Лекция 2
Тема 1. Информация
1.1. Понятие информации
Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
1. в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;
2. в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
3. в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
4. в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
1.2. Виды информации
Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.
По способу восприятия:
Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.
|
· Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
· Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
· Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
· Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
· Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
По форме представления информация делится на следующие виды.
· Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
· Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
· Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
· Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
По предназначению:
· Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
· Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
· Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
Прочие классификации информации: по полноте, по принадлежности (территории, физическому или юридическому лицу и т.д.), по доступу, по предметной области, по характеру использования (коммерческая, справочная, учебная и т.п.) и др
2.2. Свойства информации
Ниже перечислены свойства информации, определяющие её качества. Под качеством информации понимают степень её соответствия потребностям потребителей. Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:
|
· Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.
· Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений. [1]
· Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
· Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.
· Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.
· Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.
· Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой[2]. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:
· Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители Медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.
Особо важным является первое свойство, т.к. от него зависит правильность отображения и понимания информации человеком.
|
2.3. Формы адекватности информации
Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.
Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона.
Например: получено сообщение на английском языке. Если получатель не владеет английским (т.е. не знает того способа кодов, с помощью которого оно написано), то для него эта информация будет синтаксически на адекватной.
Семантическая (смысловая) адекватность. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации.
Например: в процессе написания автор упустил какие-либо важные детали, тем самым исказив смысл сообщения, у получателя сообщения сформируется неправильное представление о том, что ему хотели сообщить. Такая информация семантически не адекватна.
Прагматическая (потребительская) адекватность. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, практической полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели.
Например: допустим, человек собираясь в поездку в Лондон, запросил прогноз погоды в этом городе, ему в ответ пришло сообщение о погоде в Токио. Но эта информация ему не нужна, следовательно эта информация прагматически не адекватна.
2.4. Носители информации. Передача сообщения