Современные нормативные требования к психодиагностическим методикам и пользователям психодиагностического инструментария (Этический кодекс 1991 г., Ярославль; Этический кодекс РПО, СПб. 2003 г.).
Репрезентативность и область применения психодиагностических методик.
Понятие о валидности, надежности и разрешающей способности (дискриминативности) диагностических шкал. Основные их виды и интерпретация соответствующих коэффициентов.
Нормативные требования к разработке, адаптации и использованию психодиагностического инструментария.
Примерный вариант ответа:
Прежде всего, следует подчеркнуть, что идеального психодиагностического инструментария просто не существует. У любого инструмента измерений имеются как сильные, так и слабые стороны. Вместе с тем, имеются также и общепринятые в международном психологическом сообществе требования к психодиагностическим методикам и их использованию в практике. В нашей стране они изложены в ряде документов, начиная со «Стандартных требований к психологическим тестам», изданным в Ярославле в 1991-м году, и заканчивая новейшим требованиям к ПДМ, изложенным в Ежегоднике профессиональных рецензий методик психодиагностике (Челябинск, 2010). Кроме того, соответствующие требования неоднократно обновлялись на Съездах РПО, в т.ч. в СПб (2003) и в Ростове-на-Дону (2007). Именно с позиций этих требований и рассмотрим качество теста Мудрости.
Требования к ПДМ и их использованию | Сильные стороны Теста Мудрости | Слабые стороны ТМ |
1. Соблюдение авторских прав. 2. Соблюдение требования проф.тайны. | Тест в свободной продаже. Требования сохранения проф.тайны и, возможно, авторских прав, не соблюдаются. Это не соответствует международной практике. Профессиональный тест должен распространяться только сертифицированными центрами и для сертифицированных специалистов. | |
Требования к технологи адаптации зарубежного инструментария | Какие-то попытки адаптации инструмента проведены: он переведен на русский язык, проведено психометрическое исследование его работы на русской выборке, есть некоторые данные этого исследования | В руководстве нет никаких сведений о том, как и кем выполнялся перевод методики, соблюдались ли необходимые требования к такому переводу (обычно прямой и обратный переводы специалистами, свободно владеющими 2 языками). |
Описание конструкта и его структуры, а также соответствующих теоретических исследований | Такое описание совершенно отсутствует. Т.е. конструкт «мудрость» не операционализирован. Возможно, методика – салонный (развлекательный) или ориентировочный тест. | |
Область применения теста. Репрезентативность выборки стандартизации теста. | Психолог К. ищет инструмент для консультирования взрослых и пожилых людей. Однако Тест Мудрости «апробирован на русскоязычной выборке 53-х студентов гуманитарных специальностей одного из вузов России». Т.е. он совершенно непригоден для целей К. Тест пригоден только для студентов, да и то очень ограниченной выборки данного вуза (53 человека). Т.е. – выборка проверки теста не репрезентативна ни по количественному критерию (обычно от 200 человек и более), ни по качественному структурному критерию. Тест не годится «для широкого применения», реальная область применения теста очень узкая. | |
Психометрические параметры: Валидность; Надежность; Дискриминативность (разрешающая спос-ть) | Имеются 2 коэф-та надежности – альфа Кронбаха и ретестовой надежности | 1. Они «не доходят» до необходимого минимума = 0,7. Т.е. тест нельзя считать надежным. 2. Данные кроссвалидизации (связи с другими инструментами) недостаточны. Непонятно, почему именно эти тесты были взяты для сравнения (особенно тест Равена). Да и коэф-ты корреляции с этими тестами для выборки в 53 человека малы. |
Нормы | Представлены медианные нормы. | Ничего не сказано о нормальности распределения. Да и выборка, опять же, очень мала для использования таких норм. А на взрослых и пожилых эти «нормы» вообще распространить невозможно. |
Итог – данный тест совершенно не соответствует ни ожидаемой К.Н. области применения, ни тем требованиям, которые предъявляются к ПДМ в психометрике. Это касается репрезентативности выборки, параметров валидности, надежности, дискриминативности. Адаптация теста проведена некорректно. Кроме того, нарушаются авторские права в его адаптации и распространении.
ВЫВОД – данный тест использовать нельзя не только в практике К.Н, но и в практике любого психолога.
Теоретические материалы к ответу:
[1] Подобный пример содержится у К.Купера (2000 г.)
[2] К сожалению, подобные выводы на основании применения психодиагностики очень распространены
[3] Существуют способы приведения практически любого распределения к нормальному, техники нелинейного преобразования «сырых» баллов, но в данном пособии мы не приводим их описания
[4] Столь малая выборка, использованная лишь для примера расчетов, конечно, не может дать полноценных статистических норм