Практические занятия № 1-2 (2 семестр)
Обучение фонетике русского языка
Дайте полные и связные ответы на следующие вопросы:
1. Что означает термин «слухо-произносительный навык»?
2. Что такое фонетическая интерференция?
3. Какие существуют формы работы над фонетикой и интонацией? Расскажите о каждой.
4. Какие вы знаете методы обучения произношению?
5. Какие приемы работы по постановке звуков можно использовать на уроке РКИ?
6. Приведите примеры упражнений на развитие слуховых навыков.
7. Приведите примеры упражнений на развитие произносительных навыков.
Задания:
1. Познакомьтесь с образцами уроков по фонетике в учебнике Крючковой Л.С., Мощинской Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному, С. 100-112. Сравните различные типы уроков (см. таблицу).
Вводно-фонетический курс | Сопроводительный курс | Корректировочный курс | |
Цели и задачи уроков | |||
Длительность занятия | |||
Типы упражнений |
2. Составьте задания для проведения фонетической зарядки на звуки [ц], [щ] и различение твердого и мягкого [л] (подберите упражнения, пословицы, скороговорки, стихи; можете использовать игровые задания).
Аудиторная работа
– анализ конспекта урока по фонетике из пособия «Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному/ Н.В. Битехтина Г.В. Горбаневская, Н.В. Доменко и др. – Москва, 2012.
Задание для лабораторной работы
Фонетических игр и упражнений на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному
(по материалам сайта EduNeo)
На начальном этапе обучения РКИ много внимания уделяется фонетике. Процесс овладения русским языком, как известно, начинается с постановки произношения.
|
Фонетические упражнения и игры не требуют продолжительной предварительной подготовки, не занимают много времени и помогают эффективно отработать и автоматизировать навыки произношения.
Игра «Фонетическое лото»
Преподаватель подготавливает жетоны со слогами и игровые поля, похожие на карточки для игры в классическое лото (или бинго). Каждое игровое поле должно содержать предлагаемые для отработки слоги. Желательно, чтобы количество слогов было одинаковым по горизонтали и вертикали.
Игровое поле (для отработки португалоязычным студентам предлагались свистящие и шипящие согласные):
Преподаватель (или один из сильных студентов, если группа разноуровневая) достает по одному жетону и зачитывает слоги.
Студенты зачеркивают клетки с ними на игровом поле.
Выигрывает участник, первым заполнивший все клетки по горизонтали или вертикали (в любом из рядов игрового поля).
Игра «Хороший сигнал»
Цель игры – передать слово (или фразу) по цепочке без искажений и, кроме того, как правило, понятно для обучающихся.
- Студенты садятся на стулья, расставленные полукругом, или становятся в шеренгу (порядковые номера распределяются методом жеребьевки).
- Преподаватель показывает карточку с изображением предмета / слово или фразу, напечатанные на карточке, сидящему с краю или стоящему ближе всех студенту.
- От первого участника до последнего слово или фраза должны быть переданы без искажений (фонетически и интонационно правильно).
- Если студенты справились с этой задачей, значит, в группе «хороший сигнал».
- Если «сигнал» оказался плохим, по окончании игры стоит провести анализ того, как слово или фраза менялись от участника к участнику, в какой момент игры была допущена ошибка, с чем она может быть связана.
|
Игра «Самый внимательный»
При помощи этого упражнения можно отрабатывать звуки, которые вызывают затруднения у студентов, например, б / п, о / у (у говорящих на арабском языке); с / ш, з / ж (у говорящих на португальском языке); ь / и в словах типа «площадь» – «площади»; звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные и т.д.
Нужно заранее договориться со студентами об условном сигнале, например, если они услышат «б» в названных слоге или слове, они должны хлопнуть в ладоши один раз, а если «п» – два раза.
Условные сигналы не обязательно должны быть звуковыми. В качестве такового можно использовать, например, разноцветные листочки (красный для «б», желтый для «п»). Это даже более удобно, потому что позволяет преподавателю сразу оценить, кто из студентов хорошо справляется с заданием, а кто испытывает затруднения с отрабатываемыми звуками.
Преподаватель называет слоги или слова, студенты хлопают в ладоши или показывают листок определенного цвета. Ведущим может быть один из сильных студентов с хорошим произношением.
Игра «Смотри и говори»
Для этого упражнения понадобятся карточки с буквами.
Преподаватель (или один из сильных студентов) показывает обучающимся карточки, студенты называют получившийся слог.
Более сложный вариант игры – «Смотри, слушай и говори». Преподаватель показывает карточку с буквой, например, «с», и называет гласные звуки – «о», «ё», «э», «е» и т.д. Задача студентов – правильно произнести слоги: «со», «сё», «сэ», «се».