеральных целей (предварительные цели), с другой стороны, на оперативных планах - продуктовой программе и функциональных планах.

Планирование и контроль производственного результата зависят от. применяемого на предприятии метода учета издержек по носителям и периодам. Существуют три основных метода:

· расчет издержек и выручки предприятия на базе полных затрат (метод учета полных плановых затрат);

· расчет издержек и выручки предприятия на базе неполных затрат (метод учета предельных плановых затрат);

· расчет издержек и выручки предприятия на базе комбинации полных и неполных затрат (метод ступенчатого учета плановых сумм покрытия).

Направлениями такого периодического планирования являются: планирование затрат и доходов; планирование баланса.

Контроль осуществляется путем сопоставления плановых показателей затрат и доходов и баланса с показателями прошлых периодов, а также с ожидаемым выполнением плана.

Внутренние планирование и контроль затрат и доходов, а также баланса поставляют информацию исключительно для внутреннего пользования, прежде всего для руководителей.

Внешние планирование и контроль затрат и доходов, а также баланса, напротив, дают сведения в первую очередь для изучения внешним заинтересованным пользователям, таким, как существующие и потенциальные инвесторы, местная и международная общественность.

Общая задача планирования и контроля выплат и поступлений как части общих расчетов системы ПиК на предприятии - учет денежных потоков, движущихся между предприятием и внешними объектами, объемов денежных средств предприятия с позиций повышения эффективности платежей, гарантирования ликвидности и оптимизации привлечения и вложения средств. Планирование этих потоков связано с общефирменными расчетами и по значимости находится на одном уровне с общефирменным планированием калькуляционного и балансового результата деятельности предприятия.

Простые модели-уравнения составляются:

· для планирования издержек и выручки (производственные модели) предприятия в целом во взаимосвязи с продуктовым и функциональным планированием;

· для планирования затрат, доходов, баланса (балансовые модели) предприятия в целом во взаимосвязи с планированием издержек и выручки;

· для планирования выплат и поступлений (финансовые модели) во взаимосвязи с планированием издержек, выручки и/или затрат и доходов

Параметры в уравнениях модели можно упорядочить по следующим группам:

(1) Накопленные данные прошлых периодов

(2) Параметры, вводимые периодически или изменяемые самой системой

(3) Постоянно вводимые вновь данные

(4) Рассчитываемые в самой системе показатели

В другой модели, разработанной автором и сотрудниками Института планирования предприятия Университета г. Гиссена, на компьютере моделируется планирование баланса и финансовое планирование на несколько периодов

(1) Базовая (структурная) модель

(2) Модель амортизации

(3) Кредитная модель

(4) Модель распределения прибыли

(5) Модель остаточного финансирования

(6) Входы-выходы модели

ПиК в рамках стратегического и оперативного планирования проектов

Проекты в рамках концепции системы планирования, излагаемой в этой книге, являются целе-ориентированной, ограниченной во времени последовательностью, как правило, однократных, комплексных и нерегулярно повторяющихся действий (мероприятий, работ).

К специфическим сущностным признакам проекта можно отнести следующие:

· однократность и комплексность, сложность структуры мероприятий;

· специфичность содержательных и финансовых результатов;

· заданность сроков начала и окончания и тем самым временн о й цели;

· нерегулярность осуществления.

Различают однофункциональные проекты, и многофункциональные.

Под планированием проектов понимают систематическую подготовку и принятие решений относительно целей, сроков и последовательности действий.

Цели проекта связаны постоянно с его предметом и подразделяются на специфические продуктивные (содержательные) цели стратегического и/или оперативного характера, цели относительно сроков, результата (прибыли), а иногда и ликвидности.

Альтернативы - это возможности различной последовательности действий, посредством которых реализуются цели проекта

Монетарное влияние проектного планирования отражается в общефирменном плане результата и финансовом плане. При планировании долгосрочных проектов возникает проблема отнесения выручки и балансового результата на отдельные периоды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: