Предмет и задачи комплексного экономического анализа




Цель экономического анализа – правильная оценка деятельности предприятия, выявление и использование резервов повышения эффективности производства.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Объектом экономического анализа выступают экономические результаты хозяйственной деятельности, а именно производство, продажи, себестоимость, прибыль и т.д.

Функции анализа:

- установление тенденций экономических явлений и процессов;

- научное обоснование текущих и перспективных планов;

- контроль за выполнением планов и управленческих решений;

- поиск резервов повышения эффективности производства (главная);

- оценка результатов деятельности.

Основные принципы анализа:

- государственный подход – при оценке результатов необходимо учитывать требования законодательства, соблюдать требования экономической, социальной, экологической политики;

- научность – носит научный характер;

- комплексность – охват всех сторон деятельности и всестороннее изучение,

- системность – изучаемый объект рассматривается как система элементов, определенным образом связанных между собой;

- объективность, конкретность, точность – базируется на достоверной информации, точных расчетах;

- действенность, оперативность;

- эффективность – результат должен оправдывать затраты.

Задачи эконом. анализа:

 

Seldon стоимостьseldongroup.ru Мастер-класс по товарному бизнесуtovmach.ru Дипломная работа: подбор материаловn-medvedeva.ru Верификация Методик Измерений!ноудпосодействие.рф 18+

 


- объективное и всестороннее исследование хоз. деятельности организации, ее результатов;

- оценка эффективности использования производственных ресурсов и производственных мощностей;

- нахождение ошибок деятельности и разработка направлений их устранения;

- поиск резервов повышения эффективности производства;

- повышение научного уровня анализа.

Метод экономического анализа – способ системного, комплексного изучения, измерения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных задач и динамику развития организации.

Методы анализа:

1. Горизонтальный анализ – сравнение показателей с данными прошлых лет. В результате горизонтального анализа определяется изменение абсолютных величин за анализируемый период (абсолютное отклонение и темп роста);

2. Вертикальный анализ – представление информации в виде относительных показателей структуры – удельного веса каждого показателя в его общем итоге;

 

 

3. Факторный анализ – метод комплексного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Проводится методами цепной подстановки, абсолютных разниц, индексным методом, методом балансового обобщения;

4. Метод финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, определяются отношением отдельных абсолютных показателей. Финансовые коэффициенты применяются для анализа платежеспособности, устойчивости, рентабельности, деловой активности. Преимущества финансовых коэффициентов по сравнению с абсолютными показателями:

1) устраняется искажающее влияние инфляции;

2) появляется возможность оценить деятельность исследуемой организации относительно других организаций.

5. Трендовый анализ – определение будущего состояния организации на основе устойчивых трендов.

Каждый метод проводится с помощью различных приемов.

Традиционные приемы анализа:

1) наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями. Может быть сплошное и выборочное наблюдение.

2) способ сравнения – это научный метод познания, в процессе которого изучаемые объекты сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Направления сравнения:

а) сравнение фактических отчетных данных с плановыми. Результатом сравнения является определение процента выполнения плана;

б) сравнение показателей в динамике – с данными предыдущих периодов. Результат сравнения – абсолютное отклонение и темп роста (в процентах);

в) сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли;

г) сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;

д) сравнение с зарубежными результатами;

е) сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности;

ж) сравнение с нормативными значениями. Результат сравнения – определение отклонения от норм.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей: одинаковые единицы измерения, а также учет инфляции, например, с помощью индекса-дефлятора (ИД):

А0 = А1 / ИД, где А0,1 – значение показателей в отчетном (1) и прошлом (0) периодах;

3) способ группировки информации. Группировка – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Результатом группировки являются аналитические таблицы;

3) графический способ связан с геометрическим изображением функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. График позволяет зрительно заметить закономерности, которые содержит числовая информация. Основные виды графиков, используемые в анализе: столбиковые диаграммы, линейные графики, секторные диаграммы;

4) прием детализации – разбиение общих показателей на более частные. Чем более детально разбиты общие показатели, тем лучше и быстрее можно определить причины изменений;

5) выборка – оценка большой совокупности объектов путем изучения свойств отдельных объектов из этих совокупностей.

Экономико-математические приемы анализа:

1) абсолютные, относительные величины.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса в денежном или натуральном измерении. Натуральные показатели могут быть и сложными, например, чел-дн., тонн-км. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем:

Абсолютное отклонение ∆П = П1-П0, где П1,0 – значение показателя в отчетном (1) и базисном (0) периоде.

Абсолютные показатели зачастую не дают реального представления о достигнутых результатах и происходящих внутренних изменениях предприятия, поэтому для характеристики результатов деятельности в анализе применяются относительные показатели – отношение абсолютных показателей.

Относительные показатели могут быть представлены:

а) коэффициентом (индексом)) = П1 / П0;

б) выражаться в процентах и показывают, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Темп роста (в %) = П1 *100 / П0.

Темп прироста: темп роста – 100%.

Темп снижения: 100% – темп роста.

Базисный темп роста: Пi / П0.

Цепной темп роста: Пi / Пi-1, где i – значение показателя за любой период.

в) относительная величина структуры – доля отдельной части в общем объеме (итоге). Ее называют удельный вес.

Удельный вес = Пi * 100 / П общ.

2) средние величины. Виды средних величин: арифметическая простая, арифметическая взвешенная, хронологическая, геометрическая. В эконом. анализе чаще всего используется простая средне арифметическая величина:

Пср = (П0 + П1) / 2.

В экономическом анализе средние величины используются при исчислении средней зарплаты, средней численности работников, среднего возраста оборудования и т.д.

Тема 2. Метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий

Рассматриваемые вопросы:

  1. Метод экономического анализа.
  2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.
  3. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей.

1. Метод экономического анализа

Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причины изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения экономической эффективности.

К характерным особенностям метода экономического анализа относятся выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Например, объем выпуска промышленной продукции зависит от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, орудий труда, предметов труда. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным.

Весьма распространенным методическим приемом является определение степени влияния данного фактора при прочих равных условиях, т.е. когда остальные факторы считаются якобы неизменными.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственную связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы его обоснованными.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции и дедукции. Метод логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция - это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности

Использование метода экономического анализа проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Это могут быть методики исследования отдельных сторон хозяйственной деятельности либо методики комплексного анализа. Надо отметить, что каждому виду анализа соответствует своя методика.

В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятий, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

Любая методика анализа представляет собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования.

Она содержит примерно такие моменты:

а) задачи и формулировки цели анализа;

б) объекты анализа;

в) системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

г) советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

д) описание способов исследования изучаемых объектов;

е) источники данных, на основании которых производится анализ;

ж) указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части исследования);

з) технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;

к) характеристика документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа;

л) потребители результатов анализа.

Более подробно остановимся на двух элементах методики:

  • последовательность выполнения аналитической работы;
  • способах исследования изучаемых объектов.

При выполнении комплексного экономического анализа выделяются следующие этапы:

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.

На втором- разрабатывается система синтетических и аналитических показателей с помощью которых характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

На четвертом - проводится сравнении фактических результатов хозяйствования с показателями плана отчетного года, фактическими данными прошлых лет, с достижениями ведущих предприятий, отрасли в целом.

На пятом этапе выполняется факторный анализ: выделяются факторы и определяется их влияние на результат.

На шестом - выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

И на седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Такая последовательность выполнения аналитических исследований является наиболее целесообразной с точки зрения теории и практики экономического анализа.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа, или еще их называют инструментарий анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

  • первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);
  • изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;
  • определение влияния факторов на результаты деятельности предприятий;
  • подсчета неиспользованных и перспективных резервов увеличения эффективности производства;
  • обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятия;
  • обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

В экономическом анализе деятельности предприятия используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации. Это сравнение, графически, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок.

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным.

3. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей

Все объекты экономического анализа находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризует уровень фондоотдачи, фондоемкости, производительности труда и т. д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов является важным методологическим вопросом в экономическом анализе. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, производственная мощность и др. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность и др.

Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных и наоборот.

Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть пропускная способность железнодорожного пути, содержание железа в железорудном сырье (концентрат, агломерат, окатыши) и т.д.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей. Определяются они в процентах, коэффициентах или индексах.

При изучении причинно-следственных отношений показатели делятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязи он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, хозрасчетные задания структурных подразделений); учетные (данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была без учета их взаимосвязи соподчиненности не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа от изучения первичных показателей до обобщающих.

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, надо знать условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами в необходимых пропорциях и достигнутый уровень средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Себестоимость единицы продукции можно исчислить, зная затраты труда, материалов, сырья, суммы амортизации и др., а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путем сравнивания суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции. В такой последовательности формируются показатели при составлении плана социального и экономического развития предприятия, в такой последовательности должен проводиться и экономический анализ деятельности предприятия. Но это не исключает и обратную последовательность анализа - от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь отдельных блоков анализа между собой и достигалась единство результатов анализа по каждому разделу.

Шпаргалка по экономическому анализу.

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Из определения следует, что:

1) экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий. Экономика предприятий изучается в динамике и в статике;

2) на конечные результаты и хозяйственные процессы оказывают влияние внешние факторы. Постоянно воздействуя на хозяйственную деятельность, они отражают действия экономических законов;

3) на конечные результаты и хозяйственные процессы оказывают влияние субъективные (внутренние факторы). Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хозяйственной практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка;

4) хозяйственные процессы и их результаты получают отражение в системе экономической информации. Система экономической информации – совокупность данных, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность на различных уровнях. Информационная система динамична; она включает в себя совокупность входных данных, результаты их промежуточной обработки, выходные данные и конечные результаты, поступающие в систему управления.

Особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Хозяйственные процессы рассматриваются в становлении и развитии. Им свойственны переходы количества в качество, появление нового качества, отрицание отрицания, борьба противоположностей, отмирание старого и появление нового, более прогрессивного. Система показателей, используемых в анализе, формируется в ходе планирования, при разработке систем и подсистем экономической информации, что не исключает возможности исчисления в ходе анализа появления новых показателей.

Экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, поэтому задача анализа – раскрытие и изучение этих причин (факторов). На хозяйственную деятельность, даже на отдельный показатель могут влиять разнообразные причины. При этом необходимо установить наиболее существенные причины, влияющие на показатель.

Предварительное условие правильного анализа – экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты. Взаимосвязь и взаимозависимость между показателями определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Каждый показатель зависит от другого, каждый фактор имеет свое значение.

2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

1) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

2) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений;

3) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

4) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

5) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов. Исследование экономических процессов начинается с малого, единичного – с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.

В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Причинная связь связывает все хозяйственные факты, явления, ситуации, процессы. Вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима. Причинный, или факторный, анализ исходит из того, что каждая причина, каждый фактор получают надлежащую оценку. Причины-факторы предварительно изучаются, для чего классифицируются по группам: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хозяйственные процессы прежде всего существенных, основных, определяющих факторов. Изучение несущественных, неопределяющих факторов ведется, если требуется, во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов сложно и не всегда необходимо. В процессе анализа не только вскрываются и характеризуются основные факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, но и измеряется степень (сила) их действия. Для этого применяются соответствующие способы и приемы экономических и математических расчетов.

Методологическое единство системности и комплексности экономического анализа находит свое выражение в единстве политического и экономического, экономического и социального; в единстве целого и его частей; в разработке единой, универсальной системы показателей; в использовании всех видов экономической информации.

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья составляют основу рыночной экономики. При этом анализ имеет конкретное содержание: анализ обоснования и выполнения бизнес-планов, сравнительный анализ конкретных маркетинговых мероприятий, включающих сопоставление реального развития событий с ожидаемым за определенный отрезок времени, анализ возможностей производства и сбыта, анализ соотношения спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки качества продукции, анализ коммерческого риска и пр.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Цель экономического анализа – выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Задачи экономического анализа:

1) изучение и объективная оценка выполнения плана и эффективности производства по предприятию в целом и по отдельным подразделениям;

2) установление количественных характеристик действия различных факторов на развитие экономики предприятия и его подразделений;

3) обеспечение научно-технического и расчет-но-экономического обоснования принимаемых решений;

4) выявление внутрипроизводственных резервов и путей их рационального использования. Выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта;

5) обобщение и распределение передового опыта для повышения эффективности производства;

6) содействие осуществлению текущего контроля за деятельностью предприятий и его подразделений. Вся производственная деятельность предприятий и их финансовые результаты зависят от соблюдения принципов коммерческого расчета. Он способствует осуществлению связи между предприятиями, объединяемыми одной формой собственности, между предприятиями, базирующимися на различных формах собственности, между предприятиями и государством. Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует анализа факторов, повлиявших на исследуемые показатели, зависящие и не зависящие от предприятий;

7) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки). Достигается осуществлением ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период времени позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозным) анализом, который дает выход на планово-предположительные показатели. Используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций;

8) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

9) обоснование и проверка оптимальности управленческих решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений.

4. МЕСТО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний.

1. Практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, – требования, определяющие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

2. Развитие науки в целом и отдельных ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Отдельные формы экономического анализа были присущи учетным наукам – бухгалтерскому учету, статистике. По мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний.

Сформировавшись в самостоятельную науку, экономический анализ комплексно, системно использует данные, способы, приемы исследования статистики, планирования, бухгалтерского учета, математики и прочих наук.

Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом. Бухгалтерский учет – основной «поставщик» информации для экономического анализа. Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа информационной базой, во-вторых, в том, что статистическая наука, разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет способы и приемы экономического анализа.

Принятие управленческих решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа потребителей и покупателей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой политики; анализа конечных финансовых результатов. Поэтому экономический анализ – одно из слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Предприятие в условиях рыночной экономики начинает свою работу с составления бизнес-плана, в котором проводится анализ идеи начинаемого «дела», оценка его перспективности и финансовой результативности. Бизнес-план невозможно обосновать без использования аналитических способов и приемов.

Связь анализа и математики определяется тем, что та и другая область знаний изучает количественные отношения. Математические методы широко применяются в экономическом анализе.

Связь экономического анализа и аудита проявляется в использовании для анализа финансового состояния, финансовой устойчивости ряда коэффициентов экономического анализа (коэффициент соотношения собственных и заемных средств, коэффициент маневренности собственных средств и др.).

5. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Принципы создания рационального потока информации для управления:

1) выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения;

2) объективность отражения процессов производства, обращения, распределения, потребления, использования ресурсов;

3) единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;

4) оперативность информации, всесторонняя разработка первичной информации с выведением на ее основе производных показателей;

5) возможное ограничение объема информации и повышение коэффициента ее использования;

6) разработка программ использования и анализа первичной информации для целей управления;

7) кодирование первичных данных с целью эффективного использования.

Для целей управления в экономическом анализе хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется показателями, которые можно свести в определенную систему. Показатели:

1) стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу измерителей;

2) количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется;

3) объемные и удельные – в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Анализ тесно связан с принципами управления:

1) демографический подход к управленческому процессу;

2) координация, которая непосредственно связана с проверкой исполнения, с оперативным анализом сделанного, регулирование работ, единоначалие, коллегиальность;

3) режим экономии, внедрение которого требует глубокого анализа затрат по статьям и элементам, непроизводительных расходов и потерь, экономической эффективности производства, прибыли;

4) конкретность, оперативность руководства, объективность и научная обоснованность принимаемых решений. Все управленческие решения должны быть обоснованными и оптимальными. Информационное обеспечение оказывает оперативный анализ.

Теория принятия управленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установления параметров оптимальности. Многовариантность делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. Выбор наилучшего варианта осуществляется с помощью экономико-математического моделирования и системного анализа. Разработка и реализация маркетинговых программ связана с аналитическими расчетами. Маркетинговые программы невозможны без:

1) анализа влияния на экономику предприятий внешней и внутренней среды;

2) анализа состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

3) анализа покупателей и потребителей (имеющихся и п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: