Для сокращения времени пуска дизеля в холодное время года, уменьшения износа и облегчения работы пускового устройства применяют легковоспламеняющиеся пусковые жидкости, свечи накаливания, электрофакельные и жидкостные подогреватели.
Пусковые жидкости. Пусковую жидкость «Холод Д-40» используют при температуре окружающего воздуха ниже минус 20 °С. Она представляет собой смесь эфира, спирта и моторного масла, которая подается во впускную трубу двигателя специальным устройством, устанавливаемым на тракторе во время пуска. Пуск дизеля возможен, если прокручивать его коленчатый вал с частотой 1 с-1.
Свеча накаливания. Она состоит из корпуса 2 (рис. 62, а), на котором укреплены стержень и спираль 3 накаливания. Свечу однопроводного исполнения устанавливают во впускной трубе дизеля. Спираль нагревается электрическим током от аккумуляторной батареи. Свечу используют при температуре воздуха не ниже минус 15°С и включают перед пуском дизеля.
Электрофакельный подогреватель. Для более интенсивного нагрева воздуха, проходящего во впускной трубе 9 (рис. 62, б), служит электрофакельный подогреватель. Его спираль 3 расположена во впускной трубе, а над ней находится электромагнитный клапан 7, закрывающий канал А дозирующего устройства. Через этот канал подается дизельное топливо от фильтра тонкой очистки или из специального бачка.
Подогреватель работает следующим образом. При повороте ключа 12 из нейтрального положения 1 в положение II ток из аккумуляторной батареи поступает в спираль накаливания и контрольный элемент. Спустя 30...35 с, когда спираль разогреется до температуры 950°С, ключ устанавливают в положение III. Спираль остается включенной, и одновременно включаются стартер и электромагнитный клапан 7. Последний открывает топливоподводящий канал, и топливо подается из него на раскаленную спираль и воспламеняется. Проходящий по впускной трубе воздух нагревается от пламени и поступает в цилиндры. После пуска дизеля ключ возвращают в исходное положение, подача тока в спираль прекращается, а электромагнитный клапан закрывает топливоподводящий канал.
|
Жидкостный подогреватель. Для работы в зимних условиях многие двигатели жидкостного охлаждения оборудуют пусковыми подогревателями, поскольку пуск двигателя в таких условиях затруднен.
Пусковой жидкостный подогреватель состоит из котла 11 (рис. 63), кожуха 12 поддона, топливного бака 3, электровентилятора 8, элек тромагнитногоклапана 4, соединительной арматуры и пульта управления.
а б
Рис. 62. Приспособления для облегчения пуска дизеля:
а - свеча накаливания; б - схема электрофакельного подогревателя;
1 - изолятор; 2 - корпус; 3 - спираль накаливания; 4 - стержень;
5 - полый болт; 6-электромагнит; 7 -клапан; 8 -кожух; 9 -впускная труба; 10 - резистор; 11 - контрольный элемент; 12 - ключ; 13 - реле; А - топливоподводящий канал; I - нейтральное положение; II - включена спираль накаливания; III - включены спираль накаливания, электромагнит и стартер
Рис. 63. Схема пускового жидкостного подогревателя:
1 - двигатель; 2-заливная горловина; 3 - топливный бак; 4 -электромагнитный клапан; 5 - регулировочная игла; 6 - контрольная спираль; 7 - переключатель; 8 - электровентилятор; 9 - штуцер для присоединения топливоподводящей трубки; 10 - свеча накаливания; 11 - котел; 12 - кожух поддона
|
Последний представляет собой металлическую коробку. В ней находятся контрольная спираль 6, включатель и переключатель 7, которым включают элекгровентилятор и электромагнитный клапан.
В камеру сгорания котла топливо (бензин низких сортов) попадает самотеком из бака 3. Поступление топлива дозируется регулировочной иглой 5 электромагнитного клапана 4. Воздух подается электровентилятором 8. Смесь воспламеняется свечой 10, о работе которой судят по накалу спирали 6. Воду заливают в котел подогревателя через горловину 2.
Подогреватель пускают в работу в определенной последовательности, описанной в инструкциях по эксплуатации трактора. Факел, образовавшийся в котле, подогревает его полость, связанную с водяной рубашкой двигателя. Одновременно горячие газы направляются в кожух 12 и подогревают масло в поддоне двигателя. Вода в системе охлаждения двигателя подогревается до температуры
60...70°С, а масло в поддоне двигателя — до 40...50°С. Пусковой подогреватель обеспечивает надежный пуск двигателя в течение 20 мин.
Если температура окружающего воздуха ниже минус 15°С, то вместо холодной воды в систему рекомендуется заливать горячую воду или антифриз. При использовании системы пускового обогрева необходимо помнить, что работа подогревателя без воды в котле более 1,5 мин запрещается. Неполное заполнение котла водой приводит к его перегреву и выходу из строя. Нельзя пускать горячий подогреватель без продувки котла электровентилятором. Запрещается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.
Когда жидкость удаляют из системы охлаждения двигателя, необходимо открыть и спускной краник подогревателя. При переходе на летний период эксплуатации пусковой подогреватель следует снять с двигателя.