Работа с целями воспитания




О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫВОСПИТАНИЯ

 

Методические рекомендации

Москва, 2020


СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
    Примерный алгоритм разработки школьной программы воспитания      
    Работа с целями воспитания    
    Работа с задачами воспитания    
    Виды, формы и содержание деятельности:банк педагогических идей      
    Разработка плана воспитательной работы школы    
    Типичные затруднения в написании школьных программ воспитания        
  Словарь основных понятий    
         

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Назначение этих методических рекомендаций – облегчить процесс разработки школами собственных программ воспитания на основе примерной программы. Чтобы ваша рабочая программа получилась вразумительной, рабочей, и вам не пришлось бы «ломать голову» над ее содержанием, можно придерживаться некоторых простых правил.

Во-первых, воздержитесь от абстрактных и наукообразных рассуждений о всевозможных методологических основаниях, парадигмах, подходах к воспитанию. Ведь вы пишите не научную диссертацию, а разрабатываете конкретную программу работы вашей школы, и нужна эта программа в первую очередь вам самим, а не ученым мужам. Этим вы и сэкономите время, которое могло быть впустую потрачено вами на излишнее словотворчество, и сохраните здравый смысл документа, над которым работаете.

Во-вторых, постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы. Это значительно облегчит вам процесс написания программы.

В-третьих, помните, что вам не нужно во что бы то ни стало писать окончательный, не изменяемый и не подвергаемый сомнению вариант программы. Будьте внутренне готовы к тому, что изменяющиеся объективные или субъективные обстоятельства подтолкнут вас к необходимости внесения корректив в программу. Ведь она, как мог бы сказать забываемый ныне классик, не догма, а руководство к действию. Ваша программа может быть открытой для внесения корректив – и это совершенно нормальное положение вещей. Ведь по мере того, как вы будете реализовывать эту программу, могут возникать новые, ранее непредвиденные препятствия для ее осуществления, уточняться предложенные ранее идеи, отчетливее вырисовываться отдельные ее компоненты и т.п.

Но как именно все это сделать? Вот об этом-то мы и поговорим на страницах данных методических рекомендаций.

 

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ

РАЗРАБОТКИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВОСПИТАНИЯ

Создаем команду. С чего начать процесс разработки собственной школьной рабочей программы воспитания? Вопросы подобные этому обычно одними из первых приходят к нам в голову, когда мы сталкиваемся со сложным и не очень понятным нам делом. Наверное, с поиска помощников! В одиночку заместителю директора по воспитательной работе (скорее всего именно на его плечи ляжет задача разработки программы воспитания) справиться с такой работой будет тяжеловато. Нужна команда! Небольшая, но готовая прийти вам на помощь: предложить какие-то свои идеи в разработке программы, подумать над вашими идеями, проанализировать существующую практику воспитания в школе, выполнить какую-то работу с текстом и т.п. Не пренебрегайте их помощью, ведь ваши коллеги зачастую смогут увидеть то, что вы не смогли увидеть в разрабатываемом вами документе. Вокруг каждого заместителя директора по воспитательной работе обычно складывается такая неформальная группа педагогов, которым небезразлична судьба школьного воспитания. К сожалению, таких людей с каждым годом становится все меньше (в силу обилия факторов, демотивирующих педагогов современной школы), но они встречаются – те безнадежные романтики, которым до всего в школе есть дело, которые не «вымерли» в нашу ледниковую эпоху потребительского прагматизма и которые живут по принципу «если не мы, то кто же?» Именно вместе с ними вам легче будет работать.

Анализируем основные понятия. Любая наука, и педагогика в том числе, как известно не стоит на месте. Она развивается, выявляя новые закономерности, по-новому осмысливая окружающую действительность, предлагая новые способы решения тех или иных практических проблем. Отражением этого развития является и язык науки, оформленный в ее понятийном аппарате. А это значит, что понятия также развиваются: одни со временем изменяют свое смысловое значение, другие и вовсе исчезают из научного оборота, третьи приходят им на смену, завоевывая свое право на существование в научных спорах и дискуссиях.

Имея, безусловно, позитивное значение этот процесс порождает и известную понятийную путаницу. Педагогам довольно сложно бывает разобраться в том нагромождении понятий, которые употребляются сегодня в нормативных документах, методических пособиях, научных статьях или монографиях: один и тот же феномен педагогической действительности часто может обозначаться различными терминами, а в одно и то же понятие может вкладываться совершенно разный смысл. Поэтому, не претендуя на полноту и завершенность, попробуем все же внести некоторую ясность в основные понятия, используемые в программе.

Начнем, пожалуй, с понятия «воспитание», вынесенного в название программы.

Воспитание. Это понятие – одно из самых распространенных понятий в нашем профессиональном языке. Да и в обыденной речи это слово мы используем довольно-таки часто. Так, поисковая система Google на слово «воспитание» выдает около десяти с половиной миллионов (!) ссылок. Определений понятия «воспитание» также существует большое количество. Мы не будем здесь останавливаться на их подробном критическом анализе, отметим для себя лишь наиболее удачное из них – то, которое принадлежит таким известным ученым как Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова. Они определяют это понятие следующим образом: воспитание –есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Данное определение представляется нам наиболее убедительным. Оно небольшое по объему. В нем сведены к оптимуму всевозможные уточнения, пояснения, оговорки и подчеркивания нюансов – а это немаловажно для удобства его использования. В нем четко обозначена специфика цели воспитания – развитие личности ребенка. Наконец, в нем наиболее удачно отражена суть феномена воспитания – управление через создание благоприятных условий.

Это определение, однако, имеет и своих критиков. Наиболее распространенные замечания касаются встречающегося здесь слова «управление». Не является оно указанием на авторитарный характер воспитания? Позволительно ли педагогу управлять? На наш взгляд, поводов для подобных критических выводов тут нет. Здесь речь идет об управлении в широком смысле, применяемом по отношению к самым разным объектам: автомобилю, ресурсам, качеству образования, развитию личности. Обратите внимание – в отмеченном нами определении воспитания говорится не об управлении ребенком (что действительно дало бы повод говорить об авторитарности), а именно об управлении развитием личности ребенка. Кроме того, его авторы поясняют: управление через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием – это значит создавать благоприятные условия для развития.

Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Результат воспитания– это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

Как видим, цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Поэтому иногда в документах цель и ожидаемые результаты описываются в одном разделе. Если же необходимо описать их отдельно друг от друга, то грамотнее это сделать так: цель можно сформулировать в более общем виде, а результаты – в более развернутом, но обязательно в соответствии с описанной ранее целью.

Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.

Продумываем структуру программы. Думается, что удобнее всего будет структурировать программу следующим образом. Поскольку программа воспитания (как, наверное, и любая другая программа, реализуемая в школе) – это программа педагогической деятельности, постольку и логика ее построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:

- зачем вы планируете что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности),

- на чем именно вы планируете сосредоточить свои усилия (другими словами, каковы направления деятельности, по которым будет строиться воспитательная работа),

- что конкретно и как именно вы планируете действовать (другими словами, каковы виды, формы и содержание вашей деятельности),

- как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.

Руководствуясь этим принципом, а также памятуя о том, что в содержании программы надо отразить все требования ФГОС ОО, можно структурировать разрабатываемый вами документ таким образом.

Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором может быть размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.

Поскольку общие сведения о школе уже указаны в Основной образовательной программе, в данном разделе нет необходимости их повторять. Объемом этот раздел не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста.

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели. Поскольку этот раздел в основном будет заимствоваться школой из примерной программы воспитания (подробнее об этом ниже), то и объем его будет примерно таким же, как в примерной программе.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школе необходимо показать, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел должен состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен быть ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из направлений осуществления воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями должны стать:

· «Классное руководство»,

· «Школьный урок»,

· «Курсы внеурочной деятельности»,

· «Работа с родителями»,

· «Самоуправление»,

· «Профориентация».

Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования.

Вариативными модулями могут быть:

· «Ключевые общешкольные дела»,

· «Детские общественные объединения»,

· «Школьные медиа»,

· «Экскурсии, экспедиции, походы»,

· «Организация предметно-эстетической среды»

· и т.п.

Если школа хочет добавить в свою программу какой-то новый модуль, она должна руководствоваться следующими принципами: 1) новый модуль должен отражать реальную деятельность школьников и педагогов, 2) эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, 3) эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой. В противном случае добавление нового модуля в вашу программу нецелесообразно.

Объемом раздел «Виды, формы и содержание деятельности» не должен превышать объем соответствующего раздела в примерной программе. Более того, мы рекомендуем делать его значительно короче. Ведь содержание данного раздела примерной программы заведомо избыточно, так как является лишь ориентиром. Школьная же программа должна отражать лишь то, что на самом деле происходит в образовательной организации.

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы», в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы. Обратите внимание, в данном разделе НЕ СЛЕДУЕТ приводить результаты осуществляемого школой самоанализа воспитательной работы. Здесь нужно всего лишь перечислить основные его направления, критерии и способы его осуществления. Объем данного раздела мы рекомендуем делать не более 0,5 – 1 страницы текста.

К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться. Итак, у образовательной организации «на выходе» должна получиться единая для всей школы программа воспитания с прилагающимися к ней тремя разными (хотя в чем-то и совпадающими) планами воспитательной работы.

 

Программа воспитания
Единые для всех уровней общего образования разделы: · «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» · «Цель и задачи воспитания» · «Виды, формы и содержание деятельности» · «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Особенные для каждого уровня общего образования приложения: календарные планы воспитательной работы

 

Приступаем к разработке. Ну а теперь, обращаясь к тексту примерной программы воспитания, можно приступать к составлению своих рабочих программ. На что здесь следует обратить внимание?

В первую очередь, на то, что примерную программу воспитания необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. Это делается для того, чтобы освободить образовательные организации от излишней «бумажной» работы и дебюрократизировать процесс создания собственных программ воспитания. По сути, разработчикам школьных программ воспитания остается лишь скорректировать уже имеющийся текст примерной программы под свою специфику и добавить к ней план-сетки мероприятий.

Разрабатывая собственную программу воспитания, вы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом имеющихся у вас кадровых и материальных ресурсов.

Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Если у вас есть желание добавить их, вы вправе это сделать.

Разрабатывая собственную программу воспитания, вы можете располагать выбранные вами модули в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы вашей школы.

Важно при этом учесть, что ваша программа должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

Наконец, не забывайте о самом важном: программа не является инструментом воспитании; ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание школьников.

Итак, подчеркнем еще раз – у вас должно получиться три модификации программы воспитания, каждая из которых состоит из двух частей:

1) единой для всех уровней общего образования части, включающей 4 основных раздела – составляется на основе примерной программы путем удаления неактуальной или добавления необходимой для каждой конкретной школы информации:

- о специфике воспитательного процесса в школе,

- о задачах воспитания,

- о видах, формах и содержании деятельности,

- об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса.

2) особенной для каждого уровня общего образования части, представляющей собой ежегодный календарный план воспитательной работы – разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год.

Работа с целями воспитания

Одна страна – одна и цель воспитания в школах страны. Именно такой принцип положен в основу раздала примерной программы «Цель и задачи воспитания». Цель здесь формулируется исходя из ориентиров ФГОС ОО и основывается на базовых для нашего общества ценностях – таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Целью воспитания в образовательных организациях провозглашается личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Наверное, кому-то покажется, что работа с представленной в примерной программе целью – дело малозначимое и никому не нужное. Тем более, что школа не может ее менять. Действительно, менять она ее не может (представьте, что было бы, если в каждой образовательной организации цель воспитания виделась по-разному?). Но и принимать эту цель бездумно, не осмыслив ее, не конкретизировав ее под специфику работы конкретной школы и конкретного педагога – тоже никому не нужно. Не нужно – потому, что без этого осмысления и этой конкретизации цель воспитания останется всего лишь пустыми словами. Осмысление цели своей работы с детьми важно потому, что оно придает этой работе целостность, делает ее целенаправленной, а значит, и более качественной.

Чтобы процесс осмысления школьными педагогами цели своей воспитательной деятельности не стал формальным, его следует начать с попытки честно ответить самим себе на некоторые вопросы: ради чего на самом деле мы работаем с детьми; ради чего мы проводим уроки, беседы или классные часы; ради чего мы берем руководство кружком или факультативом; ради чего мы ведем своих ребят в поход или готовим вместе с ними школьный спектакль? Именно с ответов на эти вопросы и начинается настоящий процесс осмысления и конкретизации заявленной в программе цели воспитания.

Задумайтесь над ответами, которые вы получили. Если хотя бы некоторые из них окажутся связанными с воспитанием, нужно постараться упорядочить их – то есть представить в виде удобной для практического применения модели. Вот здесь то вам и поможет примерная программа воспитания. В ней как раз представлена такая модель.

Провозглашая целью воспитания личностное развитие школьников, ее составители затем акцентируют внимание на различных аспектах этого развития, его частных составляющих. Рассмотрим их подробнее.

Первое – это усвоение ребенком социально значимых знаний, то есть знаний о тех объектах и явлениях, которые считаются значимыми в окружающем его обществе, которые ценятся в нем более всего. Такие знания помогут растущему человеку лучше ориентироваться в жизни этого общества, понимать, на каких ценностях оно базируется, что в нем считается нужным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы формы социально одобряемого и социально неодобряемого поведения. Это те знания, без которых он рискует вести себя в обществе неадекватно ожиданиям этого общества, другими словами, - как слон в посудной лавке. Все это можно назвать когнитивной, знаниевой стороной процесса личностного развития ребенка. Задумаемся, какие именно социально значимые знания мы хотим передать своим воспитанникам? Что мы считаем важным для них? Без каких знаний мы не мыслим их полноценного личностного развития? Ответы на эти вопросы станут первым шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.

Второе – это развитие социально значимых отношений ребенка, то есть позитивных отношений к тем объектам и явлениям, которые признаются в окружающем его обществе ценностями. Развивая в себе такие отношения, ребенок получает больше возможностей для гармоничного вхождения в общество, в сложившуюся в нем систему социальных отношений. Это можно назвать реляционной, отношенческой стороной процесса личностного развития ребенка. Спросим себя, какие именно отношения мы хотели бы развивать в своих воспитанниках? Какие из этих отношений важны для них в их нынешней и будущей жизни, а какие, может быть, нет? Что необходимо ценить сегодня, а что – считать неприемлемым? На что из всего этого мы в состоянии повлиять как педагоги? Хотим ли повлиять? И будем ли предпринимать такие попытки? Отвечая на все эти вопросы, мы делаем второй шаг в конкретизации представленной в программе цели воспитания.

Третье – это приобретение ребенком опыта осуществления социально значимых дел, то есть тех дел, которые были бы направлены на пользу окружающего его общества, которые считаются в этом обществе значимыми. Такой опыт приобретается в процессе всевозможных социальных проб ребенка, вовлекающих его в те формы реального взаимодействия людей, которые поддерживают нормальное функционирование общества. Это можно назвать деятельной стороной процесса личностного развития ребенка. По сути, речь здесь идет о предоставлении ребенку возможности попробовать себя в реальных социально значимых делах. В какие именно социально значимые дела вы считаете важным вовлекать современного школьника? Какой именно опыт он должен, на ваш взгляд, приобрести? Что для этого в состоянии сделать ваша школа, ваши педагоги? Ответы на эти вопросы будут третьим шагом конкретизации представленной в программе цели воспитания.

Следует понимать, что личностное развитие школьника — это сложный и нелинейный процесс, который далеко не всегда идет по восходящей.

Важно помнить еще и то, что достижение указанной в программе цели должно быть поступательным. Форсирование достижения этой цели нежелательно. Представим себе такую ситуацию: классный руководитель решил вовлечь своих воспитанников в социально значимые дела и для этого организовал в своем классе волонтерский отряд, призванный оказывать посильную бытовую помощь пожилым одиноким людям. Замечательное дело, важное, полезное, социально значимое! Но насколько успешными будут эти дела, если школьники не усвоили элементарные знания о нормах общения с пожилыми людьми, если они не понимают, что такое старость и одиночество, что чувствует одинокий человек, как он живет, какие проблемы испытывает и в чем действительно нуждается? Смогут ли эти волонтерские дела действительно дать детям важный жизненный опыт, если у школьников не сформировано ценностное отношение к пожилым людям, уважение к старости и к старикам? Думается, что вряд ли…

В то же время не следует воспринимать названные выше три аспекта личностного развития школьника как то, что требует обязательно трех разных временных этапов организации работы с детьми. Это не так. Иногда благоприятные условия для достижения всех трех составляющих цели воспитания могут быть созданы педагогом и в рамках одного и того же дела или цикла таких дел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: