Шведская налоговая система в общих чертах




Шведская система государственного управления и методы руководства налоговой системой

 

Шведская налоговая система находится под руководством Министерства финансов Швеции, третьим по величине министерством после Министерства иностранных дел и Министерства промышленности.

 

Согласно шведской конституции – Акту о форме правления – все решения, означающие обязанность граждан платить налог, должны приниматься Риксдагом в виде закона. Это правило касается не только ставок налогов, но и правил их взимания, например, сроков уплаты, налоговой отчетности и процентных ставок. Однако это правило не распространяется на оргструктуру налоговых органов, которая определяется правительством или самим агентством. Государственная налоговая служба выпускает предписания и рекомендации по толкованию законодательства, которыми должны пользоваться налоговые инспекторы. Управление также отвечает за выработку направлений деятельности, отслеживает ее и распределяет средства между региональными налоговыми органами, инспекциями и
органами Службы судебных приставов.

 


Структура и методы работы шведской налоговой системы

 

Государственная налоговая служба Швеции – главный орган по начислению, сбору и принудительному взысканию налогов и ведению регистрации населения. Региональные службы налоговых приставов пока сохраняют самостоятельность, хотя их будущее является предметом рассмотрения.

 

Что касается контрольной работы, то Генеральный директор ГНС вместе с руководителями региональных управлений ежегодно утверждают т.н. национальный план, который и определяет направления работы. Контрольная работа осуществляется всеми инспекциями, но некоторые из них являются специализированными. Так, несколько инспекций работают с крупнейшими налогоплательщиками, несколько инспекций занимаются экономическими преступлениями, несколько других контролируют иностранные предприятия.

 

Все акцизы администрируются Особой налоговой инспекцией в г. Людвика, а проверки по ним осуществляют четыре региональных
управления в крупнейших городах.

 

 

Шведская налоговая система в общих чертах

 

Шведская налоговая нагрузка является одной из самых высоких в мире, это связано с тем, что в Швеции очень много видов деятельности осуществляется за счет общественных средств. Конкуренция за налоговую базу между разными странами, особенно в ЕС, требует, чтобы ставки налогов были относительно низкими. Чтобы добиться этого, не снижая доходов общества, Швеция была вынуждена в последние годы расширять налоговые базы – были введены налоги на большее количество видов доходов и собственности – что позволило снизить ставки налогов.

 

Шведские налоги можно разделять двумя способами: с одной стороны – прямые и косвенные налоги, с другой стороны - налоги на труд и на капитал.

 

Прямые налоги взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц, а косвенные налоги являются косвенными до тех пор, пока они не направлены на конкретного налогоплательщика. Объектом налогообложения здесь является оборот товаров и услуг. Многие налоги являются прямыми: подоходный налог, налог на прибыль предприятия и налог на недвижимость. Примером косвенных налогов является НДС и акцизы. Прямые налоги берутся с домохозяйств, а косвенные, как правили, с предприятий.

 

Налоги можно также разделить на категории в зависимости от того, что является источником происхождения налогооблагаемого дохода – труд или капитал. Налоги на труд берутся с доходов за выполненную работу. Например, социальные отчисления работодателя (ЕСН), подоходный налог с зарплаты, собственные отчисления (с дохода ИЧП) и НДС (при работе с продажами). Капитал является источником налогов, взимаемых с созданной стоимости, как то налог на недвижимость, на состояние, налог на прибыль предприятий и подоходный налог на доход от капитала.

 

В Швеции налоги на труд дают около 85% всех налоговых поступлений, а налоги на капитал – всего 15%. Налог на доходы от трудовой деятельности, большая часть которого идет муниципалитетам (коммунам), составляет значительную часть налоговых поступлений. Ставка налога прогрессивная, она начинается с примерно 30 процентов и заканчивается 55 процентами. Это единственный налог, который попадает в распоряжение коммун. Муниципальный налог, который определяется самими коммунами, имеет ставку от 28 до 33 процентов. С доходов от трудовой деятельности, превышающих прим. 36 000 долл. США, взимается также государственный подоходный налог по ставке 20 процентов, а на доход свыше 55 000 долл. США ставка уже 25 процентов. Все налоги собираются Государственным налоговым управлением и ежедневно через систему счетов по типу концерна переводятся на центральный расчетный счет государства. Коммуны имеют право списывать с этого счета сумму, соответствующую подоходному налогу с их жителей. Существует также система выравнивания доходов, когда самые богатые коммуны отдают часть своих налоговых поступлений самым бедным 4 коммунам. Социальные отчисления также высоки – почти 30 процентов – в то время, как налог на прибыль предприятий в 28 процентов не отличается от международного уровня. Налог на доходы физических лиц от капитала берется по ставке 30 процентов. Высшая ставка НДС составляет 25
процентов
, акцизы также берутся со значительной группы товаров.

 


Шведская процедура налогообложения

 

Каждый год Государственная налоговая служба получает примерно 7 млн. деклараций, из которых 6 млн. – декларации физических лиц и примерно 1 млн. юридических. Особые ежемесячные декларации по ЕСН, НДС и предварительно удержанному подоходному налогу сотрудников присылают примерно 400 000 предприятий. Это означает, что количество деклараций, ежегодно получаемых Государственной налоговой службой, составляет примерно 12 миллионов. Сюда же относятся особые приложения по налогу на недвижимость, наследство, дарение и т.д.

 

Шведский процесс налогообложения характеризуется тем, что большая часть налогов взимается предварительно в течение налогового года, и лишь после его истечения рассчитывается окончательный налог. Для того, чтобы платить предварительный налог и социальные отчисления, нужно иметь налоговое свидетельство – ИЧП получают свидетельство F (предприниматель), а наемные работники и ИЧП, которые не хотят или не могут получить свидетельство F, получают свидетельство А (наемный работник). Чтобы получить налоговое свидетельство F, необходимо осуществлять предпринимательскую деятельность и не иметь в прошлом налоговых нарушений. налоговое свидетельство F означает, что его владелец может сам платить свой подоходный налог и социальные отчисления. Таким образом, предприятию, не имеющему свидетельства F, будет трудно получить заказ, поскольку в этом случае заказчик должен сам платить налоги за подрядчика.

 

Физические лица согласно Закону о самодекларации обязаны ежегодно показывать все свои налогооблагаемые доходы.

 

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подают также приложение предпринимателя к декларации. Однако зарплаты работников указывает работодатель, сначала ежемесячно в виде единой суммы, а по окончанию года получения доходов по каждому работнику в виде контрольных данных (см. ниже). Контрольные данные являются основой для заранее впечатанных в высылаемый бланк декларации данных о доходе плательщика. Бланки самодеклараций рассылаются в марте месяце года, следующего за годом получения дохода, всем плательщикам, которые получали какой-либо доход. Если плательщик не согласен с ним, то он может изменить впечатанные данные, а также заявить о желании сделать налоговый вычет за какие-то расходы. Только после того, как декларация поступила в Государственное налоговое управление (а это можно сделать с помощью Интернета или SMS), принимается решение о начислении окончательного налога, в связи с чем плательщику либо доначисляют сумму налога, либо ставят сумму переплаты к возврату. Обычно это делается в августе/сентябре следующего года. Такие корректировки могут быть связаны с тем, что плательщик заработал либо больше, либо меньше, чем в предыдущий год, или поставил к вычету расходы, понесенные в связи со своей работой.

 

Доходы/расходы от капитала не могут облагаться в авансовом порядке, и поэтому часто ведут к корректировкам.

 

пенсионеры, не имеющие иного источника дохода, кроме пенсии, не подают декларацию.

 

Предприятия ежегодно показывают свои доходы в т.н. декларации о доходах. Эта декларация, с приложением выдержки из бухучета в утвержденном формате, присылается в мае. Решение о начислении окончательного налога на предприятие принимается в ноябре или декабре месяце после года получения прибыли. Данные для расчета ЕСН и НДС подаются ежемесячно в той же декларации, в которой указывается предварительно удержанный подоходный налог сотрудников – в налоговой декларации. Те налоги, которые показываются в декларации о прибыли и налоговой декларации, уплачиваются в текущем режиме в течение года. Подоходный налог сотрудников (физических лиц) и налог на прибыль (юридических лиц) уплачивается на основе ставок прошлого года, а ЕСН и НДС на основе данных, указанных в налоговой декларации. ИЧП вместо социальных отчислений работодателя платят т.н. собственные отчисления, которые показываются в самодекларации.

 

Если налогоплательщик не присылает декларацию, или указывает в ней недостаточные данные, налоговый орган может по закону потребовать от него декларацию. Если декларация все равно не поступает, к нему может быть применено налоговое посещение или выездная проверка для начисления налога. Однако последняя мера может применяться только в отношении юридических лиц. Поскольку для получения налогового вычета не требуется представлять вместе с декларацией подтверждающие документы, налогоплательщик по закону обязан хранить и по запросу налогового органа предоставлять эти документы в течение 10 лет после подачи декларации.


Контрольные данные

 

Основывать решение о начислении налога только на декларации о доходах – ненадежно и требует много времени. Поэтому в Швеции было принято решение обязать всех работодателей в конце года таксирования предоставлять контрольные данные о том, какая зарплата была выплачена каждому работнику в течение года. Кроме того, все банки и финансовые институты обязаны сообщать о выплаченных процентах и дивидендах в течение года. На основе этих данных в бланки деклараций физических лиц вносятся все сведения, и они вносят изменения в декларацию, только если не согласны с заранее впечатанными сведениями. или хотят внести в них изменения. На сегодняшний день изменения вносятся лишь в каждую третью декларацию, и по мере увеличения количества контрольных данных это число должно снижаться. Таким образом, с помощью этой системы снижается количество умышленных и неумышленных ошибок. В 2003 году в налоговые органы было подано почти 80 миллионов контрольных данных. Они подавались в утвержденном формате на бумаге, в виде компьютерных файлов, дискет, через Интернет и по телефону. Согласно Закону о самодекларации и контрольных данных, обязанность подавать данные
охватывает следующее:

 

• доходы от работы по найму, включая льготы в натуральной форме, пенсии, выплаты по больничным

• полученные и уплаченные банковские проценты (кроме небольших сумм, которые рассматриваются как пени за задержку)

• продажа ценных бумаг
• продажа и владение паем в жилищном кооперативе

 


Налоговые преступления и налоговые штрафы

 

Если налогоплательщик в Швеции нарушит налоговое законодательство, он может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за налоговое преступление. Налоговые преступления, за которые в Швеции можно получить от штрафа до 6 лет лишения свободы, раньше составляли подавляющую часть всех дел, рассматриваемых административными судами. Чтобы снизить нагрузку на суды и сократить время рассмотрения дел, в 1972 году была введена альтернативная мера наказания, которую могли применять сами налоговые органы – налоговый штраф. В 2003 году было принято ок. 250 000 решений о наложении налоговых штрафов на сумму 18 млрд. шведских крон, а в судах было вынесено лишь 1500 приговоров за налоговые преступления.

 

Для квалификации деяния как налогового преступление необходим субъективный фактор – наличие злого умысла, а при наложении налогового штрафа учитываются лишь объективные обстоятельства. Проще говоря, достаточно указать неверные данные, чтобы встал вопрос о налоговом штрафе. То есть неверными должны быть именно указанные данные – неверное заявление о вычете не является налоговым преступлением, если сами цифры верные. Добровольное внесение исправлений в данные освобождает от налогового штрафа, если это исправление не стало результатом личного контакта инспектора с плательщиком или объявленной налоговым органом кампании по проверке именно таких деклараций. Налоговый штраф не налагается, если неверные данные стали результатом явной описки или ошибки в расчетах, если данные можно исправить с помощью контрольных данных, если данные исправлены добровольно или речь идет о незначительной сумме (по НДС 2500 крон, по прибыли 5000 крон).От налогового штрафа могут освободить, если ошибка «извинительна» в силу возраста или неопытности, или если наложение штрафа является неоправданным. Штраф рассчитывается, исходя из укрытой от налога суммы, на которую начисляется 20 процентов по НДС и 40 процентов по всем остальным налогам.

 

Система, позволяющая одновременно и привлекать к уголовной ответственности, и налагать штраф, подвергается последнее время критике с разных сторон. Многие считают что это противоречит запрету на двойное наказание, записанному в Европейской конвенции о правах человека. Однако Европейский Суд до сих пор не счел, что налоговый штраф противоречит Конвенции. Налоговый штраф, так же как и штраф за задержку декларации (5000 крон для акционерных обществ и 1000 крон для прочих плательщиков) может быть обжалован в административном суде.

 

Для успешного осуществления контрольной работы необходимо, чтобы подозрение в совершении налогового преступления давало право на определенные принудительные меры. Для этого в Швеции есть особый Закон о принудительных мерах, который применяется в случаях серьезного налогового мошенничества. Особо уполномоченный руководитель группы расследований принимает решение о принудительных мерах, которые могут включать в себя проверку в производственных помещениях, выемку документации, внезапную проверку или опечатывание помещений. Для т.н. внезапной проверки, когда налогоплательщика не предупреждают о ней заранее, часто необходимо решение суда, которое в особо срочных случаях может быть вынесено и после проверки, задним числом. Прокуратура и полиция тесно сотрудничают в таких делах, но именно прокурор выносит решение о таких мерах, как обыск, выемка, задержание и принудительное доставление на допрос. В каждом налоговом регионе1 есть отдел расследования налоговых преступлений со специально обученными технике допросов сотрудниками, но они не имеют права принимать решения о принудительных мерах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: