Раздел 1. Информация, как объект изучения.




Лекция 2

Тема 1. Информация

1.1. Понятие информации

Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

1. в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

2. в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

3. в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

4. в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

 

1.2. Виды информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам.

По способу восприятия:

Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.

· Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

· Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

· Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

· Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

· Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

По форме представления:

По форме представления информация делится на следующие виды.

· Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

· Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

· Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.

· Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

По предназначению:

· Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

· Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

· Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Прочие классификации информации: по полноте, по принадлежности (территории, физическому или юридическому лицу и т.д.), по доступу, по предметной области, по характеру использования (коммерческая, справочная, учебная и т.п.) и др

 

2.2. Свойства информации

Ниже перечислены свойства информации, определяющие её качества. Под качеством информации понимают степень её соответствия потребностям потребителей. Выделяют следующие свойства, характеризующие качество информации:

· Адекватность — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

· Полнота. Информацию можно считать полной, когда она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых на основании информации решений. [1]

· Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

· Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию.

· Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения.

· Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мнения или сознания, а также от методов получения. Более объективна та информация, в которую методы получения и обработки вносят меньший элемент субъективности.

· Достоверность — свойство информации быть правильно воспринятой[2]. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть:

· Эмоциональность — свойство информации вызывать различные эмоции у людей. Это свойство информации используют производители Медиа-информации. Чем сильнее вызываемые эмоции, тем больше вероятности обращения внимания и запоминания информации.

Особо важным является первое свойство, т.к. от него зависит правильность отображения и понимания информации человеком.

 

2.3. Формы адекватности информации

Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.

Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона.

Например: получено сообщение на английском языке. Если получатель не владеет английским (т.е. не знает того способа кодов, с помощью которого оно написано), то для него эта информация будет синтаксически на адекватной.

Семантическая (смысловая) адекватность. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации.

Например: в процессе написания автор упустил какие-либо важные детали, тем самым исказив смысл сообщения, у получателя сообщения сформируется неправильное представление о том, что ему хотели сообщить. Такая информация семантически не адекватна.

Прагматическая (потребительская) адекватность. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, практической полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели.

Например: допустим, человек собираясь в поездку в Лондон, запросил прогноз погоды в этом городе, ему в ответ пришло сообщение о погоде в Токио. Но эта информация ему не нужна, следовательно эта информация прагматически не адекватна.

2.4. Носители информации. Передача сообщения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: