ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТЕХНИКУМЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ




ИСТОРИЯ ПЕРМСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА В ГОДЫВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Исследование выполнил

студент гр. 1 АТ – 84

Гартман Э. А.

 

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Тетерин А. Д.

 

 

Пермь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…………….3

ГЛАВА 1. Организация обучения в Пермском железнодорожном техникуме в годы Великой Отечественной войны…………………………4 – 9

ГЛАВА 2. Вклад учащихся Пермского железнодорожного техникума в работу тыла в годы Великой Отечественной войны…………….……….10 – 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………...…………...14 – 15

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………..16 – 17

ВВЕДЕНИЕ

 

В канун 65-й годовщины Победы нашей страны в Великой Отечественной войне исследование вопроса об истории учебных заведений в военные годы является как никогда актуальным. Новое поколение студентов зачастую сталкивается с отсутствием информации о своем учебном заведении в эпохальных событиях отечественной и мировой истории.

Патриотическое же воспитание современного поколения учащихся должно в первую очередь базироваться на исследовании того, с чем непосредственно сталкивается человек в своей жизни – история семьи, история школы, история среднего специального или высшего учебного заведения. Только историческое знание о своем окружении лежит в основе патриотического восприятия истории России.

Цель данной работы – показать с многих сторон функционирование Пермского железнодорожного техникума в годы Великой Отечественной войны. Данная цель реализуется через следующие задачи:

охарактеризовать учебную деятельность техникума в 1941 – 1945 гг.;

охарактеризовать вклад техникума в работу тыла в 1941 – 1945 гг.;

охарактеризовать бытовые условия жизни техникума в 1941 – 1945 гг.

Специальной литературы, посвященной разносторонней характеристике истории техникума в годы Великой Отечественной войны нет, имеющиеся исторические обзоры дают лишь общую характеристику, не позволяющую полностью оценить вклад техникума в работу тыла, а также его проблемы. Именно поэтому наша работа в первую очередь базируется на исследовании разнообразных источников, позволяющих не только увидеть официальные вехи в функционировании техникума, но и, что наиболее актуально в современной исторической науке, показать историю повседневности техникума и его быта.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРМСКОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТЕХНИКУМЕ В ГОДЫВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Пермский институт железнодорожного транспорта расположен на живописном берегу Камы в двух старинный зданиях, построенных еще в ХIХ веке и являющихся памятниками истории и культуры. Это одно из старейших учебных заведений на Западном Урале. История учебного заведения начинается с ноября 1881 года. Именно тогда с целью подготовки кадров для Уральской горнозаводской дороги в губернском городе Перми на улице Торговой (ныне улице Советской) было открыто Пермское мужское техническое железнодорожное училище. После революции 1917 года техническое училище было переименовано в железнодорожный техникум. Затем была смена названия города Перми на город Молотов, а в 1941 году техникум переименовали из Молотовского железнодорожного техникума в Молотовский путейно-строительный техникум.

Великая Отечественная война – героический и тяжелейший период в истории нашей страны, время суровых испытаний нашего народа. Железные дороги Урала выполняли огромную работу по перевозке грузов для фронта и народного хозяйства. Более семи тысяч работников Пермского отделения железной дороги ушли добровольцами на фронт, многие из них погибли.

Учащиеся и преподаватели техникума внесли большой вклад в разгром нацистской Германии. Добровольцами вместе с учащимися ушли на фронт директора техникума Константин Степанович Мацкевич и Георгий Леонидович Таранец, добровольцами были и братья Белоглазовы. Выпускник техникума 1938 года Иван Федорович Кананович сражался под Сталинградом, участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Австрии, он кавалер шестнадцати орденов и медалей. Выпускник 1940 года Евгений Степанович Егуданов – фронтовик. С третьего курса ушел на фронт Георгий Матвеев и погиб в 1942 году. Не увидел окончания войны и выпускник 1937 года Павел Гаврилович Казанцев, сгоревший в танке в июле 1941 года, погиб в бою выпускник Виталий Михайлович Морозов. За отвагу и мужество, проявленные в годы войны, отмечены боевыми наградами и правительственными орденами выпускники техникума Д. Мосягин, В. Морозов, В. Сивков, Е. Батуева, М. Дудин, братья Белоглазовы, Д. Трушина и многие другие… [2.2, С. 16]

В мае 1942 года Государственный комитет обороны принял решение не призывать в Красную Армию и возвратить из армии машинистов и помощников машинистов паровозов. Президиум Верховного Совета СССР 15 апреля 1943 года издал указ «О введении военного положения на железных дорогах», для укрепления единоначалия в мае 1943 года были упразднены политотделы на транспорте. 4 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик выпускникам техникума присваивалось звание техника-лейтенанта пути и строительства. [2.3]

Для восстановления разрушенных захватчиками путей, мостов и других сооружений, для строительства новых магистралей железнодорожному транспорту были нужны квалифицированные кадры. В суровых условиях войны техникум продолжал выпуск специалистов железнодорожного транспорта в основном по специальности «Путь и путевое хозяйство», но кроме этого в 1941 и 1942 годах выпустили техников – вагонников и паровозников.

Вот данные о выпуске по годам:

1941 год – 10 вагонников, 31 паровозник, 46 путейцев;

1942 год – 10 вагонников, 27 паровозников;

1943 год – выпуска не было;

1944 год – 40 путейцев;

1945 год – 29 путейцев. [2.2, С. 17]

Юноши и девушки до 18 лет, подлежащие призыву в железнодорожные учебные заведения, на основании Указа Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, освобождались от мобилизации. Стране нужны были квалифицированные кадры. Архивные материалы дают представление о показателях набора в учебные заведения ремесленного типа. В основном, требовалось организовывать из числа сельской и городской молодежи юношей и девушек для обучения в железнодорожном техникуме. Указывался и рекомендуемый возраст: юноши 14 – 15 лет и девушки 15 – 16 лет. Вчерашним подросткам предстояло краткосрочное обучение, а затем тяжелый, порой опасный труд, требующий максимальной точности и физического напряжения. Таким образом, для пополнения коллектива техникума были мобилизованы учащиеся седьмых – десятых классов из школ города Перми и области. Занятия велись по сокращенным срокам обучения, были созданы ускоренные группы. Техникум также принял в свои ряды и эвакуированные коллективы железнодорожных техникумов Ладейного Поля (паровозный) и Волховстроя (путейско-строительный).

Однако сказать, что в техникум в годы войны брали всех желающих, нельзя. Заявление о поступлении подавались на имя начальника техникума лично или по почте с обязательным приложением, куда входила автобиография, подлинник свидетельства о рождении, подлинник свидетельства об образовании и для военнообязанных – справка об отношении к воинской службе. Приемные экзамены устанавливались по следующим предметам – конституция, математика (письменно и устно) и русский язык (письменно и устно). От приемных экзаменов освобождались лишь лица, закончившие семилетку с отметками «отлично» и «хорошо». Выпускники 9 и 10 классов средней школы принимались сразу на второй курс без испытаний. Студенты техникума, как уже сообщалось выше, пользовались отсрочкой призыва в Красную Армию. [1.2]

В 1943 году для успевающих студентов была предусмотрена стипендия:

1 курс – 125 рублей;

2 курс – 150 рублей;

3 курс – 175 рублей;

4 курс – 200 рублей.

Для имевших 2/3 отличных оценок и 1/3 хороших стипендия повышалась на 25 процентов. Кроме того, студенты техникума пользовались всеми правами работников железнодорожного транспорта, то есть снабжением по нормам для рабочих промышленности и транспорта, обеспечивались столовой с двухразовым питанием и для нуждавшихся – общежитием с постельным бельем. Кроме того, техникум имел свое подсобное хозяйство.

На основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик от 23 апреля 1943 года № 438 руководители государственных, кооперативных и общественных предприятий обязаны были освобождать принятых в техникум от работы в сельском хозяйстве, на предприятиях и в учреждениях за 10 дней до начала занятий, а для лиц, допущенных к приемным экзаменам, предоставлять отпуск без сохранения заработной платы за 10 дней до начала экзаменов. На вступительные экзамены, к слову, как раз и отводилось 10 дней, обычно, с 20 сентября, а к учебе учащиеся приступали уже 1 октября. [1.2]

Всего за это время техникум насчитывал 300 – 350 учащихся, примерно, 60 процентов обучалось производственников. Огромную помощь в получении специальностей оказывали педагоги-воспитатели: Иосиф Львович Белый – директор техникума, Н. А. Знаменский, А. П. Чебыкин, О. Я. Студенникова и другие. Кроме общеобразовательных предметов, в техникуме изучалось военное дело, а в летний период юноши направлялись в военные лагеря.

А вот что помнит об обучении в техникуме в начале войны артиллерист-фронтовик Савва Львович Белоглазов: «Я учился в семилетке, а потом – в Молотовском железнодорожном техникуме. В январе 1942 года у нас был выпуск досрочный, а должны были в конце года закончить. Специальность у меня была техник-механик вагонного хозяйства. То, что приближается война, мы по общему состоянию как-то не ощущали. В техникуме как-то отложились только события на Халхин-Голе. 22 июня 1941 года я встретил в Свердловске, мы проходили практику на вагоноремонтном заводе. Практику уже закончили и собирались ехать обратно в техникум. На каникулы собирались, все оформили, рассчитывали, что поедем. Объявили войну, и мы не успели оттуда уехать по быстрому. Приехали в техникум, никаких каникул уже, ясное дело, не было. Нашу группу послали на строительство вторых путей на станции Ергач, между Пермью и Свердловском; работали порядка месяца. Оттуда приехали – послали снова, тоже вроде практики, на станцию Чусовская. Практика есть практика. Там мой старший брат уже работал, он этот же техникум закончил. Я его там проводил в армию. После практики продолжили учебу. А в начале января 1942 года нам выдали дипломы». [1.1]

Что касается успеваемости и дисциплины учащихся, то она далеко не всегда устраивала администрацию учебного заведения. На одном из педсоветов в апреле 1942 года начальники Волховстройского (Павлов А. П.), Лодейнопольского (Фомченко И. Е.) и Молотовского (Иванов П. А.) техникумов вместе с преподавателями сообщали, что «учащиеся могут и должны лучше работать». «Трудовая дисциплина» (а именно так назывался учебный процесс в документах), по наблюдениям администрации, была на довольно низком уровне. Наиболее типичными нарушениями трудовой дисциплины были названы неявки на урок физкультуры, на утреннюю поверку и отказ пойти на санобработку. Также вставала проблема опозданий, как учащихся, так и преподавателей. Как отмечает педсовет, «опоздание учащихся и преподавателей на 3 – 4 минуты и даже более стало обычным явлением». В качестве решительных мер борьбы за дисциплину использовались выговоры, и даже исключение из техникума. [1.5]

Успеваемость тоже вызывала ряд вопросов. По итогам первого семестра 1942/1943 учебного года, например, абсолютная успеваемость (количество обучающихся на «4» и «5») по всем специальностям составляла 43,5 %, а относительная (количество обучающихся без «2») – 87,22 %. Педсовет неоднократно обращал внимание и на такие проблемы, как невыполнение домашних заданий, отказ отвечать урок, а также то, что «тетради учащихся находятся в хаотическом состоянии». Было замечено неумение и нежелание учащихся «систематически работать над книгой». [1.5]

В поиске мер повышения качества образования, администрация техникума вместе с преподавателями с 1942/1943 учебного года ввели в практику проведение так называемого «трехчасовика самоподготовки», смысл которого заключался в подготовке домашних заданий и работ в стенах самого техникума и под определенным надзором преподавателей. С введением самоподготовки учащиеся стали лучше выполнять домашние задания, и успеваемость стала повышаться. Например, по сравнению с первым семестром 1942/1943 года в феврале-марте второго семестра количество обучающихся на «4» и «5» увеличилось в среднем по техникуму на 20 %. В результате таких показателей педсовет делал вывод о том, что «проведение трехчасовика самоподготовки надо продолжать и укреплять, как давший положительные результаты». Помимо всего этого профкому и комсомольской организации указывалась необходимость также включиться в общее дело за борьбу по повышению качества успеваемости и трудовой дисциплины. [1.5]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: