ВКЛАД УЧАЩИХСЯ ПЕРМСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА В РАБОТУ ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ




В годы войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!» Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. Подростки, подчас оставаясь единственными кормильцами семьи, наряду с учебой активно шли работать на производство. «Мы вспоминаем, словно сказку и годы учебы и годы труда, но то, что было с нами в 16 лет, мы не забудем никогда! Помню, как перед уроками, прижавшись к круглой железной печи (парового отопления не было), мы повторяли задания. Очень у нас была развита взаимопомощь в учебе и интерес к ней. Видимо, трудные годы жизни во время войны рано сделали нас взрослыми», – вспоминает тяжелые сороковые годы выпускница техникума, а впоследствии – заведующая заочным отделением железнодорожного техникума Лена Рафаиловна Суслова. [2.3]

Несмотря на все это, и преподаватели, и учащиеся помогали фронту всем, чем могли. Так, ими было собрано более 11 тысяч рублей на постройку работниками дороги танковой колонны и эскадрильи боевых самолетов. Кроме подписки на военные займы, собирали теплые вещи для воинов. Учащиеся не имели каникул, преподаватели – отпусков. В 1942 году в каникулярное время они проводили летний ремонт пути на перегоне Пермь – Левшино, трудились на уборке овощей в совхозе «Обва», заготовляли для ДорУРСа (дорожное управление рабочего снабжения) грибы и ягоды, по поручению Обкома партии работали на разгрузке и погрузке военных грузов для отправки его Камским речным пароходством, трудились на шпалопропиточном заводе. А вот выдержка из годового отчета техникума за 1944 год под заголовком «Помощь техникума фронту и транспорту», которая дает возможность полностью ощутить вклад студентов техникума в тыловые будни: «Группа студентов в количестве 28 человек по приказу Начальника Пермской железной дороги за номером 461, была командирована на аварийную дистанцию пути (город Губаха) сроком на 15 дней на путевые работы. Выполненные работы:

· Поднято на щебень два стрелочных перевода, произведена сплошная смена рельс 0,5 км.

· Все студенты принимали участие в очистке станции Пермь от снега. Затрачено 1020 челов./часов.

· В мастерских техникума изготовлено для железных дорог, освобожденных от немецких оккупантов – различных инструментов и деталей для автомобилей на сумму 50 тысяч рублей и для воинской части 12 стульев.

· Заготовлено и отгружено на станции Пермь-I – 1000 кубометров дров». [1.4]

В мастерских техникума вообще достаточно стабильно учащиеся изготовляли для нужд железных дорог различные инструменты, элементы электропитания, замки, редукторные валики, поршневые кольца и другие детали и даже мебель. А с 1 января 1943 года мастерские техникума перешли и на изготовление деталей для перевода всего автопарка дороги на газогенераторные установки. [1.3]

Активно участвовали преподаватели и учащиеся в так называемых субботниках и воскресниках, во время которых выполнялась как железнодорожная работа (ремонт пути, постановка на щебень комплектов стрелочных переводов), так и общеполезная работа, например, сбор металлолома и участие в строительстве жилья для рабочих.

Кроме всего этого, учащиеся техникума дежурили в военных госпиталях и давали шефские концерты. Словом, как звучало в октябрьском отчете техникума за 1942 год, «весь коллектив техникума занял не последнее место в оказании трудовой помощи железнодорожному транспорту и Отечеству». [1.7]

Что касается самого техникума, он находился в очень трудных условиях. Помещение не было приспособлено к занятиям. Основные средства уходили для фронта, поэтому возможности финансировать обучение были очень ограничены. Учащиеся сами своими силами доставляли хлеб на тачках в столовую, который выдавался по карточкам. Своими же руками построили общежитие на улице Карла Маркса (ныне – улица Сибирская). В зимнее время учащиеся сами отапливали комнаты. Ощущалась острая нехватка одежды, обуви, нательного и постельного белья, мыла и многого другого. Одна из проверок состояния общежитий выявила, что в среднем на 9 человек приходится только один матрац, ученики вынуждены спать на голых досках, в общежитиях очень холодно, почти каждую ночь часть деревянных нар ребята рубят на дрова. Один из учеников, вымывшись, надел на чистое белье грязный промасленный костюм, так как «другого не имеет, руки не моет, так как горячей воды в умывальнике никогда не бывает, а холодной промасленные руки все равно не отмоешь». В первые военные годы ученики в среднем ежедневно получали растительного и животного масла на человека 20 граммов (норма – 40), картофеля – 150 граммов (норма – 550), а молока, яиц, овощей, как правило, не получали вообще. Ситуация изменилась в лучшую сторону только с 1943 – 1944 года. [2.1]

Кстати, после реэвакуации из Перми Волховстройского техникума в середине августа 1944 года, часть преподавателей и студентов второго курса и вновь набранного первого курса из числа эвакуированных и местных уехали вместе с ним в Ленинградскую область. Однако уже к 1 января 1945 года больше половины всех первокурсников (52 человека из 100) вернулись в Пермь. В качестве причин возвращения в Пермь сами учащиеся называли недостаточное питание (вне родительского дома оно было намного хуже) и неотапливаемость учебного корпуса и общежития. Это позволяет сделать вывод о том, что в бытовом плане положение в Молотовском железнодорожном техникуме с 1944 года выглядит по сравнению с другими городами более преимущественно. [1.6, С. 1]

Таким образом, делая вывод о бытовых условиях техникума и его вклад в работу тыла в годы войны, можно сказать, что, несмотря на временами тяжелые условия, страна стабильно получала квалифицированных специалистов из стен Молотовского железнодорожного техникума.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев различные направления деятельности Молотовского (Пермского) железнодорожного техникума в годы Великой Отечественной войны, можно сделать следующие выводы.

Имеющее глубокие исторические корни наше учебное заведение внесло свой вклад в общую Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Многие выпускники, преподаватели, сотрудники и руководители техникума ушли на фронт и оставили свой отпечаток в героической истории нашего Отечества.

Заинтересованность государства в квалифицированных работниках железнодорожного транспорта показывает важную роль, которую играет в истории не только железная дорога, но и соответствующие учебные заведения, к которым относился и наш техникум. Показательно и то, что учащиеся железнодорожных техникумов не только освобождались от мобилизации, но и после коренного перелома в войне стали получать неплохую по тем временам стипендию. Эти условия, в свою очередь, предъявляли достаточно серьезные требования к поступающим в техникум.

О значимости Пермского железнодорожного техникума говорит и то, что именно в Пермь были эвакуированы подобные учебные заведения из Ладейного Поля и Волхова, что весьма разнообразило количество специальностей, по которым проходило обучение.

Даже, несмотря на то, что педагогические работники техникума жаловались на недостаточную успеваемость и проблемы дисциплины, факты говорят о том, что если сравнивать успеваемость тех лет с успеваемостью во многих современных учебных заведениях, то сравнение будет не в пользу нынешней молодежи.

Следует отметить и многоплановые работы, которые выполнялись учащимися и сотрудниками техникума во внеурочное время. Вклад в работу тыла был очень многоплановым и не был только зависим от специализации техникума. Что касается бытовых условий, то вполне логично, что в первые годы войны все усилия советского государства и народа были брошены на остановку немецких захватчиков. Именно поэтому условия жизни и обучения могут вызывать негативные эмоции, однако, когда ситуация на фронте менялась к лучшему, то и в тылу происходили позитивные преобразования.

В целом, можно сказать о том, что, несмотря на все трудности, техникум в годы войны внес достойную лепту, как в работу тыла, так и фронта. Также следует понимать, что благодаря практически бесперебойному выпуску квалифицированных железнодорожных рабочих Пермский железнодорожный техникум внес свой огромный вклад в создание базиса для успешного послевоенного функционирования не только железных дорог, но и всей экономики страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: