МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ “ОСНОВЫТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА”..
ТЕМА ”Сущность, содержание и форма права.”
ВЕЧЕРНЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1 ГРУППА.
СЛУШАТЕЛЬ Петров И.И.
ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА №22
АДРЕС: 420037, г. Казань, ул. Гвардейская 3-27
Казань 2000 г.
Введение. 3
Сущность и содержание права 6
Происхождение права, основные пути его формирования 6
Признаки права, определение его понятия 7
Форма права: понятие и виды 13
Источники права 17
Внутренняя форма права. система права, ее элементы 18
Система права российской федерации 22
Заключение 27
Список используемой литературы 28
“ Jus est ars boni et aegui” - “Право есть искусство добра и справедливости”.
(Римское изречение).
“Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права.”
(В.И. Ленин.)
Введение.
Право, как и государство, является продуктом развития общества на определенном этапе развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи.
Соотношение государства и права
Нормы права не могут возникнуть, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм Нормы права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.) Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательными в силу того, что они устанавливаются (либо санкционируются государством). | Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе. |
|
Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.
В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.
Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.
Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.[1]
Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли всевозможных объективных и субъективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
|
· право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
· право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
· право частной собственности является основой всех прав человека;
· право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Одной из фундаментальных задач науки является познание природы права, раскрываемой главным образом через его сущность и содержание. Без решения этой сложной и многогранной задачи невозможно получить полноценное представление о праве.
Осмысление природы права имеет богатую историю. Известны естественно-правовая, историческая, реалистическая, психологическая, нормативистская, социологическая, позитивистская, и некоторые другие доктрины права. Они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой - выражение исторически складывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей - защищенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвертой - империативное переживание людей (Петражицкий, Мэрилла), для пятой -внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кельзон), для шестой - система правоотношений, поведения людей (Эрлих, Шершеневич) и т.д. При всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права. Наряду с идеями, оказавшимися неоправданными, они содержали рациональные моменты, которые внесли свой вклад в общее ученье о праве.
|
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего либо вмешательства (права на труд, на отдых и т.д.).
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость.
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле, исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свобод воль в их взаимоотношении друг с другом.
Сущность и содержание права
Происхождение права, основные пути его формирования
Правила поведения (социальные нормы),
действовавшие в родовой общине племени
Нормы обычаев, регулировавшие труд, охоту, рыбную ловлю, быт, семейные отношения | Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, регулировали отправление обрядов |
Особенности норм поведения родовой общины
Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разграничения прав и обязанностей | Их исполнение обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости общественным мнением общины |
Пути возникновения права в процессе перехода
от первобытнообщинного строя
к государственной организации общества